«Мне бы хотелось совершенствоваться во всех направлениях, которыми я занимаюсь»


Артём, ваш интерес к профессии начался со своего проекта цирка на воде. Как вы его создавали?

Мы с друзьями, которые занимались организацией спортивных мероприятий, решили сделать что-то интересное и необычное. Это был проект не про заработать, хотели создать шоу, половина участников которого были бы не профессиональными артистами, а представителями уличного спорта (bmx, роллер-спорт, воркаут…). Даже организовали кастинг, куда пригласили всех желающих. В результате получилось интересное шоу, посвящённое Олимпийским играм. В нём принимали участие и спортсмены, и профессиональные артисты цирка, и начинающие артисты из цирковой студии.

Знаю, что перед премьерой вас подвели ковёрные. Как выходили из сложного положения?

Это была ситуация, которая повлияла на дальнейшую судьбу. Ковёрные просто-напросто не приехали, поэтому пришлось выходить на сцену самим. Был у меня товарищ, который, кстати говоря, до этого некоторое время работал униформистом. Именно с ним мы и решили вырулить эту ситуацию. В детстве я ходил в театральные студии, учился в музыкальной школе, позже увлекался жонглированием, но выйти на сцену в качестве клоуна было настоящей авантюрой. Дуэт получился неплохой, впервые делали грим, а решали, какую репризу работать следующей, за кулисами во время представления, пока шли другие номера, громко обсуждая и споря, что и как будем делать. Сейчас, вспоминая ту работу, прекрасно понимаю, что это было очень слабо, но это был очень мощный опыт. А главное, я поймал кайф от работы в жанре клоунады. И сразу поставил себе цель развиваться в этом направлении.

После того как ваш цирк перестал существовать, вы устроились униформистом в ивановский цирк. Это стартовая должность, но насколько она сложна и ответственна?

Фактически это действительно очень важная и ответственная работа, но при этом очень интересная. Наверное, сложность только в том, что это физическая работа. Но все мы работали в удовольствие. А вообще, в цирке, как говорится, все профессии важны, все профессии нужны. Это как винтики в большом механизме. От каждого зависит общий результат.

Со временем вы стали администратором цирка. Какие задачи здесь стояли перед вами?

Главная задача администратора — чтобы в цирк пришёл зритель. Если более подробно, то это реклама в городе и в социальных сетях, контроль процесса запуска зрителей, чистоты в зале и соблюдения правил во время представления, работа с претензиями. Здесь очень много нюансов. Администратор в любом другом заведении выполняет немного другие задачи, нежели администратор цирка — человек, благодаря которому жители города узнают о приезде новой программы и от которого зависит посещаемость.

Одновременно вы учились в университете на ветеринарного врача и активно участвовали в самодеятельности. Расскажите, пожалуйста, об этом периоде.

Это был очень насыщенное время. Я учился в Ивановской сельскохозяйственной академии, понятно, что с моим бешеным графиком пропуски занятий были неизбежны, поэтому по вечерам я ходил на отработки. Ну а так как мне хотелось развиваться в клоунаде, конечно же, участвовал во всевозможных мероприятиях и фестивалях как вузовских, организованных студенческим клубом, так и в областных и всероссийских. Кстати, руководитель студенческого клуба сильно поспособствовала моему развитию в этом направлении. А ещё в вузе я начал выходить на сцену сольно, но появился желающий, который сказал: «Хочу тоже быть клоуном». С Ярославом мы были в дуэте не один год, пока он не уехал в другой город. Я ещё и подрабатывать успевал на разных корпоративах. Тогда же познакомился с будущей женой Ксенией, женился, в день защиты диплома родилась дочка Кира.

Вы освоили работу клоуна и фокусника. Как удавалось совмещать и то и другое?

На самом деле я не разделял эти жанры, а совместил. Просто сделал репризу с настоящими фокусами. Естественно, с участием зрителей. Вообще, репризы с участием зрителей всегда гораздо выигрышнее, и для меня их интереснее работать.

На программе «Остров Борнео» вас пригласили выступать в качестве партнёра ковёрного. Тогда вашим руководителем стал заслуженный артист России Николай Наумов. Как выстраивалась работа?

Да, в период приезда этой программы мне предложили быть партнёром Николая Бендерского. Предложение было от его папы. Никакой связи с этой программой нет, там работал другой ковёрный. Через пару месяцев мы с Колей встретились, пообщались, поняли, что работать вместе будет интересно и начали репетировать. Репетиции проходили в ивановском цирке под руководством Николая Николаевича. Это был очень интересный, необычный и при этом нелёгкий период. Репетировали каждый день практически с утра и до вечера с небольшими перерывами. Особенно мне вспоминается, как учились вдвоём крутить большой хулахуп, стоя спиной друг к другу. Но благодаря нашему руководителю, я думаю, мы добились желаемого результата.

Вы гастролировали и в Донецке. Чем запомнилась поездка?

Как раз Донецк был нашим первым городом после репетиционного периода, именно там мы впервые вышли в манеж в дуэте с Колей с новыми для нас репризами, с новыми образами и в новых костюмах. Естественно, репетировать — это одно, а выходить на зрителя — совсем другое. Плюс по приезде туда нам пришлось немного поменять некоторые репризы (то реквизит мешал, то надо было растянуть репризу, то убирался аппарат, и первые минуты работы манеж был занят). Но мы справились. Я думаю, в том числе благодаря донецкому зрителю, а зрители там очень крутые и принимают великолепно. Мы туда приезжали ещё раз через пару лет и работали ёлки. В целом, впечатления от работы в Донецке очень положительные. Город мне очень нравится, люди доброжелательные. А директор цирка, Юрий Николаевич, содержит цирк и гостиницу в чистоте и порядке.

Сейчас вы осваиваете ещё одну профессию — художника по свету. В чём её особенности?

Несмотря на техническую составляющую этой профессии (перевесить, подключить приборы, разобрать и поменять лампу, прочистить), я отношусь к ней именно как к творческой. Поэтому и стал её осваивать. Именно красивым светом можно подчеркнуть яркие моменты номера, он будет смотреться и восприниматься зрителем совершенно по-другому. А в цирке, где нет, как на сцене, задника и большого количества декораций, это очень актуально и важно. Работа художника по свету, как правило, строится следующим образом: по приезде программы артисты в течение недели подходят, и мы вместе с ними подписываем свет на каждый номер. А позже, на прогонах, уже всё состыковывается. Конечно же, очень важно работать в связке со звукорежиссёром и переключать сцены по музыке, добавлять эффекты тоже по музыке. Вообще, профессия ответственная. Во-первых, нет запасного человека, поэтому просто нельзя не прийти, ведь представление должно состояться. А во-вторых, очень важно переключить нужную сцену в нужный момент: в цирке исполняются опасные трюки и работают животные (на трюк нужен определённый свет, допустим, подсветить купол, а при неправильном переключении света на животных, они могут, например, испугаться). В общем-то, художник по свету создаёт атмосферу и настроение, которые влияют на восприятие зрителем шоу.

Какие у вас ближайшие артистические планы?

Любой человек развивается всю жизнь, а тем более артист. Мне бы хотелось совершенствоваться во всех направлениях, которыми я занимаюсь. Забегать вперёд очень сложно, но, думаю, впереди ещё много интересного.

Добавить комментарий