Александр Чугунов
«На работе мы партнёры по номеру, а, сняв костюмы или репетиционную одежду, снова становимся семьёй»
Александр, как зародилась семейная цирковая история?
В феврале 1994 года в ивановском цирке состоялась премьера номера «Джазовые импровизации», семейное трио — я, одиннадцатилетний брат и отец. Так и появился наш семейный номер.
Ваш отец, Виктор Чугунов, начинал свой путь с детской цирковой студии, где совместно с Вениамином Прохоровым и Натальей Терешкиной создал уникальный номер жонглёров на моноциклах. В чём уникальность постановки? Какого возраста были артисты?
Они создали номер «Нижегородские сувениры», и с ним, в возрасте 16 лет, впервые выступили на манеже горьковского цирка. Это было единственное в мире трио жонглёров на моноциклах.
Номер оказался очень успешным, с ним артисты стали лауреатами Всесоюзного конкурса-смотра самодеятельных коллективов, на котором их заметили и пригласили в Союзгосцирк. В дальнейшем ваш папа продолжал выступать в коллективе?
В 1985-м их номер, превратившийся к тому времени в квартет, распался. Отец с Натальей стали дуэтом жонглёров на моноциклах, а Вениамин, набрав партнёров, снова сделал квартет.
Расскажите, как номер жонглёров стал вашим семейным номером?
Отец решил сделать номер с нами. Мы готовили его год почти без выходных, приходили из школы и сразу шли на репетицию на пару часов, затем делали уроки и снова шли в цирк. Даже 31 декабря мы были на арене до девяти часов вечера.
Премьера трио жонглёров «Джазовые импровизации» состоялась в феврале 1994 года в Иваново.
В 2004 году вы стали серебряными призёрами на международном конкурсе во Вьетнаме, в городе Ханой. Как усовершенствовалась его постановка?
Мы никогда не стоим на месте, всегда ищем и пробуем что-то новое. Каждый год у нас что-то меняется в трюковой части номера. Вероятно, в Ханое всё совпало идеально и понравилось жюри.
В 2010 году в коллектив вошёл ещё и внук Виктора Чугунова, а номер получил новое название — «Жонглёрская семья». В чём трудности и позитивные стороны совместной семейной постановки?
В семейном номере трудней всего быть ленивым и сделать что-либо хуже, чем другие. Заставят переделать и ещё больше времени уделить какому-либо элементу. Зато все на виду и рядом.
Затем в номере приняли участие и ваша супруга, Инна Липкан, и супруга брата, Людмила Палладина. В каких жанрах они ранее выступали?
Людмила работала в номере «Звёздные канатоходцы» под руководством М. В. Волжанской. Инна в начале творческой карьеры была джигиткой в номере «Амазонки» под руководством Валентины Кульковой, затем сделала с братом номер акробатов-эксцентриков «Кукла», затем со мной — номер «Веселые тарелки» и, наконец, шесть лет назад влилась в наш номер жонглёров.
Сейчас вы путешествуете всей семьёй? Как организуете рабочий процесс и жизнь в гастрольных поездках?
Всё как у всех. Мальчики смотрят футбол, девочки собирают вещи. Мальчики укладывают реквизит, девочки — костюмы.
В 2018 номер приобрёл новые краски благодаря совместному сотрудничеству с Георгием Гиулевичем Эрадзе, который предложил другую постановку, оригинальные костюмы и современное музыкальное сопровождение, режиссёрами стали Евгений Шевцов и Ольга Полторак. Как изменились возможности реализации нового шоу?
Стало более современно, интересно для нас. Новый грим, костюмы, возможность раскрыться в другом образе оставаясь жонглёром.
Интересно узнать про шоу «Песчаная сказка».
Наверное, это больше вопрос к Георгию Гиулевичу, он продюсер шоу. Это цирковое шоу на восточную тематику, где все номера связаны сюжетной линией.
Вы сотрудничаете с продюсерским центром «Королевский цирк» Гии Эрадзе, а также являетесь и артистом Росгосцирка. Это два различных проекта?
Это две разные организации, дополняющие друг друга, по моему мнению. Продюсерский центр Эрадзе создаёт программы, номера, коллективы, вкладывается в режиссуру, костюмы, реквизит, а Росгосцирк предоставляет артистов и площадки.
Каким советом вы бы поделились с артистами, которые организуют семейные выступления?
Разделять семейные отношения и рабочие моменты. Можно поссориться на репетиции, но этот негатив нельзя приносить домой. На работе мы партнёры по номеру, а, сняв костюм или репетиционную одежду, снова становимся семьёй. И наоборот, семейные проблемы не должны затрагивать работу, пришли в цирк и это уже не жена, сын, брат, племянник, а партнёры по номеру.