А что мы знаем о цирке?
Чем больше погружаешься в изучение циркового искусства, тем отчётливей понимаешь, что знаешь о нём совсем немного, совсем чуть-чуть. А хотелось бы наоборот. В прошлом номере мы рассказывали о том, что можно почитать детям о цирковых артистах, теперь очередь за взрослыми.
Юрий Никулин «Почти серьёзно…»
Душевно-гениальный клоун и актёра Юрий Владимирович Никулин. На его творчестве воспитывались тысячи, если не миллионы зрителей. Своё обаяние и доброту, искренность и доверчивость Юрий Никулин смог перенести и в написанные им книги.
Одна из них — «Почти серьёзно…». Здесь клоун с иронией, в том числе самоиронией, и в то же время абсолютно серьёзно рассказывает о своей работе и жизни, родных и близких, знаменитых и малоизвестных, но невероятно интересных людях цирка и кино. Что самое главное — в книге нет неправды.
«Когда я сказал маме, что собираюсь писать книгу, она меня попросила:
— Только, пожалуйста, ничего в ней не ври. И вообще, когда напишешь, дай мне почитать», — так начал повествование Юрий Никулин. И тут же признался, что, оказывается, писать книгу о себе непросто, хотя думалось, конечно, иначе.
К слову, органично дополняют издание письма артиста к матери, написанные тепло и с заботой.
Юрий Никулин «Цирк на Цветном»
Ещё одна книга Юрия Никулина продолжает рассказ о цирковом искусстве, любимом цирке и артистах разных жанров, с которыми ему посчастливилось работать. А им, безусловно, и без всякого сомнения, с ним. Сотрудники цирка на Цветном раскрывают «внутреннюю кухню» цирка, делятся профессиональными секретами, рассказывают о своём руководителе. А Максим Никулин — о папе.
«Директором цирка на Цветном бульваре отец стал просто — ему предложили, и он согласился. Это не было неожиданно. В своё время ему предлагали ещё должность директора Союзгосцирка, но он отказался, потому что это было не его. А тут что-то более камерное, более домашнее — быть директором цирка, в котором ты практически всю жизнь работал… Да и потом, сразу появлялась реальная возможность что-то сделать и для цирка, и для людей.
Мама тогда хорошо сказала, когда пришли, в главк его позвали, предложили кресло: «Если ты согласишься, цирку будет лучше, но нам будет хуже». Это трудная работа, требующая много сил и времени. И от того, артист ты, или директор, или человек со стороны, мало что зависит.
Отец всем всегда помогал. Квартирой, машиной, пропиской, лекарствами, больницей, званием, работой — и так без конца. И до того как стал директором, и после. Что касается самого цирка, то он его построил — думаю, этого достаточно, больше уже ничего можно не говорить. При этом он никогда не вмешивался в процесс творчества, и я перенял от него эту традицию. Он создал особую атмосферу, и наша задача сохранить её, не разбазарить.
Люди к нему тянулись. А к чему обычно тянутся? Люди элементарно тянутся к хорошему. А что может быть в нашем мире хорошего? Доброта, милосердие, желание и умение помочь, честность, искренность, справедливость. Всего этого вокруг так мало. А у отца этого было в избытке… <…> В нём была одна черта, которой можно только завидовать, потому что ей нельзя научиться и её нельзя перенять. Это искренность.
Он был человеком значительным, занимающим высокое положение. Но он общался со мной, с дворником, с министром, с президентом — со всеми одинаково, на одном и том же уровне. Он не подлаживался под ситуацию. Он всегда оставался самим собой.
Искренность — это дар Божий. Этому нельзя научиться, с этим можно только родиться. Каждому из нас свойственно подбирать какие-то слова, выбирать лексику, стиль поведения в каком-то кабинете, а ему было, по большому счёту, всё равно, что надеть — джинсы или костюм. Я не пойду на встречу к министру в джинсах. Я надену костюм, галстук — весь протокол. А у отца внутри не было протокола. Именно это всех и обезоруживало, и привлекало», – пишет в предисловии Максим Никулин, нынешний директор цирка на Цветном. И к этим словам, мыслям вряд ли можно что-то добавить.
Александр Калмыков «Олег Попов Невыдуманные истории из жизни «Солнечного клоуна»
Ещё об одном великом артисте, которого прозвали «солнечным клоуном», — Олеге Попове написал его близкий друг, режиссёр, сценарист и продюсер Александр Калмыков. Книга — копилка воспоминаний клоуна о жизни, о пути через тернии к звёздам. И тоже ведь написана по-доброму и с некой долей иронии. Вот, например, история о чудесном воздушном шаре, который произвел на Попова настолько сильное впечатление, что он и сам, будучи артистом, в выходной репризе стал дарить шарики детям и взрослым.
«Однажды, в конце 30-х годов, отец решил отвести его в цирк. В то время цирк в Москве был только один, он находился на Цветном бульваре. Это был бывший цирк Саламонского с лошадками на фасаде, которые удерживают бубен циркового манежа.
Олегу очень понравилось представление, но особенно его поразил огромный размалёванный клоун с красными губами и ярким париком. Клоун раздавал детям шарики, которые тогда были большим дефицитом. И Олегу достался такой шарик. С этим шариком, счастливый, он шёл по улице, разгребая ногами осенние листья.
На них оборачивались, видели двух счастливых людей, отца и сына. Отец тоже был счастлив, потому что ему удалось сделать своего любимца радостным и счастливым. Они вместе, смеясь и балуясь, набирали листья в охапку и посыпали этим «цветным дождём» друг друга. В ту осень опавшей листвы было очень много, в парках и бульварах — почти по щиколотку.
Потихоньку, на перекладных, они добрались до родного поселка. Не без помощи отца Олег развязал нитку у шарика и сдул его, чтобы сохранить на память. А чтобы шарик не пропал, положил его между страниц любимой книги. Бережливость с детства была свойственна Олегу. Он никогда не разбрасывался вещами, постоянно собирал какие-то коллекции, старинные предметы. Случай этот настолько запал в его память, что годы спустя он, появляясь в своей первой, «выходной» репризе, всегда сам раздавал детям шарики», — пишется в книге.
Обязательно прочтите, так поймаете сразу нескольких зайцев: о творчестве великих клоунов узнаете, и вечер хорошо проведёте, и задумаетесь, а всё ли правильно делаете в этой жизни или пора что-то менять.
Наталья Дурова «Мой дом на колесах» (сборник)
Эта книга для тех, кто хочет провести время с детьми. Династийная дрессировщица зверей и птиц, народная артистка СССР и России Наталья Дурова знакомит читателей с артистами цирка и театра зверей, акцентирует внимание на гуманной работе дрессировщиков, любви, чуткости, нежности, доверии и понимании по отношению к своим питомцам. И, конечно, о постоянных разъездах, гастролях, ведь не зря же сборник называется «Мой дом на колесах».
«Мой дом на колёсах. Совсем не потому, что, мешая течению улицы, он должен быть передвинут. Нет-нет, колёса, четыре больших колеса, — его фундамент. А улица у него зелёная. Это значит – прямой путь, без задержки, по всем дорогам нашей Родины.
Мой дом — большой товарный вагон, и живут в нём живые чудеса. Он часто меняет свой номер и адрес, и только фамилия всегда чётко написана мелом по вагонным доскам: «Цирк России». А ниже добавление: «Осторожно: живность!»
Я нисколько не обижаюсь, что так выглядит моя прописка, ведь здесь всё своё, особенное, не такое, как обычно в любом доме, в любом дворе. Вместо сторожа — башмачник и стрелочник, которые охраняют наш покой. Башмачник подкладывает под колёса железный башмачок, чтобы не было сильного толчка, а стрелочник следит за правилами движения. Вместо домоуправа – диспетчер, и часто откуда-то издалека по микрофону я слышу: «Вагон такой-то, цирк, готов к подаче. Отправляю!» Вслед за этим обязательно кто-то постучит в вагонную дверь и скажет:
— Эй, звери, слышите? Отправляем!
— Слышу, — улыбаюсь я, отвечая за обитателей своего дома», — пишет Наталья Дурова.
Читая рассказы, мы знакомимся с дрессированным моржом Витей-Витязем, лемуром из Конго Чебурашкой, ламой Петькой, пеликанами, слонами, а также ежом и мышонком — неразлучными друзьями.
Быль и сказка в этом сборнике живут по соседству, а потому произведения Натальи Дуровой будут интересны и бабушкам с дедушками, и малышам. Кроме того, автор даёт и мудрые советы юным дрессировщикам: рассказывает, как правильно выстроить работу с животными, воспитывать и оберегать.
Лора Радзиевская «Это просто цирк какой-то!»
Если вы не хотите углубляться в определённый жанр, но хотите понять, что происходит по ту сторону форганга, как живут люди манежа, то вы на правильном пути: смело открывайте эту книгу, заваривайте чай и готовьте сдобное печенье. На пару часов воображение вас перенесет с дивана в цирк, и вы в него, скорее всего, влюбитесь, как и сама Лора.
Знакомство с цирком у писательницы началось в далёком детстве, когда она открыла дома секретный шкаф, в котором хранились наряды мамы, цирковой артистки Дины Афанасьевой Лоскутовой (к слову, именно ей Лора посвятила книгу).
А в 16 лет началась цирковая деятельность и у самой Лоры. На работе она познакомилась со многими артистами. Об их пути, изменив имена и фамилии, рассказывает увлечённо и трепетно. Книга документальна, и в ней не столько о работе на манеже, сколько о судьбах — у кого-то счастливых, у кого-то трагичных.
Добавим, что Лора Радзиевская — лауреат премии «Рукопись года» в номинации «Современная проза».
Владимир Кулаков «Сердце в опилках»
События в повести «Сердце в опилках» происходят в 1980-х. В это время советский цирк признавали одним из лучших в мире: артистов холили и лелеяли, а само искусство считалось романтичным, загадочным, а главное — семейным.
В произведении показаны быт и условия, в которых жили и работали цирковые артисты, взаимоотношения, характеры. «Что-то вымысел, что-то правда. Но «где — что» теперь трудно определить, столько времени прошло…», — пишет автор.
«Почти никто из цирковых не знал его имени. Для всех он был просто «Захарыч». Это служило ему и именем, и фамилией, и должностью.
Хотя он был берейтором, задача которого дрессировать лошадей, готовить их к манежной работе, но, по факту, работал и простым служащим по уходу за животными, и ветеринаром при необходимости, и ночным сторожем, и ангелом-хранителем любого цирка, в котором находился на гастролях. Он мог как никто заточить сверло, подклеить жонглёрский реквизит, зачалить любой трос для воздушников, сплести редкой красоты и качества арапник, дать дельный совет. Даже мог одолжить денег со своего скромного жалования. К нему носили сгоревшие чайники, кофемолки, обувь для починки, остановившиеся часы и всё остальное. Однажды приволокли стиральную машину. Через час она уже вовсю жужжала в прачечной цирка.
Захарыча, казалось, знал весь мир — столько людей к нему обращалось и пользовалось его услугами, на все голоса и оттенки произнося спасительное «Захарыч»! Он так к этому привык, что, пожалуй, и сам с трудом помнил своё имя…
Пашку заинтересовал этот вопрос, и он его задал.
— Никита, вообще-то… — как-то неуверенно ответил Захарыч на вопрос. — Никита Захарович Стрельцов, девятьсот десятых годов рождения! — может, впервые за долгие годы представился он. — Казачьего сословия. С Дону…
У него были могучие разлапистые руки, добрые и шершавые, с заскорузлыми, узловатыми, пожелтевшими от табака пальцами. Когда он ими касался лошадей, те громко пофыркивали, млели и улыбались глазами…
Руки Захарыча были постоянно чем-то заняты: то выпрямляли какую-то проволочку, то что-то строгали, шили, клепали. И только поздно вечером они, наконец, обретали ненадолго покой. Пашка глядел на них и думал: «Сколько же вы переделали и перевидали за свои семьдесят с лишним лет!..», – так, например, рассказывается об одном из героев произведения.
Если одного этого произведения будет недостаточно для понимания того, как живут цирковые артисты, что их волнует и беспокоит, откройте и другие книги Владимира Кулакова. Произведения «Последняя лошадь», «Под куполом небес», составляющие трилогию, или «Там, где кончается арена…». В последнем романе автор старается честно и объективно ответить на вопрос: когда нужно покидать арену в силу тех или иных обстоятельств, что при этом чувствуют артисты, что для них имеет значение. В книгах есть и ирония, и поводы задуматься, помечтать, открыть для себя жизнь цирковых артистов заново и задать вопросы себе.
Ольга Буренина-Петрова «Цирк в пространстве культуры»
Наконец, ещё одна книга теоретика литературы и культуры Ольги Бурениной-Петровой. Здесь практически нет «художественности» — книга ценна фундаментальностью исследования циркового искусства, его жанров. Поэтому и будет полезна не столько тем, кто любит цирк, кто хочет его изучить со всевозможных сторон на более профессиональном уровне. Это могут быть и специалисты по теории культуры, и искусствоведы.
Открывая любую из книг о цирке, постарайтесь читать не бегло, а основательно. Смело представляйте то, что происходит на манеже, за кулисами или и вовсе по пути домой к артистам. Вникайте, изучайте, думайте, спрашивайте… Только так вы разберетесь в «великой силе искусства».