Кино на манеже и цирковые артисты в кино


Цирк и кино — эти два искусства часто соприкасаются друг с другом.  В отечественном и зарубежном кинематографе есть много картин, где главным героем является его величество Цирк, но и в цирке есть номера, в основе сюжета которых лежит кинофрагмент, а ещё, цирковые артисты иногда выходят на съёмочную площадку.

Кино на манеже: «Цирковое «Белое солнце пустыни» и «Почти серьёзно»

Номер «Цирковое «Белое солнце пустыни» родился случайно. Воздушный гимнаст Игорь Корчагин получил травму и, чтобы продолжить работу в цирке, решил сделать номер с верблюдами. Эти животные покорили сердце артиста ещё в 1985 году, когда он в одной из программ выходил на парад-алле с годовалым верблюжонком. Изначально Игорь хотел сделать что-то в восточном стиле. Он обратился к режиссёру Владимиру Стихановскому с просьбой создать необычный номер с верблюдами. После длительной стажировки, а затем репетиционного периода Игорь продемонстрировал Владимиру трюковую составляющую будущего номера.

У режиссёра мгновенно возникла идея перевоплотить Корчагина в товарища Сухова и собрать для него верблюжий гарем, в котором 7 красавцев-верблюдов превратятся в кротких восточных жён. Новоявленный «Сухов» поначалу скептически отнёсся к замыслу, но когда начали репетировать под музыку из одноимённого фильма, стало понятно, что номер произведёт настоящий фурор. Прошло без малого 13 лет со дня премьеры, но и сегодня «Цирковое «Белое солнце пустыни» зрители одаривают несмолкающими аплодисментами!

К 100-летию народного артиста СССР Юрия Никулина в цирке на Цветном бульваре режиссёры-постановщики Евгений Шевцов и Ольга Полтарак поставили цирковой спектакль «Почти серьёзно». В программе многие номера посвящены кинофильмам, в которых снимался, или озвучивал героев всеми любимый артист.

В номере Юлия Якубовского «Человек собаке друг» ожили персонажи мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса», в котором Бобик «разговаривал» голосом Никулина. Всего лишь за пять минут, четвероногие партнёры Якубовского показали невероятное количество трюков: «змейку», прыжки в кольцо, прыжок через лапу «соседа», различные кульбиты, катание на самокате и велосипеде. В этой весёлой чехарде дрессировщик превратился в живой реквизит, по которому собаки карабкались, перекатывались, скакали и даже делали стойку на руках и ногах у «своего человека». Динамика номера, декорации, весёлая аранжировка песни «Человек собаке друг», Юлий, в образе добродушного и подвижного дедушки-хозяина — всё это вызывает желание пересматривать номер снова и снова, а затем включить старый добрый советский мультфильм.

Не обошли вниманием и смешной эпизод из фильма «Бриллиантовая рука» с «Песней про зайцев». На манеже мы видим пять огромных бутафорских клоунских ботинок, в которых сидят групповые жонглёры Тесленко в костюмах «тех самых» зайцев и разминаются под песню «про себя». На припеве артисты начинают задорно жонглировать кольцами, и действие превращается в настоящую дискотеку. Во время номера кольца сменяются булавами, а часть особенно разгулявшейся группы успевает взмыть вверх на кор-де-пареле и повеселится в воздухе.

Создатели представления исполнили мечту поклонников советских комедий и «перенесли» зрителей на съёмки «Кавказской пленницы». Групповые акробаты с мини-трампом под руководством Владимира Ефимова олицетворяют главных героев фильма и «отыгрывают» дубль за дублем самые яркие эпизоды, а знаменитое трио — Трус, Балбес и Бывалый — выезжают на манеж в своём красном «гоночном» автомобиле, который, впоследствии становится реквизитом. Нина в кино, без сомнений, спортсменка, комсомолка и просто красавица, но «цирковая Нина» — артистка Ангелина Шумиленко — однозначно могла бы посоперничать со своим экранным близнецом в ловкости и головокружительных трюках, впрочем, как и все участники этого номера.

Спектакль «Почти серьёзно» для меня стал возвращением в детство, а для юных зрителей, я уверена, знакомством с легендарным советским кинематографом, замечательными песнями из него и, конечно, с жизнью и творчеством Юрия Владимировича Никулина. Вот так легко и просто цирк объединяет разные поколения, бережно хранит и передаёт историю.

Цирковые артисты в кино: МАЙский шут

Много советских артистов цирка снималось в кино: Леонид Енгибаров, Юрий Куклачёв, Борис Эдер, Маргарита Назарова, Константин Константиновский и другие, но сегодня я хочу рассказать о работе народного артиста СССР Евгения Бернардовича Майхровского (клоуна Мая). Мой выбор не случаен, ведь совсем недавно, 12 февраля, легендарный клоун отметил 85-летие.

Евгений Бернардович снялся в нескольких советских фильмах: «Сказка о царе Салтане» (1966), «Два дня чудес» (1970), «Тёща» (1973).

По словам артиста, ему нравилось сниматься в кино, но не хватало на это времени.

С особенной теплотой Евгений Бернардович вспоминает работу в «Сказке о царе Салтане». Компанию ему составили знаменитые актёры: Олег Видов, Лариса Голубкина, Владимир Андреев. Кроме того, со съёмками связано множество интересных моментов.

Благодаря Майхровскому появился персонаж, которого не было у Пушкина. Режиссёр картины Александр Птушко пришёл в цирковое училище на выпускной экзамен Евгения и, увидев его в работе, с собакой на манеже, решил, что в сказке непременно будет шут. Артист ещё не успел подать документы в Союзгосцирк, а Птушко вместе со своей дочерью Натальей, уже пришли в компанию отпрашивать молодое дарование на съёмки. Руководство пыталось убедить режиссёра, что Евгений слишком неопытен для такой работы и даже предлагало ему на замену именитых клоунов — Олега Попова, Карандаша, Бориса Вяткина и других, но Александр Лукич наотрез отказывался, объясняя, что ему никто, кроме Майхровского, непосредственного, наивного юноши и именно его собаки, не нужен. Союзгосцирк тоже не собирался уступать, отказавшись зачислять артиста в штат до окончания киносъёмок, которые должны были продлиться полгода. Но будущий клоун Май выбрал цирк, сказав, что окончил цирковое училище, чтобы работать на манеже, а не для того, чтобы сниматься в кино, и что если он действительно будет нужен съёмочной группе, представители найдут возможность заполучить разрешение от главка. Так и случилось. Когда начинающий артист работал в Пскове, пришла телеграмма от самой Екатерины Фурцевой: «Отправить Евгения Майхровского в Севастополь, для съёмок в «Сказке о царе Салтане»».

Создатели фильма не прогадали, «отвоевав» молодого человека у циркового начальства. На съёмках он лихо скакал на лошади и прекрасно сыграл не только шута, но и гонца, которого по сюжету вешали на барабане, а также Чудо-Юдо. Для Майхровских сказка стала семейной лентой. В эпизоде, где шут женится, невесту играет супруга Евгения Бернардовича — Наталья Ивановна Майхровская. Её появление в кадре не было запланировано. Птушко долго выбирал кандидатуру на роль избранницы шута, а когда увидел Наталью, сказал: «И чего я мучился, Жень, вот твоя невеста, зато сыграете естественно!». Также пробы на участие в съёмках проходил сын Евгения и Натальи — Борис Майхровский.

Цирковые артисты в кино сейчас — довольно редкое явление. Хочется верить, что наши современники создадут ещё много качественных фильмов, которые войдут в историю. В них снимутся именитые представители цирковых династий или начинающие талантливые артисты и расскажут через «голубые экраны» о своём искусстве, привлекут к нему внимание тех, кто не был в цирке или был в далёком детстве, и уверен, что он слишком взрослый для посещения «всяких там балаганов».

Ната Цирканутая

Добавить комментарий