Анастасия Собокарь
«Моя любовь к степу началась, когда мне было восемь»
Анастасия, вы артистка эстрады и преподаватель ГУЦЭИ. Артист эстрады — довольно широкое понятие. Что оно подразумевает?
Это действительно широкое понятие. Но в наше время к тому же театральному актеру требований все больше и любая сцена сейчас становится синтезированнее и смелее. Думаю, граница, разделяющая эстрадную сцену и другие, давно размыта. Понятие «эстрада» сейчас и всегда есть близкое и простое для восприятия зрителя послание о насущном, передаваемое многими средствами выражения, будь то танец, вокал, умелое владение речью и другими прекрасными жанрами.
В каком возрасте вы увлеклись степом? Почему именно степ?
Я родилась в семье музыкантов. Мой дедушка баянист, а папа барабанщик. Моя любовь к степу началась, когда мне было восемь. Мы папой пошли на концерт оркестра Олега Лундстрема, где с блеском выступала и Степ-компания Владимира Кирсанова. Мой отец был знаком с Владимиром Ивановичем и, зная, что тот обучает степу, предложил мне попробовать потанцевать у него в студии, о чем мы и договорились после окончания концерта. С тех пор, благодаря моим прекрасным учителям В. И. Кирсанову его супруге Раисии Яковлевне и дочери Арине Владимировне, великолепным актрисам и танцовщицам, и живёт моя долгая дружба с этим жанром.
Степ — классика жанра чёрно-белого кино с очень талантливыми артистами. Они танцевали, пели и играли одновременно. Насколько возможно совместить степ с вокалом?
Это традиция большинства мюзиклов и не только. Она уже множество десятилетий с успехом украшает известные постановки и экранизации.
Степ — это только про джаз? Какой должна быть музыка для степа?
Говоря про американский тэп-танец и первоначальный стиль, с большей вероятностью да. Но не стоит забывать о множестве танцев с ударной работой ног, таких как ирландская джига, клокет во Франции, аргентинское гаучо и даже русские дроби — все они исполняются под свою национальную музыку. А если посмотреть на этот ударный танец как на музыку ног, то его можно исполнить под любую мелодию и даже вовсе без неё. (Улыбается.) Отличается ли степ от чечётки? Дело в том, что «чечётка», как и «степ» появились как названия в СССР. Говоря же о «родном имени» танца, нужно иметь ввиду тэп Дэнс (Tap Dance).
Сейчас вы преподаёте степ и в цирковом училище, и в мюзикл-театре, и в частных студиях. В чём специфика степа для артистов цирка?
Все артисты очень разные и имеют каждый свою специфику. Я сейчас нахожу индивидуальный подход к каждому, как мне кажется.
Вы и ваши студенты участвуете во многих всероссийских и международных степ-фестивалях. Насколько популярно это направление у нас?
Оно достаточно популярно и всё сильнее набирает обороты. Наши танцоры каждый год занимают призовые места и даже лидируют на чемпионатах Европы и мира, чем мы не можем не гордиться!
На ваш взгляд, в какие постановки и жанры театрального, эстрадного и циркового искусства вписывается степ?
Думаю, в любые, где нужно удивить. (Улыбается.)
Как вы считаете, для каких артистов будет полезен степ? Стоит ли вообще осваивать этот танец?
Это довольно обширная тема. На данный момент всё чаще встречаются нейропсихологи, рекомендующие детям с задержкой развития пробовать активировать моторику ног и достигают удивительных результатов. Стоит заниматься степом людям в возрасте, для которых работа ногами продлевает молодость и поднимает настроение. Или же темпераментным личностям, тем, кто чувствует так же, как говорил герой Евстигнеева в фильме «Зимний вечер в Гаграх»: «В чечётке главное — кураж. Вот чувствуешь: ты можешь бить чечётку. Как будто ты жить без этого не можешь! Вот если ты сейчас не будешь бить чечётку — помрешь! Вот какое чувство!». И, конечно же, любым артистам, желающим расширить свои профессиональные навыки и музыкальность.