Дмитрий Ефремкин
«Цирк — работа коллективная, люди, горящие общей идеей, всегда будут продуктивны, это может понять каждый наш артист, выходя в эпилог»
Дмитрий, вы артист Королевского цирка Гии Эрадзе. Даже звучит престижно! Как долго вы шли к этой цели, было ли это мечтой?
С самого детства я жил цирком, и, конечно, мечтал выступать на лучших цирковых площадках. Мечты сбываются — я работаю в лучшем шоу страны, лучшем продюсерском центре. Да, это престижно!
Сейчас вы руководите номером «Анна». Насколько это сложно или, наоборот, легко — работать с увлечёнными профессионалами?
У нас более 100 человек, примерно 90% — основной состав. Это люди, отдавшие коллективу 5, 10, 15, 20 лет, и если они работают так долго, значит, их всё устраивает. Мне тоже комфортно. Но если ты в нашей команде, будь добр работать с отдачей или не работай вообще. Либо хорошо, либо никак. Халявщики долго не продержатся. А ещё нытиков не люблю.
До этого вы работали в цирке Юрия Никулина на Цветном бульваре. За пять лет с ним посетили более 20 стран. В чём особенность и прелесть гастролей, любите ли вы переезжать с места на место?
До карантина, СВО мне довелось поработать в разных местах и разных цирках. Анализируя всё увиденное, с уверенностью могу сказать, что российские артисты не перестают быть основой мощной трюковой и художественной базы любого циркового шоу. Российский цирк в топ-списке. После запрета наших артистов многими странами и некоторыми фестивалями проиграют только иностранцы, не увидев, российский цирк, русский почерк. Что ж, зато есть хорошая возможность нашему населению, даже в Сибири и Дальнем Востоке, увидеть мощь и старания российских артистов. Единственное, чем могут заманить заграничные импресарио, — это зарплаты и возможность повидать другой мир.
Что касается гастролей, тут не всё неоднозначно. Переезд всегда сопровождается сборами, погрузкой, потом дорога, что большинству не особо нравится, но деваться некуда, это часть работы. С другой стороны, жить на одном месте долгое время ужасно скучно, если ещё и город сероватый и неразвитый, то всё совсем безрадостно. Поэтому иногда душа требует переезда, обновить геолокацию. (Улыбается.)
Наверняка у вас немало кочевых историй, которые принято рассказывать в хорошей компании. Поделитесь, пожалуйста, ими с нашими читателями.
Кочевые истории есть, конечно, много чего было. В основном они начинаются со слов: « А спорим, вот это не сделаешь? А слабо подойти и сказать это? А можешь туда залезть?». Да, я люблю такие моменты.
Не могу не спросить о вашем жанре — воздушной гимнастике. Как пришли к ней?
В гимнастику пришёл, точнее, плавно перешёл. Я выпускник ЦЦИ в г. Марксе (Саратовская обл.) Окончил как эквилибрист на лестнице. Параллельно стала нравиться гимнастика. Сначала воздушная гимнастика была задачей второго дополнительного номера, позже стала основным номером.
Когда наблюдаешь за гимнастами, парящими под куполом, перехватывает дух. А что вы чувствуете на высоте три метра?
Именно три метра? Ну, это репетиционная высота в некоторых моментах будничных. Есть рабочая высота — 7‒10 метров, есть маленькая репетиционная высота — 1,5‒3 метра. Чувствуем себя уверенно. Многое зависит от купола, подвески. Бывает сильный провис или люфт, технические нюансы. Каждый манеж особенный, мы с моей золотой партнёршей Еленой Мизениной стараемся адптироваться к любой площадке.
Профессия воздушного гимнаста довольно опасна. Какие стоит соблюдать принципы в работе, чтобы обезопасить себя?
Если не уверен хотя бы чуть-чуть, то не делай. Всё должно быть с запасом. Хочешь один раз красиво что-то показать — сделай это на репетиции 10 из 10 раз, 10 дней подряд. Тогда можно думать уже о выпуске трюка на зрителя. Важно не расслабляться психологически и помнить, что высота не простит. ОФП постоянно, так же как дышать, как поесть, как спать. Проверяешь одно и то же изо дня в день.
До этого вы занимались эквилибристикой на лестнице — вместе с Романом Мининым создали номер. Каким он был?
До воздуха был эквилибр на лестнице вместе с Романом Муниным, да, это было золотое время! Мы, имея в арсенале амбиции, пустились покорять столицу. Будучи студентами, как раз начинали свою цирковую карьеру именно эквилибристами-фрилансерами. Это был рывок, удачный, стремительный рывок в большой цирк с возможностью показать себя и заявить о себе. Мы с Романом пытались удивить, сделать что-то новое, рекордное даже. Смотрели старые и новые программы цирков, пытались соответствовать цирковому уровню. И у нас это получилось! Пересматривая наш эквилибр, временами удивляюсь и восторгаюсь этими двумя парнями. Я считаю, они определённо молодцы!
В позапрошлом году вы получили золото на международном цирковом фестивале «Золотой слон» в Испании. Чем ещё запомнилось это событие?
Совместно с Еленой Мизениной мы получили наше первое золото в Жироне. Это было потрясающе! Для нас это было больше, чем золото в физическом плане — мы морально выдохнули, получив признание коллег, международного жюри, циркового комьюнити. Это как получить Оскар! Также зрители могли голосовать и отдали голоса за наш номер «Анна», так мы получили и зрительское признание, и приз зрителей! О боже, никогда не забуду этот день! Спасибо всем, кто верил в нас, кто создал всё это: наш лучший в мире шеф Гия Эрадзе и уникальные хореографы-постановщики Е. Шевцов и О. Полторак. Работая в одной команде с такими людьми, ты всегда растёшь и имеешь возможность сотрудничать с лучшими композитором и цирковым модельером Д. Кузнецовым и Надеждой Русс.
Через год вы получили золото на международном фестивале «Без границ» в Санкт-Петербурге. Какие эмоции испытали тогда?
Одно дело показать определённый результат однажды, а другое — держать этот результат на том же уровне или чуть выше. Так в любом деле. Фестиваль в Питере — не исключение. Специально под это мероприятие выпустили новую комбинацию, которую работали без страховки. Очень важную роль играл наш лебёдчик Максим Батюк, он не меньше, чем мы, переживал и старался за пультом. Это невидимая, но очень важная сторона успешного выступления. Эмоции оставили на манеже. В гостиницу приехали выжатые, но удовлетворённые — мы справились! Справилась вся наша королевская команда! А цирк — это работа коллективная, люди, горящие общей идеей, всегда будут продуктивны, это может понять каждый наш артист, выходя в эпилог.
Планируете ли в этом году участвовать в таких же ярких, масштабных мероприятиях?
Планируем, скоро узнаете. (Улыбается.)