Дмитрий Артемьев

«Работа в музее даёт мне уникальную возможность получать зарплату за то, что я делаю и так с большим удовольствием»


Дмитрий, вы руководите музеем известного дрессировщика и клоуна-сатирика Анатолия Дурова в Таганроге. Чем, по вашему мнению, этот музей так примечателен и почему его стоит посетить?

Наверное, тем, что в нашей стране всего четыре цирковых музея, где ведётся научная работа, исследовательская. Один из таких музеев – наш.

Если вас интересует искусство, история нашей страны и, в частности, династия Дуровых, то, конечно, стоит посетить музей в Таганроге и узнать больше об этом замечательном искусстве, прекрасном артисте и о событиях, которые связаны с династией Дуровых и историей нашей страны.

В музее представлена ваша коллекция подлинных вещей артиста. Как вы начали её собирать?

До недавнего времени в музее проходила выставка «Мир цирка», где можно было увидеть личные вещи Анатолия Анатольевича Дурова из моей коллекции. Как они оказались у меня? Семейную коллекцию начала собирать ещё моя бабушка Ольга Яковлевна Цупак, родоначальник жанра диаболо в отечественном цирке. Её мать, моя прабабушка, Васса Ивановна, шила цирковые костюмы. Она была дружна с Анатолием Анатольевичем, в 1927 году он заказал у них новые костюмы и оставил сумку с вещами. В 1928 году Дуров погиб, сумка так и осталась лежать нетронутой. Сейчас эти вещи стали экспонатами. Следующее поколение семьи — дедушка Алексей Артемьев, эквилибрист и участник Великой Отечественной войны, папа Борис Артемьев, заслуженный артист России и режиссёр, также внесло свой вклад в пополнение коллекции. И я, конечно же, продолжаю эту традицию. Наша семейная цирковая коллекция существует уже около века.

Вы занимаетесь исследованием биографии знаменитого артиста. Какие факты вас особенно удивили?

Я начал изучать биографию Дурова относительно недавно. Провёл ряд исследований, написал несколько научных работ, выступил на конференциях.

Один из фактов, который меня заинтересовал, — точная дата рождения Анатолия Анатольевича. В собрании таганрогского музея есть документы, в которых указаны разные даты, и разница между ними составляет семь лет. Это довольно большое расхождение. Мы пока не можем понять, почему так произошло, и продолжаем искать документы в архивах. Я думаю, что в следующем году мы опубликуем результаты наших исследований и, надеюсь, точно определим дату рождения.

Ещё меня поражает разнообразие и количество животных, с которыми работал Дуров. Всего у него было около четырёхсот животных, из которых почти с двумястами он выступал. Это была смешанная группа, включающая львов, тигров, гепардов, пантер, пеликанов, цапель, журавлей, уток, голубей, казуара, которого в России до этого не видели вживую, страусов, а также кошек, собачек, мышек, лис и хорьков. Этот список очень интересен, и мы сейчас работаем над тем, чтобы точно установить его, так как в документах мы видим один перечень, а в кинохронике он отличается.

Работа Дурова с животными может быть сравнима только с деятельностью зарубежных циркачей. Однако у нас в стране никто не работал с таким количеством и таким разнообразием животных.

Какие задачи стоят перед экскурсоводом, когда он работает с детьми и взрослыми?

Наши научные сотрудники всегда учитывают интересы и потребности посетителей. Для самых маленьких детей мы подготовили увлекательные рассказы о животных и клоунах. Подростки проявляют интерес к силовым видам спорта и воздушной гимнастике. А для людей постарше мы с радостью вспоминаем известных артистов, которых они видели на арене цирка в молодости, таких как Карандаш, Евгений Минаев и представители династий Филатовых, Корниловых и Кантемировых.

Наши сотрудники нашли уникальные подходы к каждой группе посетителей, именно поэтому наш музей интересен для всех возрастов — от трёх до девяноста  лет.

Жизнь музея невозможно представить без мероприятий. Какие из них вы можете выделить как самые интересные?

Мы предлагаем множество увлекательных мероприятий. Одним из них является спектакль «Каштанка. Пролог», который рассказывает о событиях, вдохновивших Антона Павловича Чехова на написание знаменитого рассказа «Каштанка». Это реальная история, случившаяся с Анатолием Леонидовичем Дуровым, отцом Анатолия Анатольевича, которую он рассказал своему другу Чехову. Чехов переработал её, и в результате появился шедевр, ставший всемирно известным. В нашем спектакле мы передаём эти события языком театрального и циркового искусства. Этот спектакль неизменно пользуется популярностью, а чеховская тема в Таганроге особенно любима, ведь этот город пропитан духом великого писателя. У нас также есть несколько спектаклей по мотивам «Пёстрых рассказов» Чехова. Кроме того, мы проводим тематические экскурсии.

Наши выставки очень ёмкие и позволяют рассказать как о жанрах циркового искусства, так и об отдельных периодах его истории. Например, мы можем рассказать о довоенном цирке, о цирке в годы Великой Отечественной войны, о зарождении высокого циркового искусства в 1950–1960-е годы, об уникальных рекордных номерах или о конном цирке.

Мы также выезжаем в школы и проводим выездные экскурсии. У нас действительно много разнообразных мероприятий, которые помогут  глубже погрузиться в мир цирка.

Выполнение задач в музее требует слаженной работы коллектива. Как происходит обновление штата сотрудников и передача опыта от опытных коллег к молодым?

Поиск и привлечение новых сотрудников всегда вызывает трудности. Однако в Таганроге есть замечательный педагогический университет, который готовит квалифицированных историков. Многие из них приходят к нам на работу.

Наш музей-заповедник обладает большим штатом сотрудников, который постоянно пополняется молодыми специалистами. Учитывая нашу узкую специализацию — цирковое искусство — мы уделяем особое внимание развитию новых талантов и передаче знаний. Одним из опытных сотрудников является Татьяна Анатольевна Козубенко, которая руководила музеем более 30 лет. Выйдя на пенсию, она не перестала поддерживать связь с коллективом. Татьяна Анатольевна часто посещает нас, делится своим опытом и наработками, связанными с династией Дуровых.

Как вы определяете, какие музеи стоит посетить во время командировок и отпусков?

Когда я бываю в командировках, стараюсь посетить вообще все музеи, какие только есть в доступности, хотя бы бегло. Мне всегда интересно узнать, как они устроены, какие экспозиции предлагают и какие материалы представляют.

Недавно я вернулся из Воронежа, где посетил семь музеев. В одном из них, Воронежском областном краеведческом музее, мы открыли выставку «Мир цирка». Больше всего меня удивил корабль — действующая копия первого линейного корабля русского флота Петровской эпохи. Помимо великолепного корабля, там также представлена превосходная экспозиция. Особенно меня поразили условия проживания и службы на этом корабле. Когда ты видишь вживую низкие потолки, тёмные помещения, ограниченные пространства, только тогда ты можешь прочувствовать как люди служили на таком корабле. Просто невероятно, конечно.

Вы начинали свою карьеру в качестве клоуна-акробата. Как удавалось сочетать такие разные жанры?

Я работал в цирке с пяти до семнадцати лет, выступая в паре с моим отцом. Мне не кажется странным сочетание этих жанров, ведь классический клоун должен быть знаком со всеми основными направлениями. Раньше ГУЦЭИ (Государственное училище циркового и эстрадного искусства) выпускало клоунов-акробатов и клоунов-музыкальных эксцентриков.

Как известно, в цирке опыт и мастерство передаются из поколения в поколение, и, поскольку мой отец был профессиональным клоуном-акробатом, он, конечно, передавал свои навыки и мне.

Акробатика, безусловно, является основой моей работы, но я также владею жонглированием и дрессурой. Клоун должен уметь сочетать в себе множество жанров, и я считаю, что это и есть моя главная задача.

Хотели бы вы вернуться к артистической деятельности?

Я очень люблю историю, особенно историю цирка. Работа в музее даёт мне уникальную возможность получать зарплату за то, что я делаю и так, получая от этого удовольствие.

Артистической деятельностью я не перестаю заниматься, по-прежнему играю в спектаклях нашего музея, участвовал в новогодних представлениях в ростовском цирке и провожу мероприятия.

Какие планы у музея Анатолия Дурова?

У нас большие планы по развитию нашего музея. В первую очередь мы готовим проект новой экспозиции, которая будет посвящена династии Дуровых. Она будет освещать весь жизненный и творческий путь Анатолия Анатольевича Дурова. Мы расскажем о том, как его талант развивался на фоне мирового и российского циркового искусства, о его вкладе в создание новых жанров, таких как дрессура и сатира, а также о его многочисленных родственниках и последователях.

Эта экспозиция займёт все залы музея и, я уверен, останется там на долгие годы. Мы уже приступили к большой научной и проектной работе, и планируем завершить её к 2025-2026 годам. Кроме того, мы готовим несколько передвижных выставок, с темами которых ещё определяемся. Сейчас самое важное — работа над новой экспозицией. Мы проводим подробное исследование и анализ предметов из фонда Дурова, а также устанавливаем точную дату его рождения. Недавно я выступил с большим докладом о тайне смерти и загадке гибели Дурова. На самом деле никакой загадки нет. Это было трагическое происшествие на охоте под Ижевском, где и погиб Анатолий Анатольевич. Долгое время ходили слухи о том, что это было чуть ли не заказное убийство. Однако документы, которыми располагают наши музеи — таганрогский, воронежский, ижевский, а также музей цирка Чинизелли в Санкт-Петербурге, — говорят о том, что это действительно было трагическое происшествие.

Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru
.