Алексей Макаренко

«Мы постоянно в опасности, но кайфуем от этого»

Алексей, вы родились в цирковой семье. Мечтали стать артистом?

Мечтал ли стать артистом? Скорее да чем нет. В первом классе, например, в сочинении, о том, кем хочу быть, написал, что хочу стать клоуном. Пока не получается. (Смеётся)

Первым номером, с которым вы выступили, стал «Акробаты-вольтижеры на лошадях». У вас была практика верховой езды до работы на манеже?

Практики не было. В 12 лет захотел научиться ездить на лошадях. И пошло-поехало. Потом стал учеником в номере «Акробаты-вольтижеры на лошадях», затем и артистом в нём. Руководил номером народный артист СССР и России М. М. Запашный. Соответственно, я был учеником этого величайшего артиста. Также могу с гордостью сказать, что многому научился у великого Б. К. Бирюкова, у своей жены и её мамы. Но это что касается дрессуры.

Ваш отец работал в цирковом оркестре. Какова роль музыкантов в цирковом шоу? Какие ещё артисты задействованы в оформлении шоу?

Мой папа начинал как скрипач в 14 лет, в 16 он уже стал дирижером оркестра. Цирковой оркестр является очень важным элементом любого шоу. Музыканты, кстати, называются артистами оркестра. К сожалению, сегодня оркестров практически не осталось. Только в столицах и ещё в паре городов. Но некоторые директора шапито настолько понимают необходимость оркестра и живой музыки, что возят с собой музыкантов. За это им отдельная честь и хвала и благодарность. Оркестр придает ощущение полного погружения в цирковые номера и аттракционы. А работа с животными так вообще должна происходить только под живую музыку. От этого выигрывают абсолютно все и главное — выигрывает зритель. Так же в цирковых спектаклях всегда добавляют шарм и изюминку артисты балета.

Как проходят ваши репетиции? Бывает ли свободное время?

Сегодня, когда животные наши взрослые и каждый знает свою работу, то репетируем по необходимости. Несколько раз в неделю, когда долго не работаем или после переезда. Когда львы были детьми, приходилось процессу подготовки уделять всё свое время.

В свободное время интересуюсь историей, это моё главное хобби. Причём изучаю на профессиональном уровне почти 30 лет жизнь и историю правления последнего русского царя святого Николая Александровича. Люблю книги, читаю много. Иногда играю в приставку.

В 2012 году вы вместе с супругой, артисткой цирка Ольгой Борисовой, приобрели группу львов и поставили своё шоу. Как проходила подготовка аттракциона?

Достаточно сложно. Для меня это было ново. Плюс маленькая дочь. Тогда Аэлите только два года исполнилось. К тому же репетировали без отрыва от производства. А это значит, что Ольга репетировала ещё и с взрослыми львами. Непосредственно занятия с малышами в манеже начались, когда им стало больше полугода. Брали обычно вечером и репетировали до поздней ночи.

Почти все наши ребята прошли через дом. Спали с нами и с Аэлитой. Правда, в каждом городе нам приходилось оплачивать их пребывание. То обои испортят, несколько раз линолеум меняли. Где-то даже мебель перетягивать приходилось.

Два раза вы были внесены в книгу рекордов России за элементы дрессуры. Расскажите немного подробнее про ваши достижения.

Как-то даже неловко рассказывать о своих достижениях. Скажем так: изначально я не планировал выходить в манеж со львами. Просто помогал Ольге в репетициях, учился у нее. Иногда и сам что-то подсказывал, исходя из опыта работы с лошадьми и знанием некоторых приемов работы кинологов. Ольга все-таки представитель старейшей династии дрессировщиков львов, и я считал, что она должна сама продолжать семейное дело. Однако без поддержки это очень тяжело. Ольга работала одна с прошлой группой животных. К ней на помощь могла прийти её мама, но в декабре 2009 года она трагически погибла в ДТП. Ольга осталась одна. Это очень опасно. Абсолютно у всех, кто работает с хищниками, есть помощники, готовые влететь в клетку и отбить или спасти артиста-дрессировщика.

Молодых львят пришлось выпускать в работу в экстренном порядке. Старшим было всего полтора года, младшим менее года. Соответственно дисциплина была как в детском саду. И я стал выходить в манеж в качестве ассистента. Животные привыкли, что я тоже в манеже. Советы наших коллег и здравый смысл заставили и меня надеть костюм. (Улыбается.) У нас с Ольгой одинаковый взгляд и подход к работе и воспитанию хищников. Мне интересно то же, что и ей.

Мягкая работа со львами на грани, на лезвии бритвы, потому что трюки, построенные на доверии и близком контакте с хищниками — это высший пилотаж. Ещё с советских времен на афишу все дрессировщики помещали именно контактный трюк. Как правило, такой трюк был только один и только с одним хищником. Сейчас многие рассказывают, что они делают контактные трюки. Но это чаще реклама. (Улыбается.) Как правило, выбирается действительно спокойное животное, меланхолик. Но не всем везет с такими животными. Наши вот абсолютно среднестатистические. Но мы поставили себе сверхзадачу, и для зрителей все наши животные — милые. Этого смогли достичь тяжким трудом и риском. Мы постоянно в опасности, но кайфуем от этого. А главное — наша работа нравится всё большему количеству зрителей. У нас уже есть только наш зритель. Контактный трюк это когда ты полностью во власти хищника, его зубов и когтей. Кстати, трюк с рукой в пасти более опасен, чем тот который внесен в книгу рекордов.

Возвращаюсь к рекорду. Я посчитал, что мне просто необходимо хоть немного соответствовать своей жене. Правда, когда готовил животных на голову в пасть об этом ещё не думал, как и о рекорде. Так вот, на гастролях в Курске актер и каскадер кино Алик Гульханов спросил, можем ли мы чем-нибудь удивить деток на открытой репетиции. Мы периодически такие устраиваем, читаем лекции и показываем, трюки и животных вблизи. Вот мы и подумали над трюком голова в пасти львов в массе. И там же зафиксировали как рекорд.

Отправили видео с нескольких камер в представительство книги рекордов, и рекорд был занесен в книгу. Затем со мной связались с «Первого канала» из программы «Я могу». Они решили рекорд ещё раз зафиксировать. Потом они, правда, пропали на год. Но через год приехали, мы тогда работали в Нижнем Новгороде, и попросили повторить. Я сказал, что рекорд уже есть, давайте попробуем что-нибудь другое. Первый был погружение головы в пасть разным львам, результат — шесть львов. Второй — зафиксировали погружение головы в пасти львам за минуту. Вот я, бегая по кругу, положил голову шести львам 14 раз за минуту. Без повторов и дублей. Больше этот рекорд не повторял, безумно опасно! Но на представлении постоянно 3 ‒ 4 львам делаю и Ольга одному.

В сентябре 2018 года аттракцион «В созвездии Льва» в вашей постановке «В садах Ривенделла» был удостоен бронзовой награды на всемирном фестивале циркового искусства «Идол». Вы уже показывали шоу на международной арене?

Постановка была сделана нашим большим другом и режиссером, заслуженной артисткой России и народной артисткой Удмуртии Еленой Петриковой. Это она придумала образы эльфов. Музыку написал молодой талантливый композитор Дмитрий Микеров. Он, кстати, пишет музыку ко многим шоу братьев Запашных. Костюмы придумала и создала уникальный художник по костюмам, лучшая в стране Надежда Русс. Мало того, что это был мой первый опыт на международной арене — это был первый показ на зрителях постановки «В садах Ривенделла».

Откровенно говоря, этот фестиваль дался нам очень нелегко. В процессе подготовки, буквально за неделю до премьеры, из-за ошибки (не буду уточнять, какой именно) лев порвал мне руку. Прокусил, и через два дня началась флегмона. Заражение. Меня положили в больницу и прооперировали. Хирург Ольга Владимировна буквально спасла мне руку. Я находился на ночном стационаре. Ночевал в больнице, утром — перевязки и процедуры, потом на такси в Большой Московский на репетиции. А затем и на фестивальные шоу. Руку при этом не зашивали, этого нельзя делать после укусов. Расчистили глубоко, до сухожилий. В рану можно было положить пачку сигарет. Между представлениями делал перевязки.

Плюс к этому нам пришлось снять с работы того льва, так как другие львы устроили на него охоту в прямом смысле. Ну и пришлось в срочном порядке ставить на его трюки других животных. А они все взрослые и уже привыкли к определенному набору трюков. Скорее всего, не случись этого, награда на фестивале была бы выше. Руку зашили только через три месяца. Так и работал несколько городов с перевязками. Предвижу ваш вопрос о запахе крови. Дело в том, что мы приучали львов с раннего возраста к контактной работе, и они постоянно царапали и покусывали нас с детства. Возможно поэтому львы не обратили внимания на рану. Они знают и вкус, и запах нашей крови с пеленок. (Улыбается.)

В одном из интервью вы с Ольгой делитесь, что подрастают львята в вашей семье, и только через полгода вы передаёте их на попечение цирка. Как организуете пребывание ваших питомцев дома?

Частично я уже ответил на этот вопрос. На данный момент львят не держим. Когда придет время, купим и начнем подготовку львят так же без отрыва от производства. Надеюсь, к тому времени наша старшая дочь начнет нам помогать и сама приступит к изучению этих замечательных животных. Ну а с львятами спать будет уже не только Аэлита, но и младшая дочь Рене.

Правда ли, что животные реагируют даже на слог своего имени?

Совершенно верно, причем не только львы, но и все остальные животные. Читатели могут поиграть с именами своих питомцев и убедиться в этом.

Смотришь на шоу со львами и понимаешь, что не каждый человек такой трюк сможет выполнить. Вашим воспитанникам всегда легко даются новые элементы?

Всем трюкам наши ребята учились с детства. Кроме, пожалуй, головы и руки в пасти. И по большому счету, они сами выбрали себе трюки для работы. Объясню. Мы всех изначально учим всем трюкам. Со временем оставляем за животными те, которые они себе выбрали или какие у них лучше получаются, чем у других. И они, правда, выбирают себе трюки. На одни они бегут с охотой, от других стараются отлынивать. Соответственно, им остаются те, что выбрали. Никто же не будет заставлять, скажем, строителя, работать поваром в ресторане. Или ученого — строить.

Для работы дрессировщиком важно обладать стрессоустойчивостью. Как вы восстанавливаете свои силы и энергетические ресурсы после работы?

Во-первых, все стрессовые ситуации мы с женой оставляем на работе, домашние проблемы — дома. А так… Для восстановления есть хобби. История, книги, приставка игровая.

Кто может стать дрессировщиком?

Сказать, что любой человек будет неправдой. Но и особых ограничений нет. Главное — терпение и стрессоустойчивость. Хотя назвать себя устойчивым к стрессам я не могу. Скорее нужна холодная голова в экстремальных ситуациях. Не только на работе, но и в жизни. Нужно быть готовым целиком и полностью посвятить себя животным. Отказаться от развлечений и отдыха. Например, в настоящем отпуске мы не были уже лет десять. Каждый год отпуск нам дают, но мы его проводим рядом с животными. Максимум на пару дней можем уехать к друзьям на дачу. На море, например, за последние десять лет были всего три дня. Так же нужно быть готовым отдать все свои деньги на возможное лечение животных. К сожалению, животные имеют все те же болезни, что и человек. И чтобы стать дрессировщиком или как мы воспитателями и зоопсихологами, нужно быть готовым ко всему выше перечисленному и даже больше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.