Одному из красивейших цирков Европы — 145!
26 декабря 1877 года состоялось открытие цирка на Фонтанке. Первое в России каменное цирковое здание было построено по инициативе Гаэтано Чинизелли, итальянского артиста, дрессировщика лошадей, почётного шталмейстера Его Величества Короля Италии Виктора Эммануила II.
За 145 лет здание претерпело множество изменений как снаружи, так и внутри.
Цирк Чинизелли 1877‒1919 гг.
Восторженные отзывы современников отмечали величественность и изящество нового цирка, нарядный декор его фасадов и гармонию объёмов. Внутреннее убранство не уступало в роскоши императорским театрам: позолота, хрустальные люстры и зеркала сверкали в темно-малиновом бархате зала. Бесспорным украшением интерьера была царская ложа с кариатидами. По представлению контрольной комиссии при Министерстве Императорского Двора архитектору цирка В. А. Кенелю за мастерское выполнение царской ложи был всемилостивейше пожалован бриллиантовый перстень.
К созданию купола были привлечены инженер-архитектор Р. Б. Бернгард и инженер О. Е. Крель, которые выбрали радиально-сетчатую металлическую конструкцию системы И. В. Шведлера, предполагавшую размещённые радиально и связанные между собой прутьями-тяжами решётчатые рёбра (фермы). Это позволило впервые в мире возвести купол рекордного по тем временам пролета в 49,7 метра без поддержки внутренними колоннами.
Посещение Цирка Чинизелли с первых дней его существования стало модным для петербургской публики. По субботам, когда обычно назначались дебюты артистов, цирк становился традиционным местом сбора аристократическо-чиновных и гвардейских слоёв. «Субботники Чинизелли» конкурировали с подобными «субботами» французской труппы Михайловского театра на протяжении нескольких лет. Ежегодно 19 октября в цирке Чинизелли собирались и воспитанники Александровского лицея.
В российской столице само имя Чинизелли стало синонимом цирка.
Здесь петербуржцы впервые увидели водные пантомимы. В 1904 году тут состоялся первый международный чемпионат по классической французской борьбе, где Иван Поддубный стал чемпионом мира. А в 1906 г. здесь впервые в России прошло выступление акробатов с подкидной доской (труппа Геральдос). На манеже Цирка Чинизелли выступали лучшие артисты Европы. Но какие бы знаменитости ни были в программе, её ядро обычно составляли номера членов семьи Гаэтано Чинизелли. Его трое сыновей и три дочери были прекрасными артистами разных конных жанров.
Среди постоянных посетителей петербургского цирка были многие известные деятели литературы и искусства: Д. В. Григорович, А. А. Блок, А. И. Куприн, Ф. И. Шаляпин.
Ленинградский цирк 1920–1930-е гг.
Вскоре после Октябрьской революции часть пышного «царского» декора была утрачена. Отпала необходимость в строгом разделении зала на привилегированные и непривилегированные места, зрители верхних рядов получили возможность спуститься в фойе на первом этаже. Бывшая квартира Чинизелли была переоборудована в гримёрные и общежитие артистов.
1920–30-е годы — период становления советского цирка. И хотя на афишах ещё встречаются иностранные фамилии, русские артисты постепенно завоевывают ведущее положение на цирковом манеже. В Ленинградском цирке в эти годы выступают популярные советские артисты: клоун-сатирик Виталий Лазаренко, музыкальные клоуны братья Танти, ковёрные Фриц и Франц, Павел Алексеевич, гимнасты А. и М. Ширай, канатоходцы Ташкенбаевы, дрессировщик Гладильщиков, клоун Карандаш и другие. В это время здесь создаются пантомимы «Махновщина» (1930 г.), «Тайга в огне» (1932 г.), «Чёрный пират» (1934 г.). В 30-е годы плодотворно работают режиссеры и деятели цирка Е. М. Кузнецов, Е. П. Гершуни, Ю. С. Юрский, Б. А. Шахет. За большие творческие заслуги в 1939 году Ленинградский цирк был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Ленинградский цирк1940–1950-е гг.
Цирк закрыл очередной сезон в мае 1941 года. Великая Отечественная война, блокада города прервали работу цирка. Артисты ушли на фронт: одни воевать, а другие — во фронтовые концертные бригады. Открытие нового сезона состоялось 28 ноября 1944 года.
Ленинградский цирк 1959–1960-е гг.
В начале 1960-х годов была проведена капитальная реконструкция Ленинградского цирка. Для удобства зрителей и в целях пожарной безопасности были добавлены фойе и гардеробы на уровне второго и третьего этажей, что изменило соотношение объёмов здания. Предельно упрощены были фасад и вестибюль, с колонн исчезли кариатиды. На входе в цирк вместо навеса на чугунных резных стойках сделали козырёк из разноцветных неоновых ламп, а на центральную часть фронтона поместили гигантскую светящуюся надпись «Цирк». К 1963 г. общая площадь здания увеличилась на 2 000 кв. м. Уникальный купол был модернизирован. Кровельное покрытие, состоящее из деревянного настила, утепления из пробки и металлических листов было демонтировано, а взамен наложена железобетонная оболочка, изменившая расчётные нагрузки и акустику. Перегородки, ещё разделявшие зал на партер, ярусы и галерку, были снесены окончательно. Единственный барьер в центре зала приобрел декоративный характер. На месте царской ложи, придававшей залу торжественный вид, устроили ложу для оркестра.
Послевоенный период творческой жизни Ленинградского цирка связан с именем заслуженного деятеля искусств РСФСР Г.С. Венецианова, художественного руководителя Ленинградского цирка с 1946 по 1965 годы. В этот период в Ленинградском цирке возрождается традиция масштабных постановок: «Женщины — мастера цирка» (1951 г.), «Праздник на воде» (1952 г.), «Карнавал на льду» (1954 г.), «Выстрел в пещере» (1954 г.). С Ленинградским цирком активно сотрудничают известные театральные художники Вадим Рындин и Татьяна Бруни. При цирке открываются студии музыкальной клоунады и конной акробатики. В эти годы на ленинградском манеже создавал конные номера дрессировщик Борис Манжелли. Известный иллюзионист Эмиль Кио работал над обновлением своего аттракциона. «Медвежий цирк» Валентина Филатова начал в Ленинградском цирке свою долгую творческую жизнь. Так же делали свои первые шаги клоуны Юрий Никулин и Михаил Шуйдин.
Здесь раскрылся талант замечательного ковёрного Константина Мусина. Одиннадцать сезонов подряд любимый ленинградцами клоун Борис Вяткин не покидал родной манеж, каждый сезон радуя публику новым репертуаром. Начиная с 1954 года в цирк приглашались зарубежные программы. Ленинградцы с интересом знакомились с цирковым искусством Чехословакии, Германии, Венгрии, Польши, Франции, Румынии.
Ленинградский цирк 1969–1990-е гг.
В планировку зрительного зала в 1969 году были внесены изменения. Исчезли люстры, поднимавшиеся и опускавшиеся на тросах, вместо них появились 174 прожектора и 8 «пушек». Скамьи были заменены на кресла. Зал и прогулочные помещения цирка стали для зрителей более удобными.
В 1975 году фойе второго этажа было отдано Музею циркового искусства под выставочный зал, что дало возможность организовывать долговременные выставки.
Опилки, которые покрывали манеж, были заменены на каучуковое покрытие лишь в 1981 году.
В 1977 году в честь 100-летнего юбилея Ленинградский цирк был награжден орденом «Дружбы народов».
Продолжая и развивая творческие традиции, главный режиссёр цирка Алексей Анатольевич Сонин, занимавший эту должность с 1965 по 2008 год, приглашает для сотрудничества с постановочной группой цирка композиторов, поэтов, художников, литераторов. Музыку к цирковым программам писали В. Соловьев-Седой, О. Хромушин, А. Кальварский, А. Колкер, Я. Дубравин. Здесь звучали поэтические строки М. Дудина, В. Торопыгина, О. Чупрова. Сценарии к цирковым спектаклям писали К. Рыжов, А. Минчковский, И. Туричин, М. Фрадкин, Ю. Погорельский. Художники О. Оревин, С. Мандель, Г. Берман, Э. Кочергин воплощали свои замыслы в декорациях и костюмах артистов.
Ежегодно в дни зимних школьных каникул цирк готовил новогодние спектакли для детей. Более 20 лет, с 1971 по 1994 гг., в тесном творческом содружестве с главным режиссёром работала художница Римма Юношева.
Санкт-Петербургский цирк 2000-е г.
В 2002 г. по инициативе дирекции цирка и при поддержке городских властей начались работы по воссозданию утраченного скульптурного и лепного декора фасада. К сентябрю 2003 г. ему вернули исторический облик. На здании вновь появилось имя основателя цирка — Гаэтано Чинизелли.
Петербуржцы имели возможность видеть на родном манеже лауреатов Всемирного фестиваля циркового искусства в Монте-Карло: акробатов на качелях с медведями Беляковых, эквилибристов на першах под руководством Леонида Костюка, клоуна Олега Попова, жонглёра Сергея Игнатова, дрессировщика тигров Николая Павленко, иллюзионистов Любовь и Анатолия Сударчиковых, акробатов-прыгунов с качелями под руководством Владимира Довейко (младшего), джигитов под руководством Тамерлана Нугзарова, наездников Илону и Руслана Садоевых и других артистов.
Санкт-Петербургский цирк 2014-2015 гг.
В апреле 2014 г. здание Цирка Чинизелли было признано КГИОП объектом культурного наследия регионального значения и вскоре закрыто для проведения ремонтно-реставрационных работ. Над историческим куполом, с которого была демонтирована железобетонная оболочка, установлен ещё один, принявший всю нагрузку современной световой и звуковой аппаратуры. По исторической иконографии воссоздана царская ложа и роспись на барьере в зрительном зале. Скульптурный декор фасада вновь предстал во всем великолепии так же, как и парадный вестибюль с кариатидами, которому был возвращен исторический облик. Купол снова увенчали фонарь и шпиль.
Санкт-Петербургский цирк 2020-е г.
Санкт-Петербургский государственный цирк был и остаётся одним из ведущих постановочных цирков страны. Здесь продолжают создаваться новые номера и аттракционы, пантомимы, тематические представления, спектакли для детей, проводятся международные фестивали.