Анастасия Новичкова

«В цирке я себя чувствую как рыба в воде»


Анастасия, вы начали работать в цирке в 11 лет в номере «Медведи-эквилибристы» под руководством папы. Уже тогда вы не боялись выходить в манеж к хищникам. А помните самую первую встречу с ними?

Самую первую не помню, видимо, меня это не впечатлило. (Смеётся). С раннего детства я росла вместе с медвежатами, малыши жили у нас дома и до их определённого возраста мне можно было с ними играть. Когда медвежата подрастали, их переселяли в цирк в вольер, но я всё равно могла наблюдать за ними постоянно и, конечно, не считала это чем-то экстраординарным.

Помню, однажды соседи полицию вызвали. Они услышали детский плач и подумали, что с ребёнком что-то случилось и он плачет, да так горько! Патрульные приехали, звонят в дверь, родители открывают. «Вы, говорят, ребенка мучаете?». Меня позвали, я отвечаю, что всё в порядке у меня. И тут из ванны плач! У нас тогда медвежонок дома был, а они, когда маленькие, точь-в-точь как дети плачут. Пока объясняли что к чему, устали. (Улыбается). Попросили патрульные сфотографироваться с малышом. Потом каждый день кто-то приходил к нам домой фотографироваться или просто посмотреть.

Ваши первые гастроли и, соответственно, первая работа были в Турции. Вы ожидали, что вам придётся выйти в манеж или для вас это стало сюрпризом?

Гастролировать я начала раньше. Постоянно с родителями ездила, лет с пяти в манеж выходила, в «подсадку» к кому-нибудь или в парад. Но как школа началась, в основном училась. Однажды во Франции работали, меня и там в школу отдали, в обычную французскую. Родителей не остановило, что я в свои 8-9 лет только два слова по-французски знала. Мама сказала: «Математику учи, цифры тут такие же, как у нас!». Видимо, поэтому в институт на «Экономику и управление» поступила. (Смеётся).

А работать начала так. Мы были в Омске, и после представления к папе подошёл мужчина, сказал, что ему очень понравился номер и что у него тоже есть медведь. Как он сказал, ему его друзья подарили, и поначалу он был как плюшевый, а теперь и цапнуть может, и даже укусить. И ему это не подходит. В общем, папа купил этого медвежонка, и мы забрали его с собой. Это был мой первый медведь. Лея.

Вскоре мы уехали на гастроли в Турцию. Было лето, очень жарко, но папа каждый день водил меня в цирк репетировать и гулять с Леечкой. Ей тогда годик был, это уже не малыш. Сложно было приручить. Много времени понадобилось, чтобы Лея привыкла ко мне. Я боялась её, а она меня. Постоянно бросалась, а я вся в синяках ходила. Но, несмотря на это, кое-что мы отрепетировали. Ничего сложного, но всё-таки трюк. (Улыбается.).

Папа одобрил, похвалил и сказал, что пора нам начинать работать: «Ты готова? На следующей неделе вы с Лейкой начинаете». Конечно, я не была готова, но с папой не поспоришь. Приятным сюрпризом были цветы и подарки. После работы с дебютом меня поздравили все: и артисты, и турецкие организаторы. Некоторые подарки я храню до сих пор. Например, статуэтку ангелочка от артистов, серебряные серёжки в виде медвежат от ветврача, красную плюшевую обезьянку от ведущего. А директор площадки, на которой мы работали, подарил мне подвеску — золотого медвежонка с бриллиантиками и билет на все аттракционы в его «Луна-парке». Билет я, конечно, потеряла, но восторг от этого подарка храню до сих пор!

Вместе с медведями вы покоряли международные конкурсы. А кто на них блистал больше — они или вы? Кому зал рукоплескал? И как считаете, чья заслуга в успехе больше — ваша как дрессировщиков или медведей?

Не могу сказать, сложно отвечать за других. Думаю, каждый из зрителей отмечал что-то своё. Кому-то нравилось смотреть на красивого мужественного мужчину, который мог поцеловать в губы медведя без намордника и остаться невредимым. Кому-то нравилась девушка, обнимающая медведя. Кто-то наверняка получал удовольствие от комических сценок. Пожалуй, многие поражались виртуозному исполнению сложных трюков, некоторые из них до сих пор никто не повторил. На мой взгляд, наблюдать за животными интереснее, они непредсказуемы. Именно так папа придумывал новые трюки: наблюдал за малышами, которые играли в вольере, и что-то из этих игр выносил на репетиции, а потом и в работу.

Во время гастролей в Японии один из трюков занесли в Книгу рекордов Гиннеса. Что это был за трюк и как вы к нему готовились?

Лобовой перш. Это семиметровая труба, обмотанная верёвкой, чтобы лапы медведя не скользили. Медведь Марта забиралась наверх. Папа поднимал перш вместе с Мартой и ставил на лоб, а Марта по команде вставала наверху в стойку на передние лапы. После этого папа делал пируэт, чтобы все зрители могли рассмотреть рекордный трюк, который выполнялся без лонжи, то есть без страховки.

Часто зрители, восхищаясь шоу, забывают об опасности и просят после представления сфотографироваться с животными или погладить их. Шли вы навстречу или отказывали?

Мы часто фотографировали зрителей с медведями. Однажды даже ездили в один из московских театров поздравлять артиста с юбилеем. Медведица Маша цветы юбиляру на сцену выносила, а потом шампанское с ним выпила.

На телевидение ездили часто. Так, на гастролях во Франции снимали передачу, во время которой не обошлось без курьёзного случая. Так как дело было важное, папа взял свою любимицу Веру. На тот момент никто из нас по-французски не говорил, работать через переводчика не позволял формат прямого эфира, поэтому было решено, что на все вопросы будет отвечать директор цирка. Его посадили рядом с Верой. Эфир проходил отлично и вдруг в конце ведущий берёт огромную коробку шоколадных конфет и со словами «наши конфеты любят даже русские медведи» предлагает их Вере. Надо сказать, что она совсем не любила шоколад. Сначала медведица терпеливо отворачивалась от предлагаемого лакомства. Папа пытался объяснить, что она не ест конфеты, но ведущий был неумолим. В итоге Вера ударила лапой по коробке, а затем развернулась к камере спиной и села прямо на конфеты. Вот такая неудачная реклама. (Улыбается.)

Знаю, что, когда вы работали в Корее, мишки даже снимались в кино.

После основных гастролей в Сеуле нашему номеру предложили остаться работать в парке аттракционов. Условия контракта были волшебные: апартаменты в центре Сеула, личный водитель. Мы остались. Реклама «Медведево шоу» была по всему городу. Мы добавили игру со зрителем. Желающие могли попробовать пройтись по свободной проволоке. Естественно, никто с задачей не справлялся. Зал смеялся, участникам раздавались подарки. И тут выходил медведь, с легкостью забирался на проволоку и выполнял различные трюки. На одно такое шоу попал известный режиссёр с сыном. После работы он предложил нам сняться в его рекламе. Это было несложно, а режиссёр впечатлился, позвал медведя сниматься в кино. Наше руководство долго не могло найти решение, очень много времени уходило бы на дорогу в студию, а представления были каждый день. Поэтому было принято решение построить павильон для съёмок прямо в парке. Сюжет был сказочный! Главный герой мог перевоплощаться в медведя, и эту роль играла наша Маша. Снимали каждый день после работы, но результат мы не дождались. К моменту, когда ролик был снят, мы уже уехали, так и не побывав на премьере.

Понятно, что животные привыкают к определённым людям и впоследствии слушаются только их. А как заслужить их доверие, стать не только воспитателем, но и другом?

Больше времени уделять питомцам, а точнее, всё свое время проводить с ними: гулять, играть, купать, кормить. Просто сидеть в вольере, пока они отдыхают. Тогда примут и доверять начнут. И только после этого можно чему-то учить.

Сейчас вы, уже с мужем, переключились на дрессировку японских шпицев и перуанских попугаев. Чем работа с ними интересна и насколько легко она дается после такой серьёзной подготовительной школы в детстве?

Собаки — это моя любовь! С лёгкой руки народного артиста России, лауреата Государственной премии в области литературы и искусства Николая Карповича Павленко моя детская мечта осуществилась — я стала дрессировщицей собак! Работаем мы вместе с мужем Максимом Минасовым. Максим — династийный артист цирка, работает в жанре эквилибр. Для него было очень волнительно переходить в новый жанр, он совсем не имел опыта дрессуры. Но он всегда поддерживает мои иногда сумасбродные идеи, давая мне самой совершать ошибки или наоборот. И за это я люблю его ещё больше! Могу сказать: если бы Максим не решился тогда, я бы сама не справилась.

У Николая Карповича особенный подход к животным, как в содержании, так и в дрессуре. Свой уникальный опыт он передал нам. Поначалу объяснял все нюансы и тонкости работы с этой породой, помогал, подсказывал и, конечно, поддерживал, когда что-то не получалось. Помимо номера, Николай Карпович передал нам свой питомник японских шпицев Vom Rollenden Haus. Щенки рождаются прямо у нас, и мы можем вести их с самого рождения, отбирая собак с нужным нам темпераментом и экстерьером. И теперь уже наши дети растут вместе со щенками.

Номер называется «Улыбка», и на самом деле, если во время работы посмотреть на зрителей, то увидишь полный зал улыбок. Вся дрессура схожа, только подход ко всем свой. С медведями построже, на шпицев даже кричать нельзя, а с попугаями мы еще только знакомимся. Вся работа впереди.

Вместе с питомцами вы активно участвуете в благотворительных выездных представлениях и мероприятиях. Какие главные задачи вы ставите перед собой?

Цирк — это искусство для всех. Но не у всех есть возможность приехать к нам. Мы посещаем детские дома или больницы, и у детишек есть возможность хоть ненадолго отвлечься. Им не столько интересно представление, сколько общение с собаками. Погладить, поласкать. Многие интересуются профессией, спрашивают, как стать артистом.

Наверняка, зрители и сами не прочь попробовать исполнить какой-либо трюк со шпицем или попугаем. А у вас есть желание научить этому?

С людьми сложно, с животными куда проще. (Улыбается.) На открытых репетициях такое бывает, иногда просто люди обращаются с вопросами о дрессуре, после представления подходят. Как-то раз мы в Москве работали, так один крупный бизнесмен пришёл в цирк с просьбой провести на манеже свой день рождения. Он выкупил весь зал и участвовал практически в каждом номере. Это было сложно и для нас, и для животных, но всё удалось, это был невероятный опыт.

Вы обладатель короны «Принцесса российского цирка». Это очень почётная награда! Насколько сложно вам было? Какие эмоции испытали, получив награду?

Сейчас уже не помню особых переживаний. Остались только самые приятные воспоминания! Для меня это был первый фестиваль. Атмосфера невероятная, несмотря на репетиции до полуночи. В основном парад репетировали, очень утомительно, но зато все подружиться успели. А волнение и нервы наверняка были. Но когда работаешь с животными, на это не имеешь права. Они всё чувствуют, и особенно волнение или твой страх.

Поделитесь, пожалуйста, с читателями, что нужно для того, чтобы в цирке чувствовать себя как рыба в воде и есть ли у вас это ощущение?

Я цирковой ребенок, как у нас говорят, «опилочный», росла за кулисами. Первая любовь, первая работа, школа, университет и замужество — всё связано с цирком. С самого рождения я здесь! В четыре года меня для безопасности сажали в пустую медвежью клетку на время представления. Папа работал два номера и в униформе был, а мама трудилась инспектором манежа. Позже сама начала в манеж выходить. Пробовала себя в разных жанрах, поэтому могу смело сказать, что в цирке я себя чувствую как рыба в воде. Но советов особых давать не буду. Цирк — это целый мир, и тут у каждого своя дорога. Могу только сказать, что постоянный труд — это путь к успеху. Артист редко бывает доволен собой. (Улыбается.) Манеж любит тех, кто много времени проводит в нём.

1 комментарий для “Анастасия Новичкова

  1. Я как отец благодарен судьбе за то что у меня родилась дочь, я очень хотел построить работу так что бы животные имели очень близкий контакт с людьми и я этого добился. Начало работы моей дочери совпало с гастролями в Турции, ей было всего 12 лет! И я горжусь тем что моя дочь смогла в столь юном возрасте соединить учебу и работу в столь юном возрасте !!! И я этим горжусь !!!

Добавить комментарий