Алина Турусбекова
«Мне не всё даётся легко, но я не сдаюсь и продолжаю работать до тех пор, пока не освою трюк»
Алина, ваши родители не имеют отношения к цирку. Когда вы поняли, что выступать на манеже — ваше призвание, и как к этому отнеслись близкие?
Мои родители далеки от мира цирка и творчества в целом. Мама — врач, а папа — бывший военный. Я же по образованию юрист.
О своём призвании выступать на сцене задумалась, когда играла на фортепиано на отчётных концертах музыкальной школы, где училась восемь лет. Уже тогда поняла, что не боюсь сцены и внимания публики.
С 13 лет я начала работать в конно-трюковом театре. Сначала занималась джигитовкой, а затем и фаер-шоу. Это занятие стало для меня настоящей зависимостью. Эмоции, энергетика, внимание и адреналин — всё это очень затягивает.
Я хочу выразить огромную благодарность моей семье за поддержку. Они всегда были со мной и продолжают это делать. Они никогда не запрещали мне заниматься любимым делом. Правда, однажды папа запретил ездить на лошадях, когда я сломала руку, но меня было уже не остановить.
Большую часть жизни вы находитесь рядом с лошадьми. Что вдохновляет в работе с ними?
Вдохновляет меня чувство доверия, чувство свободы, любовь и адреналин.
Всё началось с уроков верховой езды ещё в школе. Как проходили первые занятия и что особенно запомнилось?
Когда мне было лет 10-11, я начала заниматься в детско-юношеской спортивной школе, которая была основана нашим кубанским казачеством. Однажды увидела выступления казаков на лошадях и была покорена. После школы сразу же бежала к лошадям.
Мы много ездили по полям, иногда без сёдел, падали и вставали. Там я научилась крепко сидеть без седла. А ещё доверять этим благородным животным, но при этом быть внимательной и ответственной за них. Кроме того, я перестала бояться.
Мы ездили на разных лошадях, и на спокойных, и на буйных, резвых. Кстати, в полях у многих лошадей «отключается тормоз», и они могут вести себя непредсказуемо. Мы перегоняли целый табун и ходили в походы. Это осталось ярким воспоминанием моего детства.
В джигитовке вы постоянно стремитесь бросить вызов самой себе, осваиваете всё более сложные трюки. Что было особенно интересно, а что далось непросто?
К счастью, я не люблю стоять на месте и всегда двигаюсь вперёд, не зацикливаясь на одних и тех же трюках. Это, я думаю, черта моего характера и, опять же, зависимость от адреналина.
Мне не всё даётся легко, но я не сдаюсь и продолжаю работать до тех пор, пока не освою трюк. На репетициях со страховкой всё можно сделать.
Многие не замечают, сколько усилий человек вкладывает в своё дело: слушает, анализирует, пробует, набивает синяки. А потом думают, что это легко далось. Но нет, во всём нужно упорство, опыт и желание.
Допустим, сейчас мне «легче» даются толчковые заезды, но чтобы выпустить трюк за несколько недель мне понадобился не один год тренировок, работы и опыта.
В конно-трюковом театре я работала на площадке в форме овала, с прямой и на песке. Она отличается от циркового манежа, и некоторые трюки приходится «переучивать», делать немного иначе.
Вы занимаетесь джигитовкой и увлекаетесь кавказскими танцами. Как эти занятия отразились на вашей артистической карьере?
В школьные и студенческие годы я посвятила себя кавказским танцам: сначала была танцором, а затем стала балетмейстером народного ансамбля. Эти занятия имеют для меня особое значение до сих пор. Мне нравится характер танцев народов Кавказа и то, как он раскрывается на сцене. Благодаря этому я научилась передавать энергию зрителям через движения, жесты и взгляд. Это умение очень помогает мне в артистической деятельности на манеже.
Вы не раз подчеркивали важность совместной работы с коллегами и наставниками, тренерами. Кто повлиял на вас как на артиста, и как завоевать доверие и взаимоуважение, необходимые для достижения успеха?
Мой тренер, друг и учитель по джигитовке и верховой езде в конно-трюковом театре, а также по ушу Андрей Юрьевич Остроухов сыграл в моей жизни огромную роль. Он вложил в меня не только знания и опыт, но и много сил и энергии. Но главное — научил работать на зрителя и для зрителя.
Андрей Юрьевич часто повторял: «Иногда что-то может не получиться, но комплимент должен быть запоминающимся и заряжать энергией, даже если что-то пошло не так». Эти слова я помню до сих пор. Я считаю, что зрители будут помнить не трюк, а то, как он был подан и сколько энергии вложил артист.
Секрет успеха прост: нужно делать всё от души, искренне любить своё дело, не жаловаться, не отсиживаться и не искать отговорки, а всегда действовать — только так можно достичь успеха.
Многие трюки вы готовите вместе с супругом. Благодаря чему удаётся сохранить баланс на работе и дома?
Сейчас мы работаем над совместным трюком в «Королевском цирке» под руководством заслуженного артиста России Гии Эрадзе в шоу «5 континентов». Мы не смешиваем работу и личную жизнь. Если на манеже возникают какие-либо недопонимания, не несём их домой.
Мой муж очень помогает мне. Еще до цирка и замужества мои выпущенные мужские трюки в конно-трюковом театре он курировал по видео. Ермахан разбирал присланные ему видео, присылал стоп-кадры и объяснял, как нужно делать трюки — куда и как правильно сойти с лошади, как оттолкнуться, как повернуть плечи и ноги.
Когда мы начали работать вместе в цирке, я обращалась к нему за помощью даже дома. Запоминала его советы и старалась реализовать их на репетициях. Вместе работать лучше, муж всегда поддержит меня перед работой и скажет слова поддержки — так намного приятнее и спокойнее.
На вопрос «Как вам удаётся сохранять гармонию на работе и дома?» я отвечу, что это всё благодаря любви.
Во время выступлений и репетиций не обходится без трудностей. Как вы их воспринимаете и преодолеваете?
Конечно, эмоциональная нагрузка может быть велика. Мы все люди, и нам свойственны страх и волнение. На репетициях всё иначе: нужно время, чтобы отработать трюк до совершенства. Однако в работе, когда что-то внезапно идёт не по плану, я стараюсь выбросить всё лишнее из головы и сосредоточиться на выполнении своей задачи, действуя ещё более собранно, чем обычно.
Для каждого артиста крайне важна эмоциональная связь со зрителями. Как думаете, благодаря чему она возникает и как её достичь?
Нужно искренне любить свою работу. Зрители обязательно заметят и почувствуют фальшь. Их не обманешь. Вы можете передать свою любовь через энергетический посыл, который выражается в сияющем взгляде, счастливой улыбке, искренних комплиментах, а также технически безупречном исполнении трюков.
Что для вас значит быть частью международного циркового процесса?
Я очень счастлива и горжусь своей работой в этой замечательной компании. А особенно горжусь, что мы работаем у такого замечательного человека, продюсера, заслуженного артиста России Гии Эрадзе в компании Росгосцирк.
В цирке я всего четыре года и думаю, что это только начало, ведь нет ничего невозможного, только мы сами строим свою судьбу.
Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru.