«Если вы искренне не умеете любить животных, даже не беритесь работать с ними»

Алия, вы называете себя «рождённой в опилках». Что означает это выражение?

Это термин, который относится только к цирковым детям, так как во всех цирках раньше всегда были опилочные манежи, и эти крохи, детки артистов, всегда проводили своё свободное время в манеже. Я еще застала время опилочного манежа. Это выражение означает, что я – дитя цирка и манежа (образно говоря).

По рассказам ваших родителей, в 3 года вы впервые выехали на манеж верхом на лошади. А в какое время произошло ваше первое осознанное появление на арене цирка?

Да, верно, в три года я выехала на лошади на манеж. Но в 6 лет я вышла уже артисткой с хула-хупами и дрессированной собачкой.

В детстве вы часто проводили время с известными цирковыми артистами, одним из них был сам Юрий Никулин. Расскажите, как произошло ваше знакомство с легендарным артистом, осталось ли какое-то интересное воспоминание?

Да, это был мой самый дорогой друг, и так как я была очень маленькой, и многого не вспомню, знаю только одно – его тепло и человеческая любовь всегда давали мне сил становиться всё лучше и лучше в профессиональном вопросе! Он заряжал сумасшедшей энергией и добротой! Этого вполне достаточно, чтобы помнить его по сей день!

С 6 лет вы уже начали работать с номером «Хула-хупы» с собакой, и вскоре объездили полмира с этим представлением. Как в таком возрасте у вас было достаточно внимательности и собранности освоить целый номер?

Не хочу хвалиться, но я очень талантлива! Бывали моменты зависти взрослых девчонок на манеже… во время репетиций, когда я повторяла все трюки, которые делали они. Мне легко давалось, да и я всегда обожала что-то новенькое, тем более с животными я жила с самого рождения.

Во время гастролей в Париж вас сняли в фильме «Париж глазами ребёнка», где вы оказались в главной роли. Это был русскоязычный фильм? Как вы попали в этот кинопроект?

Да, этот фильм на русском языке, иногда пересматриваю и смеюсь до слез… Смех от того, какая я забавная, и как не могла сказать три строки 30 минут, путалась, слезы от ностальгии… Это было лучшее время! Во Франции мне было 6 лет, как таковых переговоров лично я не припомню, просто помню, что постоянно общалась с дядей, и был еще дядя с камерой, помню эти прогулки по Франции с родителями во время съемок. 


На гастролях в Южной Америке, когда вам ещё было 8 лет, вы упали со встречных качелей и получили сильную травму. Как быстро вы восстановились? Пришлось ли отказаться от выходов на манеж на какое-то время?

Да, в Америке я получила очень серьезную травму… она до сих пор меня беспокоит – и колено, и спина. Можно сказать, я так и не восстановилась. Так как я была без родителей, не очень-то я и нужна кому была. На следующий день я уже работала, просто перемотав ногу эластичным бинтом.

Сейчас вы дрессировщица в цирке. Работаете с медведями, птицами, собаками… Есть ли у вас любимые животные?

В данный момент я работаю исключительно с медведями и собаками, с гусями уже два года как не работаю. Все животные мои любимые, они мои детки. Но на данный момент у меня есть моя слабость, это Ума. Уникальность в том, что ей было 11 дней, когда мы её взяли…

Вы рассказываете интересный факт, что «работа с медведями не терпит слабаков», и именно она помогла вам «из гадкого утёнка превратиться в лебедя». Как и когда общение со зверями и дрессировка преобразили вас?

Животные сами по себе отличные преподаватели-философы. Они тренируют в человеке огромное количество качеств. Это: дисциплина, пунктуальность, собранность, внимание, ответственность, любовь, терпение и т.д. Все эти качества со временем приходили в сознание, и только тогда, когда это всё выливалось в гармонию с собой, я понимала суть и смысл. А заключалось это в том, чтобы становиться с каждым днем лучше, чем ты была вчера!

В номере «Веселые медвежата» у вас участвует 5 бурых медведей. У них есть свои имена. Дарье 29 лет, Сонечке 9 лет, есть и дети – Потап, Лиза и Юля, которым по 2 года. Отличается ли восприимчивость животных к дрессировке в разном возрасте?

Дашеньке 29 лет, она уже на пенсии в заповеднике. Сейчас со мной Соня, Лиза, Юля, Потап и Умка – 1,4 года. Чем старше медведь, тем опытней. Основное внимание 2-3 первым годам репетиций с ними… когда они малыши, все трюки проходят через игру и длительное времяпровождение с ними. Со временем взрослый медведь делает трюки, которые за ним закреплены.

По одному из двух образований вы – арт-менеджер. Применима ли ваша специальность в цирковой деятельности?

И первое, и второе образование постоянно мне помогает в работе в цирке. Я также ставила «ёлки» в цирке, и с легкостью организовываю любые мероприятия.

Вы – единственный человек в мире, кто дрессирует гусей. На ваш взгляд, в чём причина того, что с этими птицами никто не работал прежде? Насколько гуси обучаемые животные?

Гуси – очень умные существа. Они настолько сообразительны, что я постоянно удивляюсь этому. На самом деле, никто с ними не работает потому, что это огромный труд. У меня их было 26 голов, и каждый со своим характером и манерами, и, конечно же, у них свои природные инстинкты. Одно из затруднений – это их содержание. Природу никто не отменял. На одного гусака не меньше 3 гусынь, это много, и также им нужно пространство, чтобы гусаки не дрались, и всё в таком духе… Бывало, не хватало в цирке помещений, чтобы всех гусей разместить как надо.

В вашем номере задействованы 26 гусей горьковской породы и 7 индийских уток, в этом же номере принимают участие три собаки: кавказская овчарка, хаски и овчарка с волчьей помесью. Как родилась идея этого номера? Дружны ли ваши артисты?

Да, они были дружны… Это была удачная шутка папы. Как-то я просыпаюсь с утра, а рядом коробка, и там что-то пищит. Открыла и обалдела: 6 гусят жёлтых. Ну и понеслось: привыкание к ним, воспитание и репетиции.

Вы дважды участвовали в фестивале «Принцесса цирка», а также являетесь членом союза цирковых деятелей. А делятся ли секретами артисты друг с другом?

Не все. И мне жаль, потому что опыт и секреты уходят с великими артистами… А так, я обожаю обмениваться опытом с коллегами.

О вас с мамой сняли фильм, который представлен на кинофестивалях. Это фильм о женщинах-дрессировщицах. В начале фильма есть эпизод, в котором медведица ударила вас лапой. Как часто в жизни случаются подобные моменты? Как вы воспринимаете себя на экране?

Да, конечно, всякое бывает. Но меня это не пугает и не останавливает. На экране я себе нравлюсь, а в фильме я – самая настоящая!!!
Как раз во время съемок в моей жизни происходило много чего, и было тяжело работать на камеру, поэтому я хотела быть настоящей, без масок.

Пройдя цирковой путь от раннего детства до успешного дрессировщика в династии, какие рекомендации вы бы могли дать юным артистам цирка, которые хотели бы связать свою жизнь с цирковыми шоу с животными?

Моё единственное пожелание такое:
Если вы искренне не умеете любить животных, даже не беритесь работать с ними. А если вы хотите использовать животное как марионетку для заработка денег… грош цена вам как человеку!

Добавить комментарий