14.10.2024

Эдгард Запашный

«Я вижу, как труппа с удовольствием работает под моим руководством. Вижу, как мы хорошо развиваемся, как наш цирк не только удерживает, но и укрепляет свои позиции и внутри нашей страны, и на мировой арене»


Эдгард Вальтерович, с раннего детства вы проводили в цирке много времени. Невозможно было в него не влюбиться. Как вы поняли, что это именно то, чем бы вы хотели заниматься всю жизнь?

Ловлю себя на мысли, что не было такого момента, когда я влюбился в цирк. Есть воспоминания о том, что с раннего детства мечтал здесь работать. Иногда смотрел на детей коллег родителей, своих одногодок, некоторые из них нас с братом опережали. Помню семи-восьмилетнюю девочку, которая уже начала работать в цирковом шоу, и её выступление прошло на «ура». И я не понимал: «Как так?». Где-то и зависть, и злость на самого себя были. Думаю, я поймал «цирковую инфекцию» прямо в момент рождения. Нас называют «рождённые в опилках». И всегда хотелось работать в цирке, тянуло к разным цирковым жанрам.

Понятно, что ребёнок не всегда любит трудиться, особенно в кропотливых жанрах, например, жонглировании. И до поры до времени нас с братом заставляли. Где-то мы даже филонили. Вот пару часов с удовольствием жонглируешь, а потом уже из-под палки — и через такое прошли. Растягиваться, садиться на шпагат больно, ты сопротивляешься и с неохотой идёшь на тренировку, где тебя тянут два акробата. Но, в конце концов, появляется результат, и в 12-13 лет приходит осознание, что в этом заинтересован прежде всего ты сам. И я помню, что в 16 лет повесил плакат на стену: «No pain, no gain», что в переводе означает «Нет боли — нет результата». Это о многом говорит.

Почти четверть века назад ваш папа, народный артист России Вальтер Запашный, на праздновании юбилея передал под ваше руководство аттракцион «Среди хищников». Что вы тогда почувствовали? Каким было самое первое знакомство с тиграми?

Папа был вынужден передать нам аттракцион, потому что его стала одолевать старая травма (в 1997 году ему пришлось лечь на операционный стол, меняли тазобедренный сустав). К тому времени мы с братом уже сформировались как артисты цирка, которые достойно могли заканчивать любую программу. Мы уже работали с номерами «Дрессировщики обезьян» и «Жонглёры на лошадях». И вот с последним номером мы спокойно могли заканчивать, и в дальнейшем так по жизни и заканчивали практически любую программу, в том числе в Большом Московском цирке. И вот с последним номером мы спокойно могли заканчивать, и в дальнейшем так по жизни и заканчивали практически любую программу, в том числе в Большом Московском цирке. А в 1997 году мы выиграли всероссийский цирковой фестиваль в Ярославле, тем самым серьёзно заявили о себе.

Когда встал разговор о работе с хищниками, ничего, кроме новой ответственности, мы тогда не испытали. Теперь мы обязаны были на должном уровне работать ещё и с хищниками.

У папы было тогда немного животных — лев и шесть тигров. Мы вынуждены были заходить в клетку на самое короткое время, работа поначалу была не самой качественной, но с этого дня мы с братом начали активно заниматься поиском новых животных, формированием своего трюкового репертуара. За всем за этим стояла ответственность.

Наверняка, прежде чем выйти на манеж в окружении хищников, вам предстояло завоевать их авторитет. Чем достигается взаимоуважение и позиции лидера прайда?

Взаимоуважение базируется прежде всего на адекватном отношении к животным и выстраивании своей позиции в их глазах. Когда мы начали заходить в клетку к дрессированным хищникам отца, животные нас прекрасно знали. Мы не были новичками. На протяжении многих лет выполняли ассистентскую работу: ездили с этими животными в товарных вагонах, грузили, разгружали их в различных городах и странах. Другое дело, нам пришлось преодолеть некий барьер, когда между нами перестала существовать заградительная сетка. Но нам очень сильно помогла мама Татьяна Запашная, которая работала последние десять лет с нашим отцом вместе, и животные её знали очень хорошо. Она выступала гарантом спокойствия.

К сожалению, такое случается и впервые за десять лет на вас недавно напал молодой тигр Рой. Журналистам вы уже говорили, что это случилось по вашей вине: вы отвлеклись на помощника. Прощаете ли себе ошибки, и какой урок вынесли из этой ситуации?

Конечно, то, что произошло — это большой урок для меня, и то, что Рой смог нанести мне травму, это, прежде всего, моя вина, я ещё раз это повторю. Прощаю ли себе ошибки? Я констатирую, что мы все их совершаем. Ситуации бывают разные, ошибиться можно из-за череды событий. Всё так быстро может начать развиваться, что в какой-то момент может не быть выбора. В дальнейшем, когда анализируешь, думаешь: «Вот если бы я сразу там не оказался или сделал бы по-другому» … Но мне повезло. Я счастливчик, отделался лёгкой травмой, хоть и на лице. Я прежде всего благодарю Бога за то, что отвёл меня от серьёзной травмы и надеюсь, что урок поможет мне и моим коллегам. Хороший дрессировщик всегда анализирует опыт коллег, чтобы, например, не попадать в подобные ситуации. Ну, а обида на самого себя по-прежнему сохраняется, конечно.

Вот уже десять лет работу на манеже вы успешно совмещаете с руководством Большим Московским цирком. Как удаётся находить общий язык с артистами, администраторами и униформистами?

Да, в ноябре исполнилось ровно десять лет, как я руковожу Большим Московским цирком. И я рад тому, что в первые полгода смог объяснить коллективу все свои намерения, неправоту людей, которые «накачивали» коллектив неправильной информацией обо мне. Я смог объяснить это не только словами, но, прежде всего, действиями. Люди увидели изменения в Большом Московском цирке, а также в отношении к ним. Я ни в коем случае не говорю, что оно было плохим со стороны прошлого директора. Нет. Я говорю о том, что привнёс в цирк новшества, которые люди оценили, и они остаются благодарными. Поэтому за десять лет внутри нашего цирка, слава богу, не возникло ни одной серьёзной конфликтной ситуации, которая позволила бы кому-то манипулировать этим.

Я вижу, как труппа с удовольствием работает под моим руководством. Вижу, как мы хорошо развиваемся, как наш цирк не только удерживает, но и укрепляет свои позиции и внутри нашей страны, и на мировой арене. И самое главное, что свою работу строю прозрачно, чтобы как можно меньше слухов создавать о том, что Запашный что-то делает неправильно.

Конечно, критику я получаю, но в большей степени от людей, которые и прошлое руководство критиковали, и будут критиковать любого, кто придёт на моё и не только на моё место. Они воюют и с генеральным директором компании «Росгосцирк» — добиваются личной власти. В большей степени это около цирковые люди, которые никогда не выходили на манеж. И это вызывает всегда и опасения, и вопросы, прежде всего к ним, к тому же на вопросы, адресованные им, они никогда не дают ответ.

Попасть в труппу цирка, особенно известного, непросто. Какими навыками должен обладать кандидат, необходимы ли ему звания и регалии лауреата различных конкурсов?

У нас есть профессионалы высочайшего уровня, которые поставлены на руководящие посты, и они несут ответственность за тот или иной фронт работы. Самый лёгкий пример — артисты балета, их у нас иногда бывает до 40 человек. За балет отвечают Дарья Пурчинская и её помощники Маргарита Гаврилова и Екатерина Скворцова. И когда нам требуются новые исполнители, девочки объявляют кастинг, и мы смотрим, кто из танцоров нам подходит по многим критериям, начиная от профессионализма и заканчивая человеческими качествами. Я стараюсь в этом процессе не принимать участие, потому что доверяю Дарье и её вкусу, а она уже спрашивает со своих помощников, которые тоже являются специалистами высокого уровня.

Или, например, номер с джигитами заслуженного артиста Якова Экка. Когда Яков Корнеевич подходит ко мне и говорит, что надо обновить состав, я предлагаю ему провести поиск хороших исполнителей. Так, недавно к нам в труппу попал представитель кремлевской школы верховой езды, человек, который никогда до этого не работал в цирке. Честно говоря, я даже не знаю, как Яков Корнеевич вышел на него, как они вообще нашли друг друга.

Когда руководители подразделений убеждаются, что нашли талантливых, перспективных артистов, мы устраиваем просмотр. Собирается специальная комиссия из профессиональных людей, и человек или утверждается, или нет. Ему может даться испытательный срок на то, чтобы он в дальнейшем проявил себя. В общем, работа выстроена так, что есть люди, которые несут ответственность за серьёзную часть нашего шоу.

Внимание зрителей приковано к шоу и занятым в нём артистам, однако большую часть серьёзной работы выполняют сотрудники невидимого фронта: осветители, звукооператоры, ветеринары, униформисты, контролеры билетов, работники гардероба… Кто подбирает этих сотрудников?

За световое оборудование, техническое оснащение в нашем цирке отвечает очень серьезный мастер своего дела Артём Титаевский. Он же является руководителем целого подразделения, куда входят и риггеры (люди, которые делают специальную подвеску), и большой штат электриков. И так во всех подразделениях нашего цирка есть люди, которые отвечают за большой объем работы. Мне необязательно знать, кто и какой фронт работы выполняет. Мне главное, чтобы задача была выполнена на самом высоком уровне.

Цирковые представления у многих ассоциируются с добрым чудом. А есть ли место добрым поступкам в цирке вне шоу?

Мы с братом действительно делаем много хороших, добрых дел за пределами манежа. И я рад, что нашему примеру следуют многие артисты. Так, недавно исполнитель главной роли в спектакле «Страшная сила» Илья Калинин принёс мне своё видеообращение к людям, пожелание поддержать наших военнослужащих, задействованных в специальной военной операции. Дело в том, что у Ильи там находится папа, и Илья прекрасно знает, в чём нуждаются защитники нашей родины. Илья записал видеообращение, мы его разместили и буквально за несколько часов собрали средства. Илья, естественно, лично закупал все необходимые вещи, которые были отправлены папе и его товарищам.

Наши артисты на постоянной основе принимают участие в благотворительных акциях. Мы ездим в онкологические центры и работаем для тех детишек и взрослых, которых врачи не отпускают по понятным причинам за пределы больничных стен. Посещаем несколько раз в год зооприюты, на собственные средства закупаем не только корма, но и оборудование. Также в фойе нашего цирка есть две урны для сбора помощи нуждающимся в дополнительных средствах зооприютам, каждый желающий может помочь. Работу мы ведём и делаем это с большим удовольствием.

Ваш цирк дружит со школой-интернатом имени Юрия Никулина — единственной в России школой циркового профиля для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как строятся ваши взаимоотношения с воспитанниками?

С интернатом имени Юрия Никулина мы сотрудничаем несколько лет. Мы с братом посещаем интернат, встречаемся с воспитанниками и учащимися. Я был на всероссийских детских цирковых фестивалях и видел выпускников интерната, практически профессиональных артистов. Рад, что мы проводим творческие встречи, принимаем детишек у себя в цирке. И надеюсь, что «цирковая инфекция» попадет к ним в кровь, и они станут навеки преданными цирковому искусству, будут всегда относиться к нему с уважением и любовью.

У вас подрастают две замечательные дочки. Они планируют связать свою профессию с цирком?

Сейчас мои дочки Стефания и Глория по очереди играют роль Снегурочки в шоу «Заколдованная» в Большом Московском цирке. Озвучиванием занимались мои племянницы Ева и Эльза. У них более взрослые, поставленные голоса. Ева Запашная в 12 лет принимает участие как полноценная артистка в номере джигитов. Также они выходят в небольшом фрагменте с хулахупами в шоу «Страшная сила». И дочки, и племянницы уже проявляют себя, очень любят цирк и, я надеюсь, что в дальнейшем они станут по-настоящему высокопрофессиональными артистами.

В цирке, пожалуй, самая известная династия — это ваша. Фамилия Запашных знакома и семилетнему ребенку, и 80-летнему дедушке. А с другими цирковыми династиями вы общаетесь?

Возможно, Запашные действительно сейчас на слуху и в цирковой среде является самой узнаваемой фамилией. Наверное, это большая заслуга нас с братом. Но я уверен, что ценители циркового искусства в один ряд с Запашными поставят и Куклачевых, и Дуровых, Филатовых, Багдасаровых и многих-многих других представителей знаменитых династий. И одной из своих основных задач я считаю появление в нашем искусстве как можно большего количества узнаваемых имен и лиц, а это очень непросто.

Мы дружим с цирком Никулина, компанией «Росгосцирк», ведущими продюсерскими центрами Гии Эрадзе, Анатолия Сокола и Владислава Гончарова. Артур Багдасаров, заслуженный артист России, родился с моим братом Аскольдом в один день, и они каждый год наперегонки пытаются поздравить друг друга первыми. Я рад тому, что среди наших коллег-дрессировщиков на сегодняшний день нет никаких склок, зависти, и мы с большим удовольствием общаемся с Сергеем Нестеровым, Алисой Нестеровой, Владиславом Гончаровым, Натальей Губановой, Андреем Широкаловым, Людмилой Сурковой, Мартином Лейси, немецким дрессировщиком и многими другими артистами. И радостно, что новое поколение дрессировщиков очень часто делится друг с другом уже накопленным опытом, историями.

Творческие люди довольно суеверны. Какие приметы и традиции вы соблюдаете и чтите?

Я не суеверный от слова «совсем». Лет 15 назад сам себе сказал, что суеверия только мешают и отвлекают меня. Перестал кидать соль через левое плечо, бояться брать нож в левую руку, не обращаю внимания на чёрную кошку, которая перебегает мне дорогу. Однако уважаю приметы, которые являются общецирковыми. Из уважения к моим коллегам и истории цирка не сажусь спиной к манежу, не перебегаю дорогу артистам цирка, которые должны выйти на манеж.

Что пожелаете будущим артистам?

Будущим артистам я всегда желаю с уважением и вниманием относиться к тому, чем они уже пытаются заниматься. Цирк — это трудолюбивое искусство. Цирк — это травмоопасное искусство. Цирк — это искусство, которое требует постоянной концентрации, отдачи и самопожертвования. Это очень сложное, хоть и интересное искусство. Поэтому я всегда желаю здоровья, отсутствия травм, преодоления трудностей, которые обязательно будут на пути любого начинающего артиста. И чтобы творческие мечты, пусть и амбициозные, обязательно сбылись. Чтобы цирк принял вас, а вы навсегда впустили его в своё сердце.

Добавить комментарий