«К экстриму меня тянуло с детства, всегда привлекало то, что будоражит кровь»


Андрей, творческий путь вы начинали с цирковой самодеятельности и впервые вышли на манеж с супругой в алматинском цирке. Одну из миниатюр показали приёмной комиссии в эстрадно-цирковом училище, и только во время обучения решили переквалифицироваться в воздушного гимнаста. С чем связан такой выбор?

Наступил момент, когда я стал восхищаться работой воздушных гимнастов, акробатов. А так как был в хорошей физической форме, и акробатика, и гимнастика давались мне очень неплохо. Меня пригласили в номера к артистам Якубовым «Гимнасты на ремнях» и «Акробаты на мачтах». Тогда и начал переквалифицироваться из ковёрного в гимнаста-акробата.

Получается, вас привлекла высота. Было ли страшно поначалу и как с этим справлялись?

К экстриму меня тянуло с детства, всегда привлекало то, что будоражит кровь, вызывает чувство куража, выброс адреналина. Я всегда любил скорость, ещё маленьким был жокеем — скакал на лошадях. Завораживала и высота. Я вырос в горах, с папой, инспектором охраны заповедника, постоянно ходили в походы. А вот в артистическом плане погрузился в экстрим в эстрадно-цирковом училище.

Уже во время обучения вы начали гастролировать по Европе. Как вас приняли зрители за рубежом?

Первые мои зарубежные гастроли были в Финляндии. Работали четыре месяца на пароме, курсировали между Хельсинки и Стокгольмом с двумя групповыми номерами. После шоу нас пригласили на международный цирковой фестиваль в Монте-Карло в 2003 году, где мы взяли серебро и бронзу, а также получили награду от правительства Монако и приз от Формулы-1. А зрители всегда принимали очень хорошо.

Один из ваших любимых жанров — акробатика на мачте. Что в нём привлекает?

Тренировка ловкости, силы, преодоление себя, опять же экстрим. И, конечно же, реакция публики, ведь номера получаются эмоциональными.

Вы освоили «Колесо смелости», на это способен не каждый воздушный гимнаст и акробат. Где и у кого вы обучались?

Обучался я в Китае, в сычуаньский цирк нас пригласили с товарищем, тоже на тот момент цирковым артистом. Поначалу, когда нас только запустили в колесо, оно было полностью зашнуровано, а весь манеж застелен страховочными матами. Тем не менее, были большие проблемы с вестибулярным аппаратом, ведь пока ты крутишься внутри, всё вокруг стоит на месте. Даже спустя несколько месяцев мы с товарищем думали, что «Колесо смелости» нам не подходит, но, несмотря на страх, переселили себя. Почему не стали работать вместе? Так сложились жизненные обстоятельства. Мой товарищ женился, у него появилась дочь, а так как супруга не была связана с цирком, у него не получилось гастролировать дальше.

Чтобы избежать падений, необходимо чувство равновесия. Вы его развили или это далось природой?

Я считаю, что всё в жизни приобретаемо, и чувство равновесия, и координация движений тренируются, а страх преодолевается. «Колесо смелости» это про контроль. Контроль нахождения себя в пространстве. Немного опоздаешь или увлечёшься, такие моменты бывали в процессе работы, неминуемо получишь травму.

На «Колесе смелости» артисты часто получают травмы и даже, к сожалению, разбиваются. У вас были травмы?

Травм было немало. Около года назад упал во время репетиции, раздробил лодыжку, таранную кость. После такой травмы люди восстанавливаются несколько лет, мне же понадобилось три месяца. В это время лежал, нельзя было двигаться. Затем началась реабилитация, и во время неё понял, что в колесе мне будет восстанавливаться проще. Начал потихоньку ходить внутри колеса, постепенно добавлял нагрузку. И вот уже полгода снова работаю. До цирка дохожу прихрамывая, но когда выхожу на манеж, слышу музыку, никто даже подумать не может, что я работаю после травмы.

Благодаря чему вы находите силы вернуться на манеж после травмы? Никогда не тянуло сменить опасную профессию на спокойную?

Конечно, такие мысли посещают, особенно при серьёзных травмах. Например, когда я чуть не лишился в Новосибирске зрения из-за нагрузки. Она на манеже спринтерская. За семь минут работы ты испытываешь колоссальное физическое напряжение, работаешь на пике своих физических возможностей, выкладываешься на 110%. Но я всё-таки считаю, что уходить с манежа нужно вовремя. И надеюсь, что оставлю цирк, когда решу сам перейти на спокойную работу, то есть на мой выбор не повлияют травмы.

Вас можно назвать одним из самых рисковых артистов цирка. А для чего вы рискуете? Только ли ради эмоций зрителей?

Это своего рода зависимость. Честно скажу, даже после трёх представлений в день я настолько полон энергии, что не могу уснуть до четырёх утра. Настолько это колоссальная нагрузка, и до такой степени я пропитываюсь эмоциями зрителей! Наверное, поэтому даже после тяжелейших травм появляются внутренняя необходимость работать дальше, адреналин и желание обмениваться энергией с публикой.

Даже если номера доведены до совершенства, всё равно есть место непредвиденным обстоятельствам. Как вы с ними справляетесь?

В основном всё зависит от техники безопасности. Но, конечно, бывает, что во время самой работы трюк идёт не так. Или ты оступаешься, или переигрываешь, а должен быть максимально внимательным ко всем мелочам, которые происходят на манеже с тобой и реквизитом, должен видеть всё на 360 градусов. Наверное, за счёт опыта, натренированности на тысячах представлений отрабатываются мастерство и профессионализм.

Андрей, вы выполняете сложные и весьма опасные трюки. Расскажите о них.

«Колесо смелости» высотой от 10 до 12 метров вращается вокруг оси за счёт моей энергии и веса. Никаких моторчиков, механизмов нет, в этом и сложность, и одновременно простота. Я разгоняю колесо, контролирую его вращение и во время бега исполняю трюки: прыгаю на скакалке, во внешнем колесе, делаю сальто, перевороты, прохожу круг с закрытыми глазами.

Однако могу сказать, что «Колесо смелости» от начала до конца — один сплошной трюк. Сложный и весьма опасный. Но я стараюсь сделать его так, чтобы он выглядел легко. Считаю, что только в этом случае зрители получают удовольствие и энергетическую подзарядку.

Офисный работник за компьютером успевает подумать и о семье, и о планах на выходные, и о ситуации в мире. А о чём вы думаете на высоте 12 метров?

Во время работы нельзя отвлекаться — можно допустить ошибку. На колесе только контроль эмоций, тела. Выходя на манеж, отключаешь мысли и отдаёшься полностью процессу, делаешь то, что было натренировано на репетициях, прогонах. Всё должно быть настолько отработано и так просто для тебя, как подносить ложку ко рту.

Ваша жена Алия из цирковой династии воздушных гимнастов, заслуженных деятелей искусства Республики Казахстан Досбатыровых. Помните, как с ней познакомились?

Алия для меня до сих пор что-то непостижимое. Всегда смотрю на неё, открыв рот. И когда-то даже не мог себе представить, что она будет моей супругой. Каждый раз, когда возвращался с гастролей в родной Казахстан, видел её, мечтал жениться. И однажды всё закрутилось. Буря эмоций, которая была во мне, нашла отголосок в ней. Мы уже 12 лет в браке, у нас родились прекрасные дочери Элеонора и Амелия.

Вместе вы работаете номер «Ты и я». С ним вы участвовали во Всемирном фестивале циркового искусства «Идол». Расскажите об этом.

Изначально с Алией у нас был номер на мачте «Танго», но на одной из репетиций мы решили придумать что-то оригинальное и совместить мачту и воздушные ремни. В цирке говорят, что если хочешь развестись с женой, сделай с ней номер. Но у нас, на удивление, всё довольно-таки гармонично получилось.

Когда только начинали репетировать, в Алматы приехал генеральный директор Большого Московского цирка Эдгард Запашный. Он вышел на манеж, руководитель нашего цирка нас представил. Тогда Эдгард Вальтерович предложил отправить видео номера аттестационной комиссии на фестиваль «Идол». Мы загорелись и уже не просто репетировали, тренировались, а непосредственно готовились к фестивалю. Мотивация была огромная! Первый же раз с номером вышли на манеж мальтийского цирка. Конечно же, это было незабываемо.

Цирковые дети начинают трудиться очень рано, часто в номерах родителей. Хотели бы вы, чтобы ваши дочери освоили «Колесо смелости»?

Элеонору и Амелию мы будем знакомить с разными направлениями: спортом, искусством, в том числе цирковым. Ну, а что конкретно им придётся по душе, покажет время. Непосредственно цели подготовить артистов цирка у нас нет.

Артистов кино и театра ждут у служебного входа, просят автографы и мечтают сфотографироваться. А есть ли фанаты у вас? Общаетесь с ними?

Увы, артисты цирка не настолько популярны. Популяризации цирка сейчас нет, напротив, появилось много хейтеров. Причём критикуют те, кто ничего не понимает в дрессуре и цирковом искусстве в целом. Но за счёт них у зрителей меняется отношение к цирку, и, я вам скажу, не в положительную сторону. Это, конечно, обидно.

Ну а что касается наших поклонников, то их хватает в соцсетях. Люди, которые были на представлениях, смотрят посты, видео, фото, пишут сообщения, чем-то интересуются, хвалят. Мы без проблем идём на контакт, всегда рады и за кулисы по возможности провести, бывало, и об этом просили.

Как вы считаете, в каком возрасте стоит начинать заниматься цирковым искусством и какие навыки нужно развивать с детства, чтобы цирк принял будущего артиста?

Нужно быть физически подготовленным, ловким и, безусловно, уделять много времени и сил выбранному направлению, будь то гимнастика, акробатика или клоунада. Если молодые артисты позаботятся о качестве своих номеров, то и цирк, как и в прежние времена, будет расцветать. Цирк — искусство очень трудное, его просто нужно обожать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *