Александр Оноприенко

«У ара довольно высокий интеллект, с ними очень интересно, но если они не хотят, то ничего не будут делать»


Александр, в детстве вы попали в танцевальный коллектив, с которым много гастролировали. Чем запомнились самые первые гастроли?

Так как моя мама по образованию хореограф, и у неё был свой образцовый хореографический коллектив, то заниматься хореографией начал с четырёх лет. Я был ещё совсем мал, чтобы помнить свои первые занятия и выступления. Мы с коллективом ездили по разным городам Крыма и не только. После переезда в Симферополь с восьмого класса гимназии я стал участником другого образцового хореографического коллектива. С этим коллективом мы семь раз участвовали в больших творческих проектах в детском оздоровительном лагере «Артек». Очень часто ездили с выступлениями по Крыму и за пределы. Были фестивали в Москве, мне посчастливилось выступать на сцене легендарного ГКЗ «Россия».

Также вы учились в музыкальной школе по классу баяна и даже участвовали в оркестре как бас-гитарист. Наверное, на обычную школу времени не хватало?

Тут по тому же принципу, что и с мамой. Мой отец преподаватель музыкальной школы по классу баяна и гитары. Мне вообще кажется, что он умел играть на всех музыкальных инструментах. (Улыбается.) Я занимался в музыкальной школе по классу баяна с другим педагогом, более строгим, чем мой папа. Плюс игра на бас-гитаре в детском инструментальном ансамбле. Во время концертов было очень волнительно, так как бас-гитара задаёт темп всей музыкальной группе, а там было больше 20 участников.

Но на школу мои занятия хореографией и музыкой никак не отражались. Я всё успевал и учился на 4 и 5.

После школы жизнь стала ещё более насыщенной. Вы поступили сразу в два вуза — Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского и институт культуры и искусств. На каких направлениях остановили свой выбор и почему?

После окончания 11-го класса гимназии № 1 я поступил в два вуза, причём в один из них случайно. В первом на факультете физической реабилитации у меня было много друзей и приятелей. Да и ребята, с которыми танцевал в одном коллективе, уже там учились и позвали меня. Во втором вузе специальность «Менеджмент гостинично-ресторанного бизнеса». Видимо, так как я из Крыма, вокруг было много возможностей, связанных с туристической деятельностью, и мне это было интересно.

Вскоре в вашей жизни появился цирк. Как это случилось?

В симферопольский цирк с гастролями приехал цирковой коллектив. Вёлся набор в артисты балета. Решил попробовать и немного погастролировать. (Улыбается.) В итоге меня привлёк этот мир, а я по сегодняшний день гастролирую.

В 2004 году вы стали артистом балета в аттракционе «Пять континентов» под руководством Гии Эрадзе. Какие танцевальные элементы были наиболее сложными?

В цирковом балете с точки зрения хореографии ничего сложного для меня не было. Приходилось привыкать к специфике цирка за кулисами и на манеже: от техники безопасности до своего ощущения на манеже. В манеже зритель со всех сторон, и нужно максимально охватить аудиторию.

Именно в цирке вы встретили будущую жену Дарию. Что появилось сначала: идеи о совместном творчестве или влюбленность?

Конечно, первой была влюблённость! В Киевском национальном цирке мы познакомились с Дашей. Она на тот момент тоже была участником циркового балета в коллективе Гии Эрадзе. В тбилисском цирке у нас началась дружба, а в Санкт-Петербурге в период работы в цирке Чинизелли у нас был самый романтичный конфетно-букетный период. Спустя год мы стали пробовать себя в дрессуре и выпустили номер с попугаями ара, а во время гастролей в Большом Московском цирке поженились.

Через год вы создали совместный номер с попугаями ара. Легко ли оказалось найти контакт с такими партнёрами?

После предложения попробовать сделать номер с попугаями ара мы с Дашей долго сомневались. Дрессуре нигде не учат, да и внушительные клювы зеленокрылых ар не добавляли оптимизма. (Улыбается.) А когда решились, то погрузились в это дело с головой. Обучались сами, методом проб и ошибок. У ара довольно высокий интеллект, с ними очень интересно, но если они не хотят, то ничего не будут делать. Наши попугаи во время репетиций и во время выступлений выполняют трюки без подкормки. Постепенно мы приобретали опыт и, как мне кажется, стали чувствовать и понимать наших пернатых «артистов».

Со временем помимо артиста балета вы стали ещё и дрессировщиком диких животных. Решение было осознанным или спонтанным?

Попугаи ара относятся к категории диких животных. Так что в моей и Дашиной трудовых книжках записано: «Дрессировщик диких животных».

В 2015 году вы перешли в коллектив «Арлекино» и с нуля создали номер «Лиры». Поделитесь его предысторией.

Мы с супругой решили создать заново свой номер с попугаями ара. И почти сразу после выпуска номера нас пригласили в новый проект «Арлекино». Наш номер лиричный, о любви между робким юношей и его возлюбленной, которой он при помощи попугаев дарит цветы и пытается добиться её расположения.

Номер «Лиры» стал лауреатом фестивалей и обладателем награды «Серебряный слон» на Всемирном молодёжном фестивале циркового искусства в цирке Никулина. Этот номер исключительно для манежа или вы показывали его и на других площадках, например, на свадебных торжествах?

Наш номер создан для манежа и некоторые трюки возможно исполнить только под цирковым куполом. На свадьбах мы никогда не работали. Несколько раз с неполной версией выступали на сценах ДК и драматического театра.

В том же году вы начали работать в составе коллектива «Арлекино», а позднее стали его руководителем. Расскажите про ваш коллектив. Какие артисты в вашей труппе? Какие номера выпускаете?

В программе «Арлекино» меня назначили директором коллектива. Это должно было быть цирковое, танцевально-музыкальное шоу под песни, музыку и ремиксы А. Б. Пугачевой. Режиссёр Руслан Ганеев. Собрался хороший состав номеров, а самое главное — очень хороших людей! Ковёрные Вас и Стас (Василий Трифонов и Станислав Князьков). Жонглёры Сафаргалины под руководством Г. Сафаргалиной и жонглёры под руководством Ф. Пацкевича. Из двух номеров был создан самый большой по количеству участников на тот момент номер с жонглёрами в ФКП «Росгосцирк». Акробатическое трио под руководством Александры Бурхановой. Корд-де-порель под руководством Кристины Фитилёвой. «Колесо Сира» под руководством Семёна Брюханова. Вольтижёры Резвовы. Хулахупы Ангелины Арнаутовой. «Свобода лошадей» Виктора Евтехова. Кошки-мейн-куны Ольги Безмен и Алексея Суслова. И мы. Мы с ребятами были на пути становления и ожидания творческого процесса по созданию циркового шоу. Ездили с гастролями по стране, работали и ждали. Но произошли перемены, стало понятно, что это шоу не будет поставлено в ближайшее время и планы о сроках его создания тогда были очень туманны.

В 2018 году вас пригласили в программу цирка на льду «Айсберг». Так как вы не катались на коньках ранее, пришлось осваивать элементы фигурного катания с нуля. Уже спустя полгода вы поехали на гастроли в Большой цирк Санкт-Петербурга. Как удалось так быстро освоить коньки?

Во время гастролей с нашим номером в цирке Никулина на Цветном бульваре нас пригласили в цирк на льду «Айсберг». Мы с удовольствием согласились, т. к. любим выходить из зоны комфорта для дальнейшего развития. До этого я коньки надевал всего несколько раз, и то передвигался по льду, держась за бортик ледовой коробки. В ледовом коллективе у меня и Даши были тренеры по фигурному катанию. Мне было сложно, но со временем научился и стал ездить увереннее, научился тормозить несколькими способами. Этих навыков хватило для выступлений. Концепция номера не изменилась.

Уже 18 лет вы вместе с Дарией. На ваш взгляд, в чём секрет вашего семейного счастья?

Нашей совместной жизни 18 лет, и они пролетели как один миг. Даже не верится в эти цифры. Наверное, секрет нашего семейного счастья, помимо любви и уважения друг к другу, это наше общее любимое дело, один образ жизни и то, что мы дорожим нашей семьёй.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *