Дмитрий Карасёв

«Хорошая фотография — это когда видно лицо артиста и показана сложность элемента»


Дмитрий, вы пробовали фотографировать цветы и животных, портреты девушек и реконструкции военных сражений. Как получилось, что вы снимаете цирковых артистов?

Прежде всего стоит отметить, что я фотограф-любитель, в том смысле, что фотографирую не за деньги, а то, что мне нравится, что самому интересно. В цирке мне импонирует то, что, как правило, есть отзыв на то, что я делаю, чего не дождёшься от цветов и животных. Тем не менее я не перестал фотографировать девушек (артисток цирка) и животных (в цирке). Причём артистки цирка, в отличие от девушек с улицы, привыкли работать на публику, нет зажатости. Вот и выходит, что если захотелось сфотографировать симпатичную девушку, то мне проще пригласить кого-нибудь из цирка. Иногда, правда, поначалу и балерин, спортсменок фотографировал. Ну а при съёмке в цирке, помимо отзывов на фотографии, мне нравится сложность, динамика.

Вы снимали программу Андрея Корнилова «Девочка и слон». Какие впечатления сохранились от работы с артистами?

От съёмки программы Андрея Корнилова у меня самые положительные впечатления. Я ведь фотографировал программу не только на манеже, но и в московском цирке «Радуга», где видел слонов в вольере на улице, а Андрей угостил меня своим знаменитым пловом. Ну и установились приятельские отношения со многими артистами программы.

У вас есть опыт работы в трёх цирках — в Москве, Твери и Туле. Чем отличается и чем схожа работа в них?

Я фотографировал в пяти стационарных цирках и в куче шапито. Отличие у стационаров — как правило, довольно строго следят, куда человек идёт, что и понятно, всё же цирк — не проходной двор. И тут хочется отметить цирк Никулина на Цветном бульваре. Скорее всего, это связано с тем, что знаком с Юрием Никулиным и многими работниками. Атмосфера там домашняя. А насчёт шапито — хорошо знаком с несколькими директорами, так что там всегда рады меня видеть. С другими шапито сложнее, был случай, когда директор запретил фотографировать, но меня отстояли артисты.

Наверняка у вас плотное расписание. Как устроена жизнь циркового фотографа?

Сложно назвать мой график плотным. Я же любитель, и делаю, когда хочу и что хочу. Но если отснял программу, то несколько дней плотно ею занимаюсь — отбираю фотографии, обрабатываю. Бывает, настроения нет или усталость. Тогда переключаюсь на что-то другое. Ведь кроме фотографии у меня есть и другие интересы, к примеру, рыбалка.

Много ли удаётся фотографировать за форгангом?

За форгангом практически не фотографирую. Да и особо интересного там обычно нет. Артисты готовятся к выступлению, обсуждают прошедшее выступление… В цирке Никулина на премьерах встречаются старые знакомые. Единственное — на фестивале, когда артисты из разных стран с радостью фотографируются на память об этом событии. В общем, отвлекать артистов от подготовки и не хочется, да и неуместно. Лошадей ещё после номера прогуливают, чтобы остыли. Тут хочу отметить, что куда интересней снимать репетиции. Некоторые считают, что животных силой заставляют трюки выполнять, бьют животных. Но, как правило, достаётся провинившимся в чём-то животным. Это как детей шлёпают. А сама дрессура идёт обычно за счёт поощрения, вкусняшек. Видел, как медведь за банкой сгущёнки на гироскутере носится, обзавидовался! Так и меня, наверное, научить можно! (Смеётся.)

Для репортажных фотографий в цирке особенно важно поймать момент. Как его увидеть и успеть запечатлеть?

Поймать момент можно двумя путями. Самый простой — точно знать, что произойдёт и где, допустим, прыжок тигра с тумбы на тумбу — остаётся только вовремя кнопку нажать. Тут или в начале прыжка, или когда тигр в верхней точке. Понятно, не так просто, но без проблем достигается тренировкой. Второй вариант заметно сложнее, это когда, к примеру, воздушная гимнастка с жуткой скоростью крутится вокруг своей оси. Понятно, нужно поймать момент, когда она лицом повёрнута, а не спиной или ещё как. Возможно, современнейшие фотоаппараты позволяют серией такое снять, но тогда из десятков снимков нужно отобрать лучший. Я стараюсь вычислить, когда кнопку нажать, чтобы затвор сработал в необходимый момент. При этом жуткая концентрация, сосредоточен на этом, ничего не слышу, мозги кипят… Ну и, конечно, куча иных вариантов, включая стоящего на манеже артиста. Но насколько интересна такая фотография, без динамики?

За годы работы в вашем портфолио появилось множество фотографий. Какая из них самая ценная и любимая?

Самая любимая и ценная фотография… Пожалуй, сделанная мной в школе, на уроке, где два одноклассника у доски отвечают. Потом были сотни, тысячи интересных фотографий, но эта — с чего я начинал, по сути, ещё ничего не понимая в фотографии. Ей уже больше 40 лет. Повторить нереально, если только пригласить моделей и воссоздать ту обстановку.

А какая съёмка оказалась самой сложной?

Самая сложная съёмка была в БМГЦ на проспекте Вернадского. Иногда там делают шоу для зрителей, с костюмами, элементы которых светятся в ультрафиолете. Фотоаппарат в этом диапазоне практически не видит, и после нескольких попыток я просто досмотрел номер, потому как изображение совершенно непонятное выходило. Ещё непросто фотографировать, когда, к примеру, двумя цветами с разных сторон подсвечивают. Зрителю, скорее всего, интересно, но работа артиста теряется в некоторой степени. Приходилось переводить в чёрно-белую фотографию, осветляя или затемняя участки.

После съёмки приходится выбирать лучшие кадры. Как вы понимаете, какая фотография хорошая, а какая — не очень?

Хорошая фотография — это когда видно лицо артиста, показана сложность элемента, ну и резкая. Хотя иногда для подчёркивания динамики лучше снимать так, чтобы часть была смазана. Но такое удаётся только после того, как несколько раз программу просмотрел и понимаешь, какой именно элемент стоит так сфотографировать, имея при этом уже несколько удачных фотографий.

Что вам больше всего нравится в профессии?

Сейчас мне больше всего нравится общение, знакомство с артистами цирка. Удивить меня сейчас, после, пожалуй, сотен просмотренных программ, очень непросто. Но поверьте, артисты цирка, как правило, надёжные люди, доверяющие зачастую здоровье, а иногда и жизнь партнёру. Это дорогого стоит!

Как, на ваш взгляд, чувствует репортажная фотография в цирке?

Тут смотря что считать репортажной фотографией. Дело в том, что на премьерах присутствует немало фотографов из различных СМИ. Они снимают репортаж о данном событии. И другое дело те, кто ходит на программу по несколько раз, снимая с разных точек, достаточно полно показывая программу. У меня, к сожалению, нечасто выходит несколько раз программу посмотреть, особенно в других городах, но в любом случае стараюсь интересно показать выступление артистов. Вот таких фотографов немного. Тех, кого я знаю, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Добавить комментарий