Святослав и Владимир Колыхаловы
«Мы всегда знали, что будем артистами, так как нас готовили с раннего детства»
Ваши имена — словно из исторической летописи, когда соединяешь их вместе. Родители предполагали, что из вас получится отличный цирковой дуэт?
Святослав: С моим именем довольно забавная ситуация была. Маме очень нравилось имя Святослав. Когда я родился, она позвонила отцу, который находился на гастролях, и сказала, что хочет меня так назвать, но отец был против. Тогда она, будучи женщиной своенравной, открыла книгу с именами святых, и на мой день рождения выпало имя Пафнутий. Мать поставила условие: либо так, либо так. Отец неохотно, но согласился на Святослава.
Владимир: У нас с именами действительно интересно получилось. Когда уже я родился, меня мать хотела назвать Ярослав, но отец сказал, что двух Слав многовато для одной семьи. В итоге меня назвали Владимир в честь нашего деда.
Святослав: Родители не продумывали нашу профессиональную жизнь. Хоть нас и готовили с детства, но не навязывали цирковую карьеру, каждый мог выбрать свой путь.
В детстве вы уделяли большое внимание физической подготовке и ежедневным занятиям растяжкой и хореографией, что пригодилось в дальнейшем при работе в цирковом жанре акробатики. Кто был вашим наставником?
Святослав: Наш главный наставник и в работе, и в жизни — наша мать Регина Евгеньевна Колыхалова. Она мастер спорта международного класса по спортивной гимнастике, участвовала в Олимпиаде-80, у неё художественное и высшее педагогическое образование. Конечно же, она знала, с какой стороны к нам подойти и как заинтересовать. Преподавала нам гимнастику, акробатику, хореографию, давала силовые нагрузки, были ещё репетиции в самом номере, где она учила непосредственно цирковому мастерству. Все, что я перечислил, нам помогает до сих пор.
Владимир: Пригодилось абсолютно всё, так как это является основной базой профессионального циркового артиста, по сей день мы поддерживаем и используем все свои навыки в нашей работе. Даже если режиссёры ставят какие-то номера, нам проще адаптироваться и выучить новое.
Ещё в детстве вы принимали участие в новогодних цирковых спектаклях в качестве различных персонажей. Каких героев вы представляли?
Святослав: В детстве я часто участвовал в школьных спектаклях, меня старались привлечь, так как знали, что сын артистов. В новогоднем цирковом спектакле впервые я участвовал в Запорожье, у родителей там проходили гастроли, меня режиссёр выбрал на роль Нового года. Самым сложным было исполнять песню на украинском языке, хорошо, что к тому времени мы уже полгода гастролировали по Украине, и я часто смотрел мультфильмы на украинском языке. Позже было ещё много новогодних спектаклей, но эта роль, наверное, — самое яркое детское воспоминание.
Владимир: За свою карьеру мы сыграли много ролей в новогодних спектаклях. Одна из самых запоминающихся — роль мальчика Кристофера Робина из зарубежного мультфильма «Винни Пух». Так же были роли китайских панд, где нам приходилось прыгать и выполнять трюки в объемных плюшевых костюмах, довольно сложно было первое время, играли разных злодеев в новогодних сказочных выступлениях. Много чего можно вспомнить.
С 2002 года вы стали учениками в номере «Акробаты на батуте с ловиторкой» под руководством Регины Колыхаловой. Что такое ловиторка? Сколько лет было тогда вам с братом?
Святослав: Учеником я был с самого детства, так как номер всё-таки семейный, но когда лет в 13-14 начал набирать в росте, меня решили официально переквалифицировать из акробата на батуте в акробата-ловитора, как раз шёл 2002 год. Ловиторка — это цирковой реквизит, который состоит из двух металлических перекладин на одном уровне, куда заряжается ногами человек и виснет вверх ногами, чтобы ловить вольтижора и выполнять совместно акробатические трюки.
Владимир: Тогда мне было 11 лет, а брату — 14. Мы уже имели полную физическую подготовку и были готовы к выступлениям.
Через год вас официально зачислили в компанию «Росгосцирк» как артиста-акробата и артиста-ловитора. Как это, ощущать себя артистами едва став подростками?
Святослав: Артистами мы стали ещё когда в спектаклях участвовали. (Улыбается.) Безусловно, полноценная работа в номере — это уже другое, это ответственность и, конечно же, волнение.
Владимир: На самом деле мы всегда знали, что будем артистами, так как нас готовили с раннего детства. Когда нас перевели в основной состав, не скажу, что сильно удивились, но было до безумия приятно осознавать, что мы стали полноценными артистами профессионального уровня.
Зачастую ваши трюки выполнялись без страховки, а высота доходила до семи метров. Какой была техника безопасности, и как детям разрешали выполнять такие опасные трюки?
Святослав: Основная страховка для нас — это усердные тренировки и плодотворные репетиции, которые проходят в лонже, к тому же под воздушным аппаратом есть батут. Но, конечно, пока мы не отточили своё мастерство, нас бы в работу никто не пустил. Каждый артист, независимо от возраста, проходит просмотр художественной комиссии, которая и оценивает профессионализм.
Владимир: У нас абсолютно все трюки без страховки, но прежде, чем их выполнять, мы отрабатываем всё до идеального исполнения со страховкой во избежание травм. И обязательно за этим всегда смотрел инспектор манежа, ответственный за порядок и безопасность в момент проведения тренировок.
Номер, в котором вы выступаете, существует с 1964 года и изначально был выполнен в русском народном стиле и назывался акробатический ансамбль «Ромашка». С этого времени номер сильно изменился?
Святослав: Безусловно, и не один раз. Самым масштабным изменением стала постановка «Тролли», в которой мы играли роль лесных жителей. Помимо художественной составляющей частично стал иным аппарат, батут сделали более современным и удобным в установке на манеже, так же подняли высоту воздушного аппарата (ловиторка и трамплины).
Владимир: Я бы сказал, совершенно кардинально. Номер изменён до неузнаваемости, всё сделано по современным технологиям, так сказать, идём в ногу со временем.
В Росгосцирке, как и в мире, аналогов номера «Акробаты на батуте с ловиторкой» нет. В чём сложность номера?
Святослав: Сложность скорее в том, чтобы грамотно совместить разные акробатические и гимнастические жанры на реквизите, всё-таки у нас в номере сочетаются и акробатика на батуте, и воздушная гимнастика на ловиторке, и акробатика на оригинальных трамплинах. Всё надо объединить при помощи трюков.
Владимир: Смотря что имеется ввиду: постановка режиссера или же постановка нашего реквизита. Режиссерскую часть можно изменить как угодно, а реквизит — не так просто и под него нужно подстраиваться.
Святослав, с 2008 года вы работаете ещё и дрессировщиком в номере «Египетские зарисовки». С какими животными вы взаимодействуете?
Святослав: С рептилиями, в частности, со змеями и крокодилами. Ещё в детстве я увлекался динозаврами, рептилиями, да и в целом животными, подростком даже проходил стажировку у дрессировщика рептилий, где мне рассказывали, как их содержать, как находить общий язык. Всё это мне помогло, когда я начал уже сам работать с ними.
Вместе вы начали работать в аттракционе «Джамбо-шоу» под руководством Тиграна Акопяна, где вы задействованы в танцевальных постановках. У вас была необходимая подготовка?
Владимир: Именно танцевальной подготовки нет, хотя Святослав ребёнком занимался танцами, но хореография, которую нам преподавали с детства, позволила довольно быстро и успешно осваивать различные танцы, поэтому мы участвуем во многих танцевальных сценах коллектива «Джамбо».
Что отличает ваши номера от других?
Владимир: Прежде всего индивидуальность, номер, которому нет аналога. Учитывая возраст этого номера, мне кажется, это хороший показатель. Ну и хороший уровень нашей работы!
В настоящее время вы работаете над совершенствованием номера «Тролли». Расскажите про него.
Владимир: Мы всегда стремимся к совершенству, как в плане реквизита, так и трюков. Как вы знаете, номер существует очень давно, поэтому мы ведём активную деятельность в развитии номера, естественно, придумываем трюки, которые не делали наши предшественники, так же продолжаем модернизировать, как постановки, так и реквизит.
Святослав: Номер имеет оригинальный аппарат, который позволил воплотить интересные идеи. Аппарат номера изменился технически для удобной и мобильной установки. Номер менялся и в художественном плане. Без отрыва от работы мы с режиссерами готовили новые оригинальные постановки. В русском стиле старались передать своим исполнением задор и удаль русского человека. В постановке «Тролли» сочетание музыки, актерского мастерства, сложные трюки, декорация батута позволило донести до взрослых и детей характер сказочных лесных персонажей. В настоящее время постановка номера в стиле «мистики» олицетворяет праздник привидений — комический триллер. Наряду с этим усложняем трюковую часть номера.
Владимир, Святослав, какие у вас ближайшие планы? Хотели бы больше заниматься режиссурой и постановкой номеров или же продолжить выступать на арене?
Святослав: Пока есть возможность и запал — буду работать артистом. Люблю свою работу. Есть, конечно, и минусы в ней, например, переезды, и травмы случаются. Но когда выходишь на манеж, выкладываешься по полной перед тысячами зрителей, то испытываешь непередаваемое чувство, слыша аплодисменты и крики «браво». Это как наркотик, очень трудно отказаться от эмоций, которые получаешь в такие моменты. Если встанет вопрос, что необходимо будет заканчивать артистическую деятельность, то я думаю, мог бы перейти на административную работу, так как у меня высшее экономическое образование. Заниматься режиссурой всё-таки сложная задача, я считаю, что здесь необходимы призвание и недюжинная фантазия.
Владимир: Честно сказать, я бы предпочел выступать дальше, так как это родное и хочется дарить людям радость. Режиссура… Не могу сказать, что это моё, характер у меня довольно простой и легкий. Но если рассматривать перспективы, скорее всего, хотел заниматься автомобилями, поскольку я в них очень хорошо разбираюсь, эта деятельность мне приносит очень большое удовольствие.