«Цирком надо жить и любить его!»


Эльман, вас до четырех лет воспитывала бабушка. Как с ней складывались отношения?

Вера Васильевна Филатова была ветераном Великой Отечественной войны. Отношения были отличными. Бабушка воспитывала меня как своего сына. Хоть я и хулиганил, практически на все мои выходки закрывала глаза. (Улыбается.)

Знаю, что у вас есть две сестры и младший брат. А было ли у вас беззаботное детство или всё время приходилось опекать близких?

У нас было беззаботное детство. Мы ни в чем не нуждались. У нас было всё, что нужно детям в то время.

Обычно дети так или иначе узнают о цирке в детстве. Помните ваше первое знакомство с манежем, работой артистов и животных?

Мой отец тренировал нас с самого детства. Всю школу советской акробатики мы получили от него, и сегодня всё, что мы делаем на манеже, показывая наш профессионализм, – это всё благодаря отцу. За это мы говорили и будем говорить спасибо.

Ваш отец — заслуженный артист России, мастер спорта по акробатике Рафик Закирович Алиев. Какие навыки он вам передал, чему научил и как это помогает сейчас вам на манеже?

В первый раз вышли на манеж аж в 1999 году. Тогда мы были ещё учениками в цирке. По-настоящему, по-взрослому мы вышли на манеж в 2003 году в составе номера «Акробаты на подкидной доске в стиле рок-н-ролл». Эмоции от выступления не передать словами.

Вот уже 35 лет ваша семья познает разные цирковые жанры, и вы не исключение. Какие жанры интересны именно вам?

В цирке я всю свою сознательную жизнь, поэтому мне удалось попробовать себя во многих цирковых жанрах. Так как наша семья специализируется на акробатике, соответственно, большинство жанров, которые я осваивал, были связаны с ней. Но мне нравятся номера с лошадьми, очень люблю этих животных. К сожалению, так и не удалось освоить джигитовку.

Сейчас вы работаете два номера — «Акробаты на подкидной доске» и «Воздушные гимнасты на бамбуке». Скажите, изменяются ли номера с течением времени и если да, то как?

Со временем номера меняются, при их доработке мы опираемся на потребности и реакцию зрителя. Улучшаем саму постановку, меняем музыку, усиливаем трюки.

Не секрет, что акробатика — непростой жанр. Получали ли вы травмы на репетициях или представлениях?

В цирковом искусстве без травм никак. Вывихи, ушибы, переломы, растяжения связок — часть цирковой жизни. От серьёзных травм артистов оберегает ежедневная подкачка. Стараемся следить за собой, держать форму максимально долго.

Зрители видят верхушку айсберга — хорошо отточенные трюки. А что скрывается условно под водой, о какой части работы зрители могут только догадываться?

Вся самая сложная работа происходит на репетициях. Зрители не догадываются, что от идеи до рождения полноценного циркового номера проходит много этапов. Подбираются музыкальные композиции (иногда даже пишутся), рисуются эскизы костюмов, разучиваются трюки, шьются костюмы. Далее всё собирается воедино и ещё не один раз редактируется.

Как правило, чем сложнее трюки, тем они зрелищнее. А какие самые трудные трюки исполняете вы?

Для меня каждый трюк по-своему сложный. Сейчас самый захватывающий и сложный — держать свою жену во вращении в зубах на высоте 16 метров.

Акробат должен быть полностью уверен как в себе, так и в коллегах. Поделитесь секретом, как достичь такого уровня доверия?

Максимальный уровень доверия к себе и партнерам приходит не сразу. Это кропотливая работа. Доверие приходит через годы тренировок.

В одном из номеров вы работаете вместе с супругой. Как выстраиваете с ней коммуникацию в жизни и в манеже?

Да, это номер «Воздушные гимнасты на бамбуке». На манеже мы партнёры. Рабочие моменты в дом не несём.

Ваш ребёнок планирует быть артистом, как папа или у неё пока другие мечты и планы?

Дочка любит цирк. Станет она артисткой цирка — время покажет. Сейчас она учится в школе, занимается танцами. Иногда пародирует артистов, чьи номера понравились больше всего.

Цирк — это и постоянные переезды, и тренировки. Но при этом сюда хочется возвращаться. Как думаете, с чем это связано?

Цирком надо жить и любить его! Я самый преданный фанат своего дела.

Добавить комментарий