Дан Запашный

«Я использую данные животного, заложенные ему от природы, и стараюсь их развивать»

Дан, вы – один из представителей цирковых династий. Расскажите, в какой обстановке прошло ваше детство?

Всю свою жизнь я помню себя в цирке. Постоянные переезды и выступления в разных городах и странах со своей семьёй, окружение «необычных людей» и редких видов животных было для меня в порядке вещей. Регулярная смена школ (а за год доходило до семи учебных заведений) и, как следствие, новые знакомства с одноклассниками научили меня, как и остальных детей – артистов цирка, быстро адаптироваться на новом месте. Думаю, такая жизнь во многом поспособствовала моей коммуникабельности.

Впервые вы вышли на арену в 8 лет. Это был номер вашей мамы с кавказскими овчарками. Сколько времени проходила подготовка к первому выходу?

Юные артисты, как правило, начинают свой артистический путь с выполнения не самых сложных трюков в силу своего возраста, хотя бывают и исключения, конечно. Я же считаю, что был ребёнком с обычными данными и единственное, что меня выделяло среди сверстников – моё упрямство в тренировках. Передо мной стояла задача в выполнении определённых акробатических прыжков в мамином номере, и моя подготовка не отличалась от «базового обучения» детей, занимающихся акробатикой в специальных учреждениях, например.

В 16 лет вы поставили собственный номер «Цирковой рокер». До сих пор он не имеет аналогов ни в России, ни в Европе. В чём его уникальность? Кто вдохновил вас на эту идею?

В первую очередь, успех номера, где артист жонглировал и выполнял акробатические прыжки, стоя на движущемся двухколёсном мотоцикле на арене цирка, заключался в более динамичном темпе работы по сравнению с традиционными выступлениями жонглёров на лошадях. Актуальная необычному номеру артистическая подача в сочетании со сложным трюковым репертуаром всегда заставляет зрителя восторгаться, а для меня, как для исполнителя, это важнейший фактор. В своей работе я старался браться за самое сложное и необычное, а поскольку я люблю ездить на мотоцикле, то идея создания этого номера не заставила себя долго ждать.

Когда вы начинали выступать, было ли у вас конкретное видение дальнейшего развития в жанровом направлении?

Мои номера постоянно терпят изменения, и это делается в угоду потребностям зрителя. Я всегда экспериментирую и таким образом определяю, что больше всего будет интересно публике, а что нет. Это бесконечный процесс, который никогда не знаешь, чем закончится.

Спустя семь лет вы выпустили новый номер «Акробаты Дан и Чуча», где в качестве вашего партнёра был шимпанзе Чуча, который исполнял элементы из парной акробатики на уровне мастеров спорта. Где вы обучались дрессуре?

Это хороший вопрос. Многое я перенял от своей семьи, преимущественно от бабушки и что-то от мамы. В основном, Запашные занимались дрессурой хищных животных, а вот с шимпанзе у нас никто никогда не работал, и, как я уже говорил ранее, всегда стараюсь заниматься тем, что сложно и необычно. Большое внимание мне уделил Владимир Сапрыкин, дрессировщик человекообразных обезьян. Он поделился со мной знаниями воспитания, обучения и содержания высших приматов, накопленными им за всю его жизнь, опыт он имел огромный. Я ему очень благодарен за это.

За новаторскую работу и высокие достижения в акробатике в 2015 году вы были награждены дипломами от Федерации акробатики Воронежской области. В каких цирках ваш номер «Акробаты Дан и Чуча» был принят с большим откликом – в России или за рубежом?

В моём номере обезьяны – это мои полноправные и независимые партнёры. Они самостоятельно выполняют трюки, демонстрируя публике свои физические и интеллектуальные возможности. Такой язык взаимодействия со зрителем понятен везде, и согласно моему опыту, всегда воспринимается тепло. 

В 2018 году на 17 Международном цирковом фестивале в цирке Никулина вы с артистами стали лауреатами и удостоились престижного приза «Золотой слон». На тот момент номер усложнился, добавились новые участники шимпанзе Мальта и бонобо Боня. Как новые акробаты ладили друг с другом?

2018 год выдался для нас очень насыщенным и помимо высокой награды, полученной на фестивале в цирке на Цветном бульваре, мы с моими партнёрами получили звание Заслуженных артистов России, чему очень рады. Атмосфера в номере дружественная, хотя порой бывает проявление ревности из-за того, что я кому-то уделил больше внимания, поэтому стараюсь следить за тем, чтобы никто не обижался.

В дикой природе обезьяны часто перемещаются по свисающим ветвям, лианам… Акробатика – часть природы шимпанзе или все-таки требуются определённые усилия, чтобы обучить обезьян навыкам гимнаста?

В цирке тигров летать не учат. Я использую данные животного, заложенные ему от природы, и стараюсь их развивать, это очень интересная часть моей деятельности. Далеко не у каждого есть возможность общаться с одними из самых умных животных на Земле, и для меня это огромное удовольствие, несмотря на очень тяжёлый ежедневный труд.

Какой режим дня у ваших подопечных артистов?

Наш режим, как правило, одинаков, это позволяет правильно спланировать расписание дня, кормление, тренировки и выступления моих подопечных. Но бывают и отступления, о которых я рассказываю на своём YouTube-канале. Там я делюсь со зрителями не только расписанием дня, но и всем, что связано с цирком, моей работой и животными. Приглашаю всех желающих посмотреть, этот авторский контент отображает реальное положение дел закулисной жизни.

Работа в цирке очень ответственная и многоплановая. Артисту требуется не только ориентироваться в своём жанровом направлении, но и многое уметь. Какие профессии приходится вам совмещать?

Это отдельная тема для разговора, так как приходится постоянно учиться. Из цирковых жанров я освоил акробатику, гимнастику, жонглирование и дрессуру диких животных. Помимо цирка, но благодаря ему, чтобы обеспечить своим животным необходимые условия содержания, я выучился на сварщика, постоянно что-то изготавливаю, например, новые вольеры или какие-нибудь «игрушки», по которым мои обезьяны могут лазить и прыгать. Также я сносно владею малярным и плотницким ремеслом, разбираюсь в электрике. Получил профессиональное водительское удостоверение на случай, если понадобится перевозить своих животных самому. Ну и вдобавок у меня высшее экономическое образование, закончил факультет «Менеджмент организации».

Вы проводите эфиры из закулисья цирка, где обыватели могут посмотреть на реальную жизнь братьев меньших своими глазами. С вашей точки зрения, чего не хватает российскому цирку?

Совершенству нет предела, и об этом могу сказать много всего, но в рамках интервью это не представляется возможным. Полагаю, это может быть самостоятельная тема для отдельного обсуждения, и я с удовольствием пообщаюсь с вами по этому поводу в следующий раз. Важных моментов сегодня накопилось множество, я бы отметил недостаток в территориях цирков и их качестве, они, как правило, находятся в центрах наших городов и увеличить общую площадь нет возможности, для содержания крупных животных таких, как слоны, например, это необходимость.

Сейчас среди обычных людей, не цирковых артистов, есть тенденция приобретать диких животных для себя. Как вы относитесь к этому?

Для обычных людей без соответствующих разрешений, знаний и обеспечения необходимых условий содержания – резко отрицательно!

В детстве вы хотели стать дипломатом. Как вы относитесь к политическим движениям в обществе теперь? На ваш взгляд, важна ли для артиста активная жизненная позиция?

Мне всегда была интересна политика и в особенности процесс взаимодействий между странами – это неотъемлемая часть жизни любого общества. Без самоопределения человек будет просто течь по течению, нужно чётко понимать и отстаивать свои интересы, иначе за тебя это сделает кто-то другой.

Какие перспективы вы видите в будущем развитии нашего российского цирка?

В данный момент вариантов развития в избытке. Чтобы говорить о перспективах, для начала нужно решить насущные проблемы в нашей отрасли, поэтому я не берусь ответить на этот вопрос, но всё же настроение у меня оптимистичное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *