Александр Дьяконов

«Я считаю, что в принципе, каждый человек должен уметь жонглировать, потому что это развивает определённые способности, которые помогают в обычной жизни»

Александр, вы из цирковой семьи. Расскажите, пожалуйста, о своём детстве, о своих самых первых впечатлениях от цирка?

Самых первых впечатлений точно не помню, потому что был маленьким и ещё ничего не понимал. Но когда уже начал осознавать, что происходит, это запомнил на всю жизнь.

Мы пришли в цирк, где я увидел невероятную программу из Москвы. На арене происходили чудеса, от которых у меня захватывало дух, и я совершенно не понимал, как люди могут летать в воздухе и одновременно удерживать предметы. После представления задавал очень много вопросов родителям, чтобы узнать «как всё это работает». Но папа и мама не раскрывали секретов, лишь отвечали на вопросы общими фразами, и из-за этого у меня ещё больше разгорелся интерес к цирку. Спустя годы я понял, почему родители мне всего не рассказали — ведь только придя в цирк работать и окунувшись в этот мир, ты поистине начинаешь понимать его законы, принципы и волшебство!

Ваши родители — династийные артисты? Вы когда-нибудь работали совместный номер?

Мои родители положили начало нашей династии, и я горд, что могу продолжать цирковую деятельность в династии Дьяконовых и развивать её! Мы работали вместе в одном большом номере, который назывался «Игра со скакалками». Он уникален тем, что в нём используются различные цирковые жанры: акробатика, гимнастика, оригинальный жанр, жонглирование и даже хореография. Мы проработали вместе этот номер около пяти лет, выиграли множество наград и брали гран-при на конкурсах!

Спустя некоторое время родители покинули номер, и руководить им стал я, но пока что у меня не получилось выиграть столько наград, сколько с ними. У них, видимо, был какой-то секрет, с помощью которого всё получалось, но они мне его не раскрывают, а как вы уже поняли, у меня от этого ещё больше подогревается интерес. Надеюсь, что скоро вы увидите именно мой номер «Игра со скакалками», который поразит вас, и я смогу услышать ваши искренние аплодисменты!

Помните тот момент, когда из всех жанров вы выбрали именно жонглирование?

Я помню несколько моментов, которые влюбили меня в жонглирование. Началось с того, что я увидел жонглёра на самой первой цирковой программе, которая приехала к нам в Краснодар. Тогда был просто поражён тем, что человек мог удерживать в воздухе несколько предметов, при этом танцевать и веселить людей в зале.

Потом увидел, как жонглирует мой отец, и для меня это было полным шоком! Объясню почему. Если в первый раз меня поразил жонглёр из программы, который был за 15 – 20 метров от меня, на манеже и на него смотрели тысячи людей, то в этот раз мой отец, человек, которого я знаю, вижу дома, стоял меньше чем в метре от меня, спокойно удерживая в воздухе пять мячей! В этот момент, как говорится, я рухнул от удивления и шока на попу! (Улыбается.)

И третий момент — это когда у меня самого получилось жонглировать тремя мячами за 40 минут. После этого моё стремление в обучении, в изучении и познании жонглирования было просто не остановить!

Как вы считаете, любой человек может обучиться этому навыку в столь короткий срок?

Гарантировать, что любой человек может обучиться в такой же короткий срок, я не могу. Однако абсолютно уверен, что обучиться жонглированию может каждый человек, но к этому нужно подойти ответственно.

Я считаю, что в принципе, каждый человек должен уметь жонглировать, потому что это развивает определённые способности, которые помогают в обычной жизни. Особенно это хорошо для детей в раннем возрасте, позволяет избавиться от «зажимов», ускорить процесс обучения, улучшить навыки, которые пригодятся при изучении школьной программы, да и, в общем-то, в дальнейшей жизни.

Александр, кто был вашим первым учителем по жонглированию?

Моим первым и единственным учителем по жонглированию был мой отец. Он подарил мне этот прекрасный мир цирка, привил любовь к жонглированию и помог раскрыться в этом жанре. Он мне дал базу, а дальше я начал развиваться самостоятельно, смотрел ролики на YouTube, ходил на цирковые программы и записывал элементы, ездил на фестивали, где старался попасть на все мастер-классы от артистов. Я искал информацию в разных источниках, что-то рождалось в моей голове на основе разных материалов. Во всём этом меня поддерживала моя семья, а отец, Эдуард Дьяконов, следил за мной и направлял.

Какими данными, по вашему мнению, должен обладать человек, чтобы стать профессиональным жонглёром?

Самое главное, чтобы у человека было неимоверное желание в изучении нового, ибо когда ты делаешь что-то, как говорится, из-под палки ничего не выйдет. Но бывают удивительные исключения, когда человек начал пробовать что-то без какого-либо желания, его заставляли, с ним ругались, спорили, а в конце пути он увидел результат и тогда вдохновился и стал работать на 500% сильнее, чем ранее. Многое зависит от внутреннего настроя человека, но большая ответственность лежит на плечах тренера, который с ним занимается. Каких-то определённых данных для того, чтобы начать жонглировать, не нужно. Самое главное — это интерес как к познанию искусства, так и к познанию самого себя.

Александр, какими самыми необычными предметами вы жонглировали?

Я успел попробовать пожонглировать очень многими предметами. Конечно, в первую очередь, профессиональными: футбольные, баскетбольные мячи, булавы, кольца, диаболо, китайские палочки, кубики, обручи, тарелочки. Но если ты цирковой артист, то в жизни часто встречаешь «очень оригинальных» людей, которые говорят: «О, ты жонглер, а сможешь пожонглировать вот этим» и дают любые очень рандомные предметы. Таким образом, я уже успел пожонглировать камнями и фруктами (это самый стандарт), шляпами, кружками, топорами, ножами, предметами из школьного пенала, ёлочными игрушками. На самом деле всего уже и не припомнишь, но вроде самое яркое перечислил.

Вы пробовали себя во многих жанрах, какие, кроме жонглирования, пришлись по вкусу?

Все жанры циркового искусства очень интересны и многогранны, и мне, конечно, хотелось бы изучить каждый из них, но не всегда это получается, потому что возникают некоторые обстоятельства: время, физическая подготовка и пр.

За время нахождения в цирке я попробовал сольную акробатику, прыжковую. Прыгал как на полу, так и на скакалках, батуте, но так как я не профессионал в этом направлении, решил оставить лишь несколько элементов прыжковой акробатики, которая может усилить мои номера.

Я очень много времени проработал как акробат в паре «нижним». Мы с моей партнёршей, Миланой Карцевой, проработали акробатический дуэт около 8 – 9 лет. Исполняли трюки разных уровней, применяли их в разных формах и в прошлом году нашли форму, которая нас устраивает и очень нам интересна. Но в этот новый год я повредил поясницу при выполнении достаточно сложного акробатического элемента, и пришлось на время оставить акробатику. По большей части я стал заниматься только жонглированием — сольное жонглирование и трио с диаболо. Однако в ближайшее время планирую восстановиться и показать всем, что ещё могу быть «нижним» акробатом!

Александр, вы выступали в Германии в цирке Roncalli, Maccaroni, принимали участие в немецком фестивале Das Fest. Поделитесь своими впечатлениями от работы в этой стране. Возникали какие-то сложности или всё проходило гладко?

Работать в Германии мне очень понравилось! Я бы туда возвращался и обменивался опытом хоть каждые полгода, но нынешнее положение, к сожалению, этого не позволяет.

Нас очень тепло встречали, было неимоверно интересно общаться с артистами цирка другой страны, обмениваться опытом и развлекаться. Зритель там очень открытый, добрый и честный. Поддерживает абсолютно любого артиста, будь то начинающий, у которого пока не всё получается, или уже профессиональный артист цирка. Встречают и подбадривают всех без исключения!

Даже в общении не возникало никак трудностей. Конечно, иногда мы пользовались помощью переводчиков, но по большей части общались каждый на своих языках и на арене прекрасно друг друга понимали. Никакие барьеры не помешают цирковым быть друг с другом, потому что цирк — это удивительный, волшебный мир!

Вы участвовали в различных конкурсах циркового искусства в России и за рубежом. Получили высшую награду на конкурсе Around the world в Италии. Об участии в каких конкурсах и фестивалях вы мечтаете сегодня?

Конечно, как у любого циркового артиста, в мечтах хоть раз попасть на цирковой фестиваль в Монте-Карло. Пока это сложновато, учитывая обстоятельства, но я ни в коем случае не откажусь от этой мечты! В планах попасть на фестиваль в Москву, на Цветной бульвар и в Большой Московский цирк, а так же в Санкт-Петербург.

Был шанс попасть в ростовский цирк на международный фестиваль, но, к сожалению, из-за пандемии его отменили.

Я очень мечтаю со своей командой поработать на манеже цирка Никулина, буду делать всё возможное, чтобы попасть туда и зарядиться энергией этого места.

Александр, вы по образованию режиссёр, чем вас привлекла эта профессия?

В десятом классе я стал часто участвовать в каких-то театрализованных постановках в школе, в театрах, в студиях. На тот момент я не мог нормально выражать свои мысли, говорить со сцены и тем более показывать какие-то эмоции. Мне очень понравилось над этим работать, развиваться. Я думал попробовать пойти на актёрское мастерство и совмещать его с цирковым искусством, но, изучив всевозможные кафедры и направления в Университете культуры, понял, что большее раскрытие себя, своих потенциалов и желаний найду в режиссуре. На тот момент в Университете культуры преподавали такие мастера, как Олег Иванович и Светлана Валериевна Марковы, которые в своё время работали режиссёрами в цирке. Я понял, что очень хочу получить от них знания и перенять их опыт. И не прогадал с выбором профессии, потому что благодаря обучению в этом вузе на этой кафедре получил очень много творческих знакомств, огромное количество сценического опыта и освободился от своих «зажимов».

Четыре года вы практиковались как режиссёр в своем родном городе Краснодаре. Расскажите об этом периоде, о своих постановках.

За это время я смог поставить много цирковых номеров разных жанров, в которых принимал участие сам, а также ставил для других артистов. Номера были разнообразные, как сольные и только цирковые, так и совместные с шоу-балетом.

Но центральным событием за этот период стало то, что я смог поставить цирковой спектакль Cirque de la Lune «Полет на обратную сторону Луны». Он длился почти полтора часа, в спектакле принимали участие 13 человек, семь цирковых артистов и шесть танцоров. Нам удалось показать зрителям удивительную историю одного мира, в который попали люди, и у них всё перевернулось с ног на голову. Над этой постановкой работала большая команда: режиссёр, режиссёр-постановщик (которым выступал я), хореограф-постановщик, постановщик трюков, декоратор, костюмер, графический дизайнер, звукорежиссер, музыканты, художник по свету. Нам удалось сделать небольшой тур по нашему краю, который оказался не особо успешным, но очень многому нас научил! Я не собираюсь на этом останавливаться, а в мыслях только движение вперёд.

Александр, вы говорите, что хотите поставить программу, которая была бы интересна и детям, и взрослым. Когда цель будет достигнута, для какой аудитории планируете создавать следующие постановки?

В планах создание нескольких постановок, одна из которых будет очень сильно отличаться от всех других, потому что будет основана на трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». В ней будут использоваться только два жанра циркового искусства — жонглирование и акробатика, будет хореография. Для воплощения этой задачи требуется очень много подготовленных людей или просто людей с большим желанием к изучению нового. Так что, если кто хочет принять участие в этом — жду всех!

Вы работали в цирке, в театрах для детей и взрослых, снимались в музыкальных клипах и рекламе. Что доставляет больше всего удовольствия?

На самом деле мне нравится творчество в любом его воплощении. Я готов браться за абсолютно разные проекты, в которых присутствует творческая составляющая. Не важно, что это будет — музыка, кино, театр или цирк! Но цирку я посвятил большую часть жизни и, наверное, именно там могу полностью раскрыть себя и отдохнуть душой. Именно туда меня тянет каждое утро и о нём все мои мысли.

Александр, ваш девиз: «Творю, кайфую и живу». Что вы бы добавили к нему прямо сейчас?

Наверное, познаю. Познание как самого себя, так и мира вокруг. Потому что в мире ещё столько всего интересного, что нам неизвестно, столько красивого и невероятного. И в человеке столько возможностей, талантов, навыков и умений, которые интересно раскрывать, и я стараюсь это делать каждый день.

1 комментарий для “Александр Дьяконов

  1. Прекрасная статья!
    Александр — молодой, талантливый, позитивный, открытый, многогранный, перспективный человек! Он живёт своей работой и вдохновляет других. Его прекрасное номера поражают потребность человека открыть в себе новые способности. Умение жанглировать помогает детям с ОВЗ быть более уверенными, сосредоточенными, развивает координацию рук. Александр проводил мастер-классы для всех желающих в парке Городской сад г. Краснодар. А во время пандеми проводил онлайн уроки по жонглированию, рассказывал об истории цирка, о цирковых артистах участниках ВОВ. Желаю дальнейшего развития и покорения творческих вершин!

Добавить комментарий для Галина Отменить ответ