Наталья Шмыкова

I Международный фестиваль циркового искусства в Санкт-Петербурге


«Политике нет места в цирке» — под таким лозунгом с 3 по 6 ноября в Большом Санкт-Петербургском цирке прошло знаковое культурное событие – I Международный фестиваль циркового искусства «Без границ». Оно стало частью празднования 145-летия легендарного цирка Чинизелли.

С 70-х годов советские, а потом и российские артисты регулярно принимали участие в Международном фестивале циркового искусства в Монте-Карло и завоевывали высшие награды. Наша страна тщательно готовилась к участию и в этот раз, но организаторы престижного конкурса отказались принимать русских артистов на 45-м юбилейном фестивале. Получив это известие, министр культуры РФ Ольга Любимова приняла решение провести фестиваль в России. Российская цирковая государственная компания в кратчайшие сроки подготовила I Международный фестиваль циркового искусства «Без границ». Во время пресс-конференции генеральный директор Росгосцирка Сергей Беляков отметил, что «Без границ» не является альтернативой Монте-Карло: «Мы готовились к своему международному фестивалю, где хотим показать свои достижения и посмотреть, что происходит в мире цирка».

По словам заслуженной артистки РФ и режиссера фестиваля «Без границ» Елены Петриковой, «организаторы в Монте-Карло будут кусать локти, потому что туда никогда не приезжало такое количество артистов столь высокого уровня».

В России не побоялись устроить грандиозное событие, не смотря на сложную геополитическую ситуацию. И всё получилось! На участие в фестивале поступило более 150 заявок из 20 стран мира. Билеты на все представления были распроданы ещё до начала фестиваля, только за один день продали 6000 билетов. Около полумиллиона человек посмотрели on-line трансляции открытия и закрытия фестиваля. «Королевский цирк» Гии Эрадзе привёз 70 фур с реквизитом и костюмами (специально для фестиваля было создано 200 эксклюзивных костюмов!) Эти внушительные цифры говорят о том, что праздник искусства, не имеющий границ, важен и нужен каждому здравомыслящему человеку.

Участник, соло-эквилибрист из Украины Эрнест Пальчиков поделился своей мечтой о том, чтобы Россия и Украина снова стали одним большим государством. Члены интернационального жюри также отказались принимать навязанные политикой границы. Очень точно по этому поводу высказался госсекретарь по культуре и министр по возрождению циркового искусства Венгрии Петер Фекете: «Цирковое искусство — особенное искусство. Не важно, какой у тебя цвет кожи или какую ты исповедуешь религию. Если летишь по манежу с одной стороны, стопроцентно кто-то поймает тебя с другой. В Будапештском цирке работают украинские и российские артисты — вчера, сегодня и завтра». Член жюри из США, историк цирка, писатель, основатель и директор компании CircOpedia Доминик Жандо в беседе с журналистами отметил, что российские цирковые артисты — лучшие в мире, и признался, что получив приглашение, сразу же согласился приехать в Санкт-Петербург.

К сожалению, обстоятельства внесли некоторые изменения в программу. Заболел и не смог приехать специальный гость фестиваля «Без границ», знаменитый клоун из Италии Дэвид Ларибле, а ситуация с ковидом помешала продемонстрировать своё мастерство артистам из Китая.

Но, не смотря на это, гостей фестиваля ждал незабываемый праздник цирка, который они оценили по достоинству. На программе «Б» я стала свидетельницей того, как зал затаил дыхание во время просмотра номера гимнастов на ремнях Егора и Лючии Сухоруковых (цирк Никулина). Артисты исполняли сложнейшие трюки под куполом без страховки. Номер «Всё ещё люблю тебя» они подготовили специально для фестиваля «Без границ». Хочется отдельно отметить актёрский талант пары. Егор и Лючия — брат и сестра, но на манеже они мастерски перевоплощаются в возлюбленных, в их историю веришь, а такое не часто бывает даже в кино, где играют профессиональные актёры. По окончании номера зрительный зал аплодировал стоя, долго не отпуская своих фаворитов. Молодые люди разделили «золото» с акробатами на подкидных досках под руководством Анатолия Рубана (Большой Московский цирк). Продолжили романтическую тему артисты продюсерского центра «Королевский цирк Гии Эрадзэ». Воздушные гимнасты на ремнях Марат и Диляра Бикмаевы продемонстрировали уникальный номер «Погружаясь в любовь» под дождём. «Осадки» на манеж «выпадали» благодаря специальному устройству, размещённому под куполом цирка. Идея, чтобы пара «летала» под струями дождя, принадлежит Гии Эрадзе. Артисты долго продумывали трюковую часть, потому что не всё возможно сделать в воде. На сегодняшний день в России нет подобных номеров. Марат и Диляра получили третье «золото».

Воздушный жанр не переставал удивлять публику на протяжении всех конкурсных дней. Участница из Вьетнама Чу Тхи Хан Хуен во время работы на полотнах удерживала сложный баланс: в зубах нож, на его конце стоял меч, а на рукоятке меча находилась «полочка», на которой, словно приклеенные, расположились фужеры. Казалось, что девушка договорилась с законами физики и гравитацией, она легко и свободно парила под куполом вместе с замысловатой конструкцией. Воздушная гимнастка увезла с фестиваля «бронзу».

Для эквилибристов на першах под руководством Сергея Кожевникова (Большой Московский цирк) выступление на фестивале стало премьерой новой постановки. Артисты вновь «подняли» зрительный зал и завоевали серебряную награду.

Большинство людей не представляют цирка без животных, и участники смогли удивить даже самых искушённых зрителей. Итальянские дрессировщики Алессандра-Елена Тарус и Давио Тони работали со слонами и тиграми. Шестёрка великолепных полосатых хищников выполняла каждый элемент с чувством собственного достоинства, никуда не торопясь. Казалось, что животные дают присутствующим время полюбоваться на себя. В конце номера зрителей ждал юмористический эпизод. Самый крупный тигр в группе после выполнения всех трюков вальяжно разлёгся на своей «vip-тумбе» (по размеру намного больше стандартной), с гордым видом отвернулся от дрессировщика и, казалось, вовсе не собирался покидать арену. Давио, как бы извиняясь перед зрителями, говорит «tigre italiana» (итальянские тигры) и ласково обращается к своему подопечному «amore mio» (любовь моя). Только после ласковых уговоров под гром аплодисментов «звезда» аттракциона согласилась покинуть манеж.

Перед выходом слонов ведущие фестиваля Эвелина Блёданс и Эдгард Запашный поговорили о мозге этих гигантов:

Эдгард: «Друзья, вы знали, что среди наземных млекопитающих именно у слонов самый большой мозг?»

Эвелина: «Ну, наверное, поэтому я не видела ни одного слона, который смотрит шоу «Пацанки» и «Беременна в 16».

Злободневный и тонкий юмор ведущих, на мой взгляд, достоин отдельных аплодисментов, но вернёмся к слонам. Они трогательно неуклюжие, но при этом синхронно вальсируют, ловко садятся на тумбы и пускают в свои объятия дрессировщиков. А в конце номера прямо во время поклона получают по целому «нарезному» батону. Весь аттракцион шёл в сопровождении нестареющей классической музыки. Давио Тони получил «бронзовый» приз.

Дрессировщик из Франции Иван Дефорж запомнился не только номером со смешанной группой животных, в которую входят страусы, верблюды, кенгуру, бизоны, пони, зебры и лошади, но и признанием в любви к России. 6 ноября Иван Дефорж неожиданно для всех попросил остановить музыку и на весь цирк произнёс: «Я люблю тебя, Россия!». Эдгард Запашный в беседе со СМИ прокомментировал поступок своего коллеги: «Я считаю подобный шаг очень серьёзным. Дело в том, что во Франции антироссийские настроения гораздо сильнее, нежели, например, в Сербии. Поэтому я ещё раз хочу передать Ивану слова благодарности!»

Номер Ивана Дефоржа получил специальный приз продюсерского центра Гии Эрадзе.

Смешили зрителей в дни фестиваля клоунский дуэт «Ребята с Лиговки» (Валерий Кашкин и Александр Горлин) из Санкт-Петербурга и клоунское трио «Без носков» (Артем Бабинов, Максим Карпов, Константин Копейкин) из Екатеринбурга. «Без носков» досталась «серебряная» награда, а «Ребята с Лиговки» удостоились специального приза от генерального директора Большого Московского цирка Эдгарда Запашного — приглашения на участие в международном фестивале «Идол».

Клоунский дуэт из Петербурга практически во всех репризах взаимодействовал со зрителями. «Под прицел» Александра Горлина попала и моя мама. Убегая от преследования своего партнёра, Александр с криком «Мамуля-я-я!!!» «случайно» запрыгнул к ней на руки и крепко обнял, спустя пару секунд извинился перед удивлённой женщиной: «Простите, испугал вас!» и вернулся в манеж. Всё произошло так стремительно, что мама не успела как-то среагировать и подыграть, а я сфотографировать новый творческий дуэт, но смеялись мы потом ещё очень долго.

На фестивале демонстрировалось видео, рассказывающее о деятельности Росгосцирка. Масштабы впечатляют. Крупнейшая в мире цирковая компания объединяет 37 стационарных цирков в регионах России. Коллектив Росгосцирка — это 3500 сотрудников, 1500 артистов, 1100 цирковых животных, более 290 номеров и аттракционов. Филиалы компании посещают более 5 миллионов зрителей в год. В 2022 году социальные мероприятия Росгосцирка посетили более 110 тысяч человек, более 30 стран мира принимали участие в фестивалях Росгосцирка. Уверена, что с таким мощным фундаментом российское цирковое искусство на многие годы останется лучшим в мире. На нас будут равняться, к нам будут приезжать талантливые артисты со всей планеты, потому что для настоящего искусства границ не существует!

Добавить комментарий