Гия Эрадзе

«Я очень рад, что русский цирк был, есть и будет самым сильным цирком в мире!»

Гия, ваш легендарный «Королевский цирк» выступает под именем Гии Эрадзе. Это ваш творческий псевдоним?

Гия Эрадзе — моё сокращённое имя. По-грузински Георгий — это Гия, Гоша, Жора, можно по-разному трактовать, но меня называют именно Гия.

Вы начинали в цирке с работы в конном аттракционе «Джигиты Грузии». Как это произошло?

Я попал в национальный коллектив Грузии совершенно случайно в 11 лет. Мой первый педагог, человек, который меня привёл в цирк — народная артистка  Грузии Нана Мелкадзе, выступавшая в великом конном аттракционе «Джигиты Грузии». У неё я начинал работать конюхом, жил в цирке… И вот дорос до того, что теперь имею целый продюсерский центр «Королевский цирк». Тогда я совсем не ожидал, что она меня заметит и пригласит в цирк, хотя с детства мечтал там работать. Это стало для меня трамплином для будущей работы в цирке.

Вы подростком начали работать в цирке, продолжая учиться в школе. А как строился ваш будний день? Всё ли успевали?

То, что касается школы, я не успевал и, честно сказать, мне это было совершенно неинтересно. Хотелось побыстрее попасть в цирк на репетицию. Всё свободное время я проводил там, при первой возможности просто сбегал с уроков и мчался в цирк!

С 1990 года вы начали выступать в национальном грузинском коллективе в аттракционе «Интеркосмос». Интересное название. А что входило в программу?

Я не выступал в аттракционе «Интеркосмос», репетировал у заслуженного артиста Грузии Автандила Константиновича Перадзе. Это был легендарный воздушный аттракцион советского цирка — несколько человек в воздухе. Уникальный номер, который до сегодняшнего дня никто, к сожалению, не повторил, и он так и остался в истории советского цирка. В нём я репетировал, но мы так и не выпустились. Автандил Константинович создал мой первый номер в национальном коллективе Грузии «Любовь и голуби, балет и голуби». Это был очень красивый номер с артистами Большого театра, с которыми мы вместе работали в национальном коллективе Тбилисского цирка.

Ваша первая постановка — аттракцион с экзотическими животными «Жизнь фауны». Какие звери и птицы там участвовали?

 Вы знаете, очень много было разных птиц и животных, всё создавалось постепенно. Начинал я в цирке с лошадей в «Конных джигитах Грузии», а первый номер был с голубями. Потом у меня были всевозможные экзотические птицы, затем животные… Я постоянно развивал этот аттракцион и добавлял разных животных. И так длилось много лет. Когда он превратился из маленького аттракциона в «Жизнь фауны», мы даже заканчивали первое отделение в программе. После поехали на гастроли в Украину, какое-то время гастролировали там. А потом я уже начал создавать большое отделение. То есть, начинал с маленького номера, далее был аттракцион «Жизнь фауны», потом было отделение, а затем уже шоу «Пять континентов».

Легендарное шоу «Пять Континентов» зародилось в 2001 году. В чём главная задумка проекта?

Это на самом деле уникальный проект. Почему? Потому что в то время, когда мы его создавали с Геннадием Григорьевичем Гордиенко, великим продюсером циркового искусства, причём, не только циркового, но и эстрадного, это был синтез цирка, театра, мюзикла. Тогда практически ни у кого не было таких технических возможностей, как у нас в этом аттракционе. Лазерные приборы, уникальные костюмы, сплетение жанров. Роскошное, красивое мини-шоу, с которого всё начиналось.

Гастроли шоу проходили по всей стране, а также в Украине, Турции, Иране, Молдове, Казахстане, Белоруссии, Киргизии, Армении и сопровождались регулярными аншлагами. Сколько человек участвовало в программе? Кто-то помогал вам в организации гастрольных туров?

Я начинал свою жизнь в национальном коллективе Грузии ещё в Советском Союзе. Мы работали, в основном, в Баку, Ереване, постоянно в тбилисском цирке, гастролей больших не было. Потом поехали выступать в Украину. Но пришли тяжёлые времена, когда в Тбилиси не приезжали никакие цирковые коллективы, какое-то время мы не работали. Понял, что мне пора уезжать в Россию, в Москву, там я смогу создать то, что хочу, потому что в Грузии, к сожалению, сделать это было невозможно, из-за тяжёлого экономического положения цирк практически не работал, да, по сути, и не было цирка. Спустя годы тбилисский цирк выкупил известный российский и грузинский бизнесмен Бадри Патаркацишвили, который пригласил меня на гастроли, когда я уже был российским артистом с коллективом «Пять континентов». Мы приехали и отработали замечательные гастроли. Как сейчас помню, было 99 аншлагов, конная полиция дежурила на наших спектаклях, настолько был большой ажиотаж! Чартерным самолётом мы летели из Ростова в Тбилиси. Это было грандиозно! Именно он, Бадри Патаркацишвили, помог мне, я получил звание заслуженного артиста Грузии, а также одну из самых великих наград Грузии – обладатель национальной премии президента Грузии «Золотая Роза».

В какой момент возникла идея создания «Королевского цирка»?

Отработав какое-то время с продюсерами, я понял, что мне пора создавать свой продюсерский центр. И сегодня я являюсь художественным руководителем – главным режиссером продюсерского центра «Королевский цирк», который на данный момент имеет четыре коллектива и сотрудничает с компанией Росгосцирк. Все артисты числятся в штате Росгосцирка, мы их самые крупные партнёры.

Идея возникла в Нижнем Новгороде 11 лет тому назад. Мы отработали большое турне в Московском государственном цирке, создали новогодний спектакль «Синдбад-мореход» и поехали на гастроли в Нижний Новгород. Тогда там только открылся цирк, и мы были одной из первых программ — шоу «Пять континентов». К тому моменту мы уже создали «Королевский цирк». Так что Нижний Новгород для меня символичный и очень судьбоносный город. Я очень люблю этот цирк, в котором из «Пяти континентов» мы превратились в «Королевский цирк».

Мы развивались, добавлялись номера. Создали второй коллектив «Шоу Баронеты», потом ещё. Сегодня у нас их четыре: «Песчаная сказка» (сейчас в Нижнем Новгороде), «Королевский цирк», с ним мы готовимся на 10-й юбилейный фестиваль в Испанию, почти 40 артистов будут представлять здесь нашу страну и компанию Росгосцирк, шоу «Бурлеск», которое работает сейчас в Самаре и Омске, легендарное шоу «Пять континентов», 5 февраля начавшее гастроли в Сибири.

Ваши артисты являются победителями и призёрами многих фестивалей, среди которых V Всемирный фестиваль циркового искусства, Всероссийский фестиваль «Принцесса цирка», получают награды как «Лучший цирковой спектакль года». Как вы отбираете артистов, с которыми будете сотрудничать?

У меня проходит большой кастинг. Многие артисты — выпускники эстрадного циркового училища, я много лет сотрудничаю с ГУЦЭИ имени Румянцева-Карандаша и сижу в госкомиссии на выпускном экзамене. Очень много людей приходит из спорта, балета. Мы постоянно объявляем кастинги артистов и балета, и оригинального жанра. Практически 80 % номеров созданы на базе «Королевского цирка», так сказать, без отрыва от производства.

Практически на всех международных фестивалях представлены артисты Росгосцирка и «Королевского цирка Гии Эрадзе». Во многих фестивалях мира я участвую в качестве члена жюри, поэтому вижу и знаю, что происходит сегодня в мире, чётко отслеживаю все тенденции, ноу-хау, которые создаются и выпускаются. И очень рад, что в каждом фестивале наши артисты удостаиваются почётных наград. Для меня самая большая честь — «Золотой клоун» из Монте-Карло. Впервые за все годы существования фестиваля принцесса Монако приняла решение совместно с международным комитетом членов жюри дать «Золотого клоуна» коллективу «Королевского цирка». Я благодарен принцессе Стефании, что после этого фестиваля она меня лично пригласила в качестве режиссера на 45-й юбилейный фестиваль. Мы с Евгением Шевцовым — главным режиссёром Московского цирка Никулина на Цветном бульваре уже подготовили огромную программу для начала и финала фестиваля, который назначен на 2023 год. В ней будут участвовать 75 артистов «Королевского цирка» Российской государственной цирковой компании.  

А вообще, я благодарен судьбе, что у меня огромной коллектив единомышленников, который мне помогает в том, что я создаю. Есть такая пословица «Один в поле не воин», я всегда делаю всё вместе с командой и очень рад этому. В нашем центре потрясающий командный дух, мы любим цирк и относимся к своему делу очень профессионально.

«Королевский цирк Гии Эрадзе» — это цирковая площадка или нечто большее?

Это большая творческая база, «фабрика» по производству номеров, аттракционов, проектов. Целая цирковая индустрия. Огромный творческий «завод», который сотрудничает с государственной компанией Росгосцирк и на его базе делает великолепные цирковые номера. «Королевский цирк» — это целая империя, которая создана много лет тому назад и живёт по сегодняшний день.

2012 апрель.

Ежегодная церемония вручения цирковой премии «Шаривари»

Победители в номинации «Лучший цирковой спектакль года» шоу «Пять континентов». Награду я получил лично от режиссёра Романа Виктюка

В 2015 году «Королевский цирк» был официально объявлен «Лучшим цирковым шоу» по результатам голосования зрителей и международного жюри. Как вы встретили это известие?

Мы являемся обладателями международной цирковой премии «Мастер» в номинации «Лучшее цирковое шоу года», которую нам вручил В. И. Полунин.

 Обладатели золотой награды 5 Всемирного фестиваля циркового искусства,

Обладатели «Золотого клоуна» 43 -Международного циркового фестиваля в Монте-Карло.

Дважды удостаивались золотой награды и гран-при (2016 и 2019 гг.) Международного циркового фестиваля в Италии (Латина) у Фабио Монтико. Золотые призеры международных фестивалей Испании и Китая, обладатели золотой награды «Идол» московского фестиваля, «Золотого слона» в цирке Никулина на Цветном бульваре, «Золотого медведя» ижевского фестиваля… Очень много титулов имеют и коллектив, и наши номера. Поэтому для меня это большая честь.

В октябре 2016 года в Италии состоялся 18-й фестиваль «Латина», на котором вы выступили в качестве партнёров мероприятия. Какие идеи вы воплотили в процессе художественного оформления фестивальной площадки?

Я очень рад, что Фабио Монтико пригласил меня быть режиссёром этого фестиваля. Мы привезли большое количество российских артистов, которые покорили зрителей. И как раз на этом фестивале получили первое международное гран-при.

Был представлен настоящий русский цирк с русским национальным колоритом. Этому отвечали и декорации, и костюмы, которые всегда у нас уникальные. Привезли конный аттракцион «Русь», «Встречные качели» Филинова, очень серьёзный номер и один из лучших в нашей компании.

Я отдельно хочу отметить прекрасную работу Фабио Монтико по организации фестиваля, поблагодарить его за приглашение. И мы надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Вас часто приглашают в жюри цирковых конкурсов и фестивалей. На ваш взгляд, от чего зависит успешность шоу-программы?

Приглашают в жюри только профессионалов. Поэтому я счастлив, что международный комитет считает нужным привлекать меня в качестве члена жюри.

А то, что касается номеров — надо всегда отслеживать сегодняшний день, направление, эстетику и стилистку, и, конечно, создавать номера с качественными, сильными трюками, с хорошей современной постановкой, чтобы они были успешными. Свои номера мы оттачиваем со всех сторон: трюковая часть, костюмы, хореография, декорации. Всё должно быть на высшем уровне, потому что я всегда чётко понимаю, что любой номер, который я предложу на фестиваль, представляет и «Королевский цирк», и Росгосцирк, и, самое главное — Россию. Я очень рад, что русский цирк был, есть и будет самым сильным цирком в мире.

Как возникла идея совместить с цирковыми постановками эстрадный балет? Это и делает стиль ваших постановок уникальным. Расскажите, как сочетаются два различных вида эстрадного искусства? Как возникла такая идея?

Это синтез и сплетение жанров: эстрады, цирка и мюзикла. Идея возникла, когда мы создавали шоу «Пять континентов» с Геннадием Григорьевичем Гордиенко. У нас прекрасный балет, роскошный, лучший, не побоюсь этого слова, в цирке. Я очень трепетно отношусь к балету. Для меня артисты балета — не просто цирковой кордебалет, это полноценные артисты, которые работают со своими номерами. И вот за счёт профессиональных артистов балета и оригинального жанра, сильных цирковых трюков можно создавать современные номера, то, что мы как раз и делаем, и это кардинально отличает нас от всех остальных других программ.

В 2019 году вы представили Росгосцирк на главном цирковом фестивале мира в Монте-Карло, где получили главную награду конкурса — «Золотого клоуна». На ваш взгляд, вы сейчас достигли наивысшего уровня? Есть ли цели, к которым вы стремитесь?

Огромной честью для меня было представить артистов Российской государственной цирковой компании, большую труппу на международном фестивале в Монте-Карло, лучшем фестивале мира, и от принцессы Стефании, от принца получить высшую награду — «Золотого клоуна». И я никогда не буду останавливаться на достигнутом, пока во мне есть желание и силы создавать и творить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.