Артак Арутюнян
«Цирк — это не политика. Сегодня детям нужны добрые герои, как и всему обществу в целом»
Артак, вместе с сыном — третьеклассником Никитой вы создали музыкально-комический дуэт «Спартак и Нико». Как возникла идея?
Эта идея появилась у меня, когда Никите было всего шесть месяцев. Он с малых лет подражал мне во всём, и я очень рад этому.
Название нашего дуэта связано с историей моего рождения. Когда родители искали мне имя, они долго перебирали варианты. В итоге буквы «с» и «п» выпали из метрики, и осталось только имя Артак. Это, конечно, шутка, но имя СпАртак очень подходит мне во всех отношениях. А имя Нико — это сокращение от имени Никита.
Наш музыкальный комический дуэт впервые выступил в ДК «Коробовский», где я работал с 2015 по 2022 годы режиссёром и руководителем цирковой студии «Арена чудес».
Вместе с воспитанниками студии Нико тоже проявлял любовь к цирковому искусству, и это было началом нашего пути.
В пандемию вы выступали перед врачами. Согласны ли вы с тем, что смех продлевает жизнь?
Пандемия — это отдельная тема для разговора. Однако в то время многие люди своими поступками и поддержкой помогали другим, вдохновляя и не давая потерять надежду на жизнь. Мы с Нико тоже внесли свой вклад в это благородное дело.
В то время было ощущение, как в фильме «Титаник», когда тонет огромный лайнер, и только музыкантам было безразлично происходящее. Хотя этот эпизод говорит о подвигах и духовных ценностях, после такой трагической истории всегда есть свет в конце туннеля.
Что касается смеха, то он действительно продлевает жизнь, ведь смех очищает лёгкие и обогащает кровь кислородом. Поэтому смеяться можно и нужно. Как говорила моя бабушка, один смех равняется пяти глюкозам.
Вы раньше ставили новогодние спектакли. Как этот опыт помогает вам в работе над репризами, которые можно увидеть онлайн и офлайн?
Я и сейчас продолжаю ставить новогодние спектакли, и не только их. Мой творческий потенциал не знает границ, меня вдохновляет всё: природа, семья, любимая работа и музыка, которую я сочиняю.
Многие из моих работ можно найти на YouTube. Однако, честно говоря, я не выкладываю свои авторские репризы в общий доступ, так как существует множество плагиаторов, и порой невозможно найти их настоящих авторов. Это вызывает чувство обиды. Классика жанра, каждый клоун исполняет знаменитые репризы по-своему, но только если автор даёт на это разрешение.
Вы владеете двенадцатью музыкальными инструментами. Какие из них чаще всего используете в цирке?
На выходных я исполняю репризы, используя саксофон, свирель, пианику, колокольчики, на насосе цуг-флейту. Мои выступления проходят на разных площадках, будь то цирк, сцена, спортивный комплекс и так далее, и я всегда стараюсь менять инструменты, чтобы сделать каждую репризу уникальной.
В других номерах, таких как «Бабочка и скрипка», играю только на скрипке. В «Заклинателе змей» использую дудук и зурну, в «Необыкновенном концерте» — кларнет и мини-скрипку, а в «Оркестре» — трубафон, ксилофон и различные шумовые инструменты. Когда работаем шесть или семь реприз, использую все свои инструменты.
Вы с Никитой тщательно прорабатывали характеры своих персонажей. Какими они получились, в чём вы похожи на них, а в чём отличаетесь?
Изначально у Никиты был образ пионера. Почему именно пионера? Когда я придумал музыкальный номер, в котором говорилось о ностальгии по СССР и о ценностях жизни, по мотивам фильма «Бриллиантовая рука» (музыка А. Зацепина), подумал, что образ пионера будет очень уместен. Нико полностью влился в эту роль и замечательно её исполнял. Он и сам по натуре и поведению похож на настоящего пионера: дисциплина, ответственность и трудолюбие — всё это про него.
Я же выбрал образ буржуя, чтобы подчеркнуть разницу между социалистическими и капиталистическими ценностями. Хотя понимаю, что это цирк, и не всем детям и взрослым это интересно, так как общество тоже уже забыло о «красных патриотах». К сожалению, практика показала, что это так, и мы решили изменить образы на швейцара и босса. Каждая наша реприза — это короткометражный фильм с историей.
Очень жаль, что из клоунов сделали аниматоров, а школа клоунады оказалась на грани вымирания. Безразличие порождает зло, а в цирке этого не должно быть. Традиции, которые формировались веками, имеют право на существование.
Очень важно чувствовать своих партнёров. Как вы строите отношения с сыном на манеже и дома?
Когда мы с сыном на манеже, то, как и все творческие люди, сосредоточены на работе и свободны в эмоциях. На арене я выступаю как его партнёр, он подшучивает надо мной, и, конечно, в конце концов, побеждает дружба, и царит добрая атмосфера.
Дома же мы также друзья, и я стараюсь проводить с ним и с младшим сыном больше времени. Почти никогда не уезжаю на гастроли без семьи, потому что мы — одно целое.
Ваш сын впервые вышел на манеж в шоу легендарного цирка Юрия Никулина, где вы с супругой работали. Помните, как это было?
Это произошло в 2012 году в Анапе. Мы с женой, которая, кстати, тоже профессиональный музыкант и играет на фортепиано, были участниками той программы. В шоу участвовали народные артисты Азиз Аскарян, Марина Осинская, а также заслуженный артист Осетии Олег Танделов с женой Залиной и блестящими джигитами.
К сожалению, я забыл имена других не менее талантливых артистов, которые также выступали в тот вечер. Мы с Анной были музыкальными эксцентриками. В конце программы, в эпилоге, приучали нашего годовалого Никиту выходить на поклон. Каждый день он показывал своё мастерство в роли дирижёра, взмахивая руками в такт аплодисментам, а позже вышел на сцену во время репризы «Оркестр».
Не забуду случай, когда Никита залез под цирковой кемпинг и хотел пробраться к медведю, который был огорожен сеткой. Мы с Олегом и другими артистами сидели напротив и ужинали. Вдруг я увидел, что Никита исчез из поля зрения. Мгновенно бросился к нему и увидел только ноги, торчащие из-под кемпинга, схватил его за ноги и вытащил.
Пережитое состояние было таким, словно я только что спасся с минного поля. Обнял сына и крепко прижал его к себе, а он вёл себя так, будто ничего не произошло. Это был для меня урок: никогда не оставлять его без присмотра.
Вы тоже с детства связаны с цирком. Какие самые яркие моменты вспоминаются в первую очередь?
Я не из цирковой семьи, но горжусь своей династией учителей. Мои прабабушка, бабушка, дедушка, отец и мама были уважаемыми педагогами в школе. Мне пришлось пройти трудный самостоятельный путь, чтобы утвердиться на цирковом поприще.
Что касается воспоминаний… Когда был школьником, наш класс вместе со ребятами из русской школы возили в ереванский цирк. Я сидел рядом с Наташей, которая была старше меня на класс. После цирковой программы, которую мы смотрели с огромным удовольствием, на обратном пути домой делились впечатлениями в автобусе. Было уже около 23 часов. Я провожал её домой, и в подъезде она поцеловала меня. А ещё сказала, что станет воздушной гимнасткой в цирке. С этого дня в моём сердце зажёгся огонь, и я стал искать пути, чтобы научиться цирковому мастерству и быть рядом с Натали.
В 1985 году я поступил в цирковую студию имени Л. Енгибарова при ДК «Каназа» в Ереване. Художественным руководителем студии был Сос Грачикович Петросян, помогала ему жена — Джема Ширинян.
К сожалению, мы расстались с Натальей, так как они переехали жить в другой город.
Шесть лет вы проработали в Японии — сначала в Tokyo Disney sea, затем в Little world. Интересно, какой вы представляли свою работу и насколько ожидания совпали с реальностью?
В первую очередь я хочу поблагодарить всех импресарио и продюсеров, которые были верны мне с момента заключения контракта с Дисней компанией OLC на грандиозное открытие парка Tokyo Disney Sea в 2001 году. Это многоуважаемый Пётр Леонидович Дубинский, Хироши Сан, а также Виктор Яковлевич Франке, который предоставил мне информацию о кастинге. Я очень благодарен им за помощь.
Честно говоря, не ожидал, что работа в летом в Tokyo Disney Sea будет такой тяжёлой, особенно когда в день нужно было давать шесть представлений. Особенно учитывая плотный костюм и чалму в жаркую погоду. Но я справился. Человек ко всему привыкает, особенно когда контракт хороший. (Смеётся.)
Хочу отметить, что наши японские друзья — сторонники стабильного и предсказуемого подхода к работе. Они не любят импровизаций. Обязанность артиста — как на фабрике или заводе, где нужно делать одно и то же до потери пульса. Но в этом и есть профессионализм.
Что касается продления контрактов, то спустя пять лет мой знакомый Сайто Сан открыл секрет. Каждому артисту-иностранцу (gaikokujin), что в переводе означает «чужеземец», полагаются менеджеры. Они наблюдают за выступлением артиста и оценивают его по 100%, 75% и 50% шкале, чтобы понять, насколько артист выкладывается. Ближе к окончанию контракта они принимают решение о дальнейших действиях вместе с коллегами.
Так что в каждой стране свои нравы и законы.
Вы хорошо знакомы с жизнью японцев. Чем она отличается от нашей и что вас до сих пор удивляет?
Я благодарен судьбе за возможность прикоснуться к прекрасному и познать мир с высоты горы Фудзиямы. Если сравнивать японцев с другими народами, то можно увидеть, что у них много достоинств: патриотизм, сплочённость, способность разумно и хладнокровно принимать решения сообща, развитая экономика и многое другое.
Они уважают и чтят учителей, наставников, музыкантов и всех, кто сеет добро. Многое можно сказать о воспитании в японской системе образования начиная со школьной скамьи. У них не выделяют отличников и двоечников, учителя ходят по домам своих учеников, чтобы узнать, в каких условиях живут родители, и они вместе участвуют в воспитании и формировании ребёнка. Однако есть и нюансы. Например, девочки из неблагополучных семей рано уходят из дома и начинают зарабатывать с раннего возраста. Удивляться можно только поступкам отдельных людей, но, к сожалению, такие люди есть везде.
Как протекала ваша жизнь в Японии вне работы? Расскажите о жилье, питании и отдыхе, которые вы там находили.
После рождения моей старшей дочери Лены я женился на японке Юми. Мы общались на японском языке, поскольку я уже хорошо его знал к тому времени. Снимали жильё рядом с Диснейпарком, что было довольно дорого — 1500 долларов в месяц. В то время я работал на двух работах, днём и вечером, чтобы обеспечить семью. Юми сидела с ребёнком. Кстати, рождение ребёнка в Японии стоит немалых денег — около 3000 долларов, но потом половина суммы возвращается государством.
О еде даже не стоит говорить — я настолько привык к японской кухне, что ел всё с удовольствием. Два раза в неделю мы всей семьёй ходили в семейные рестораны, и это было просто сказочно.
Что касается отдыха, то раз в месяц мы выезжали на горячие источники и наслаждались прекрасной природой. Наши отношения с Юми чем-то напоминали мне фильм «Мелодии белой ночи».
Несмотря на всё это, у меня не было душевного покоя. Мне грустно об этом говорить, ведь от этого брака у меня остались две дочери — Лена и Люсине. Наш развод, если кратко, произошёл из-за недопонимания и отношения к моим родителям, когда они приехали погостить к нам в Японию на три месяца. У японцев не принято так долго гостить.
К счастью, мы до сих пор поддерживаем связь с ними и с дочками. У них всё хорошо, так как Япония заботится о своих гражданах. Жизнь непредсказуема, но знаю одно: мои родители для меня — это святыни, они наши ангелы-хранители, и я берегу их не только словами, но и своими поступками.
Для артистов важны школа и педагоги. На ваш взгляд, знали мастера, как добиться результата от вас, и знаете ли теперь вы, какие шаги для достижения успеха стоит делать вашему ребёнку?
Это очень важный вопрос. Я хочу выразить свою благодарность всем моим педагогам — от начальной школы до музыкальной и от наставников, которые дали мне ценные навыки. Я очень уважаю любой труд, вложенный в нас педагогами. Особенно хочу отметить своих режиссёров в ГУЦЭИ и сам учебный процесс. Владислав Дмитриевич Шпак и Ирина Титовна Букия — замечательные люди, которые научили меня всем тонкостям циркового и эстрадного искусства. Они показали, как можно добиться успеха и при этом оставаться скромным.
После выпуска из ГУЦЭИ они отправились с нами на гастроли по разнарядке Росгосцирка в Новосибирский и Кемеровский цирки в качестве режиссёров. Они добились для нас хорошей ставки в главном управлении, что свидетельствует о заботе, о своих детях и желании увидеть результат проделанной работы. Это заслуживает большого уважения, и я очень благодарен им за это.
Что касается моего сына, то когда преподавал в цирковой студии при Коробовском и Середникоском домах культуры, я не делал различий между своими воспитанниками и сыном. В учебном процессе давал всем одинаковые задания и пошаговую инструкцию, как добиться результата. Некоторые дети упорно занимались, а кому-то это было вовсе неинтересно. Однако упорство и трудолюбие Никиты дали свои плоды.
Спасибо вам за ваши душевные вопросы. За время ответов я словно путешествовал во времени, и это меня очень вдохновило.
От себя хочу добавить, что цирк — это не политика. Сегодня детям нужны добрые герои, как и всему обществу в целом. Давайте будем жить в мире, добре и уважении друг к другу. Пусть быть порядочным и правильным сейчас немодно, но мы должны донести это чувство до каждого.
Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru.