Александр Эгромжан
«Манеж круглый и он объединяет даже тех, кто сопротивляется»
Александр, в цирковом искусстве ты с раннего детства. Кто-то из родителей и близких был в артистах?
Я начал заниматься цирковым искусством со школы. Когда мне было 10 лет, вместе с родителями решали, в какой кружок меня отдать. Выбор пал на цирковую студию. До этого в моей семье артистов не было! Никто из родных всерьёз моё увлечение не принимал и не верил, что свою жизнь свяжу с цирком.
Детство ты провёл в Краснодаре. Насколько развит цирк в этом городе? Есть ли свои цирковые школы?
Я занимался в краснодарской цирковой студии «Единство» под руководством Татьяны Застрожной, именно эта цирковая студия и любовь руководителя уже тогда сделали из меня артиста. В то время, когда мне было 11 ‒ 13 лет, в краснодарском цирке проходил ежегодный фестиваль, и я побеждал в нём каждый год! У меня уже тогда был сольный номер на ремнях, парный номер на бамбуке и парное воздушное кольцо, а через пару лет, когда фестиваль переместился в Сочи, и эквилибр на руках. В Краснодаре классный цирк, похож на летающую тарелку! Сейчас цирковая студия «Единство» — лучшая в Краснодарском крае, она выпустила немало достойных учеников, которые стали профессионалами и мастерами в этом деле.
Расскажи, как проходило твоё освоение циркового искусства?
Когда меня привели в студию, началось то, что мне вообще не нравится… Я мечтал стать канатоходцем, но меня начали растягивать, учить прыжкам, заставляли качаться, отжиматься, кувыркаться и заниматься обычной физподготовкой. Это сейчас я понимаю, что без растяжки, силы, выносливости ничего не сделать. Постепенно у меня начало получаться, появились шпагаты, смог стоять на руках, прыгать элементы акробатики. Мой первый номер был на ремнях, я его помню. Потом мы сделали номер на бамбуке. Сильный номер был, мы делали крутку зубы в зубы — этот трюк мало кто из профи делает, а нам было по 13 ‒ 14 лет. Потом появился несложный номер на руках, ну, как несложный, эквилибр на руках — это сам по себе очень трудный жанр.
Уже в юном возрасте ты имел зарубежные контракты в европейских цирках и крупных узнаваемых шоу. Что помогло достичь такого уровня?
За три года я вырос настолько, что меня начали приглашать на различные мероприятия, которые проходили в краснодарском цирке, Сочи, Иваново, Саратове, Самаре и многих других городах России. Мне всегда хотелось большего, я был движем мечтой, не мог даже думать о чём-то другом, цирк забрал мое сердце. Я занимался больше, чем другие, даже дома, постоянно находился вверх ногами! Я был одержим своей мечтой, поэтому фестиваль за фестивалем, выступление за выступлением — всё это давало мне толчок. Понимал, что мне это нравится и жизнь свою хочу связать с цирком.
До поступления в цирковое училище ты участвовал во многих российских и зарубежных фестивалях и конкурсах. Это хороший обмен опытом. Что нового ты открыл для себя?
Участвуя в фестивалях и конкурсах, я ни с кем не соревновался, просто делал то, что очень любил. У меня всегда в манеже была особенная подача себя, я импровизировал и не притворялся! Поездки и конкурсы открыли мне мир, я видел другие города и страны. У меня было и есть много цирковых друзей по всему миру — от Москвы до Лас-Вегаса, от Саратова до Сиднея.
Решив связать свою карьеру с цирком, ты поступил в ГУЦЭИ, где четыре года учился на отлично. Какие воспоминания у тебя сохранились об этом времени?
Обожаю это время — студенческие годы! Когда поступал, меня не хотели брать… На каком-то из экзаменов списывал со шпаргалки и это заметили, короче, завалил. Расстроился. Но когда дошло до специализации, показал себя хорошо и меня простили. Первый курс самый тяжелый, я заставлял себя учиться. На втором освоился и начал создавать лучшую версию себя, остановился на жанре эквилибр. Моим педагогом стала Валентина Кузнецова, которой я очень благодарен. Она научила быть лучшим, вдохновляла, передала свой профессионализм, отдала всё, что знала. Артист-эквилибрист Олег Изосимов, так же как и я, это её рук дело. Мои трости для эквилибра, которые до сих пор со мной, перешли мне от О. Изосимова. Так же своё мастерство мне передавала Е. З. Львова, с первого курса она учила двигаться в манеже, эстетике. На третьем курсе в первом полугодии хотел бросить, физически очень устал от ежедневных занятий. Но внезапно ко мне подошла Валентина Михайловна Савина, директор ГУЦЭИ и сказала: «Меня отговаривали, сказали, мальчик сложный, с характером. Но я решила, что ты со мной летишь в Эквадор. Интересно?» Ещё бы! Это была суперпоездка, нас пригласил премьер-министр Эквадора на открытие цирков в стране. Было очень интересно, со всего мира приехали артисты, чтобы открыть первый цирк в городе Куэнка. В этот же год на летних каникулах я отправился на гастроли в Японию, Индонезию, Сингапур. Словно второе дыхание открылось, я зажегся еще больше! Четвёртый курс — подготовка к экзаменам. С постановками я не повторялся, всегда было разное! На последнем курсе номер был со шляпой (Челентано) образ из фильма «Укрощение строптивой». Это и стало моей визитной карточкой в большом российском цирке.
По окончании циркового училища тебя пригласили в Росгосцирк в качестве солиста-воздушного гимнаста, эквилибриста. Почему остановил свой выбор на этих жанрах?
Эквилибр — это штучный товар. Сложный жанр, требующий колоссальной физической подготовки. Растяжка, сила, выносливость, эстетика, хореография. Ноги и линии должны быть идеальными. Те, кто выбирает этот сложный и красивый жанр, должны не отходить от балетного станка и зеркал. Трюки в ручном эквилибре почти все одинаковые, главное — насколько качественно ты это делаешь.
Ты работал на российских и международных площадках вместе с народными и заслуженными артистами Артуром и Кариной Багдасаровыми, Сергеем Нестеровым, Ольгой Денисовой, братьями Запашными, Вячеславом Гончаровым и другими именитыми артистами. Какие навыки, секреты удалось почерпнуть из этого опыта?
Теперь это мои друзья. Фразу, которую мне сказал народный артист России Юрий Бирюков — «ты самый лучший в манеже, но когда войдешь за кулисы, будь самым скромным» — запомнил на всю жизнь. У меня всегда складывались хорошие отношения с коллегами. Хотя артисты — это гремучая смесь, чем больше артист, тем она гремучей. (Смеётся.) И у каждого невероятная судьба. Я слышал очень много интересных историй. Каждый оставил след в моей жизни. Цирк — это огромная семья и каждый как родной. Манеж круглый и он объединяет даже тех, кто сопротивляется.
Самыми популярными стали номера, созданные режиссёром Русланом Ганеевым. Расскажи про эти постановки. В чём особенность его режиссуры?
Когда я учился в цирковом, почти все хотели попасть к режиссеру Руслану Ганееву чтобы он сделал номер. Я тоже. Руслан Ганеев —самый популярный режиссер в России и не только, он выпустил множество интересных, красивых, роскошных номеров и шоу. Он заметил меня и пригласил поставить мне номер Celebrity, эквилибр на руках. Я не притворялся, не играл, а жил. Этот номер стал узнаваемый в цирке. Музыка, художник по костюмам, простота, искреннее исполнение сделали номер успешным, он всегда принимался зрителем на ура!
Особенность его режиссуры — совместить несовместимое. Идеи всегда странные, вначале непонятные, но в итоге это выстреливает, даёт артисту новый старт и новые возможности, делает его узнаваемым.
В 2015 году ты перешёл в Большой Московский Цирк. Насколько был доволен осуществлённой мечтой?
После гастролей в Санкт-Петербурге мне предложили поездку в Китай на полгода. Ранее в этой стране никогда не был, поэтому долго не думал и уехал. Вернулся в Россию и меня пригласили в Большой Московский цирк. Это был интересный опыт. Но моё сердце всегда принадлежало цирку Никулина на Цветном бульваре.
В 2021 году вы с Русланом Ганеевым создавали шоу к 100-летию Юрия Никулина в Санкт-Петербурге. Что вошло в программу? Как эта программа была принята зрителями?
Когда-то я мечтал, чтобы номера в цирке мне ставил режиссер Руслан Ганеев! И вот однажды мне звонят: «Александр, вас приглашает в своё шоу Руслан Ганеев. Вы хотите?». Уже на следующий день я был на месте, далее были сделаны крутые номера!
Прошло ещё пара лет, я вырос, физически и духовно, многое изменилось… И вновь мне звонит Руслан Ганеев, приглашает быть его помощником в создании шоу к 100-летию великого клоуна Юрия Никулина. Мало того, что дата — событие всей страны, ещё и в программе почти все мои друзья и бывшие коллеги! Артур и Карина Багдасаровы, легендарный воздушный полёт «Журавли» В. Головко, канатоходцы Алихановы, Сергей Просвирнин, Антон Михеев, Драголёвы. Мы создали шоу «Клоун», где каждый артист был клоуном, а над манежем парила 13-метровая фигура Ю. В. Никулина. Всё сопровождалось живым оркестром, музыкой из всеми любимых фильмов Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», а так же песнями Юрия Никулина. С первых секунд начала шоу «Клоун» люди начинали аплодировать и почти не останавливались до финала! И всё потому, что даже когда ты просто подумаешь об этой легендарной личности, с твоего лица не сходит улыбка!
Сейчас ты уже не выходишь на манеж. Жалеешь об этом?
Да, я закончил работу в цирке как артист. Пишу музыку для артистов цирка, эстрады, цирковых шоу. Я всегда говорю: «Иногда, чтобы сохранить любовь, нужно вовремя расстаться».