Илья и Юлия Хватковы
«Цирковым номером надо, несомненно, удивлять зрителя»
Илья, откуда ты родом?
Я родился в городе Себеж, там мой отец проходил военную службу. После его увольнения мы переехали в Пермь. У меня есть младший брат и старшая сестра, поэтому скучно никогда не было. Я не был любителем сидеть дома, но и отпетым сорванцом не считался. Как и многим детям, нравилось всё время где-то гулять. Мы лазали по деревьям, прыгали по крышам гаражей, катались с горок в полиэтиленовых пакетах.
С шести лет ты занимался в образцовом театре танца «Юность». Было интересно?
Очень. Учили не только танцевальному мастерству, но и занимались нашим морально-нравственным воспитанием. В коллективе была всесторонняя подготовка. Мы стояли у станка, били «дробушки» и учились «хлопушкам», осваивали элементы эстрадной хореографии. Наш театр танца известен в Перми и других городах, мы постоянно участвовали в различных конкурсах и концертах. Жизнь в «Юности» была очень насыщенной.
Во время учёбы ты увлёкся спортивным туризмом. У вас были туристские сборы?
Без сборов нет смысла заниматься туризмом. Сборы проходили, как правило, в тёплое время года и обычные школьные и краевые. Естественно, любые сборы — это соревнования. Наша команда имеет множество наград и через что порой приходилось проходить, чтобы их добыть. Один из самых запоминающихся моментов, когда после десятикилометрового забега с различными этапами я с двумя веревками по 40 метров, намокшими от водной переправы, финишировал километр в очень крутую горку и, пересекая финишную черту, просто упал и не хотел ничего делать, да и не мог.
В 16 лет тебя пригласили в шоу-балет Drive. Расскажи, как тебя заметили? Ты отличался в танцах?
Отличался ли я от других? Не знаю, об этом надо спросить у руководителей. В танцевальной жизни случалось всякое, было даже, что я не хотел ходить по разным причинам, и родители за руку меня водили на занятия. Но в какой-то момент что-то изменилось внутри, будто щелкнуло, мне стало нравиться. Я стал приходить на занятия пораньше и оставаться после с целью улучшения своего уровня. Во многих номерах я солировал. Когда меня позвали в шоу-балет, то попросили выучить пару номеров. Я включал диск с записью номеров и учил их, пока завтракал перед школой. Жизнь в шоу-балете была очень интересной, но, к сожалению, короткой. За четыре года мы дважды побывали на международных фестивалях в Оксфорде, объездили весь свой край, выступали вместе со звездами российской эстрады.
Несмотря на растущий уровень артиста, ты поступил в университет на специальность «конструктор авиационных двигателей». Почему?
Наши танцевальные руководители всегда говорили: «Танцы — это хобби». Но, несмотря на эти слова, требовали с нас не как с любителей. Конструкторское направление это то, что я люблю на самом деле. Мне интересно что-то мастерить, разбирать и придумывать. Если честно, то на момент поступления я вообще был в другой стране на фестивале, а документы подали за меня.
В универе ты участвовал в творческих мероприятиях, фестивалях. Какие проекты были самыми яркими и запоминающимися?
Для творческих студентов, наверное, самое главное мероприятие — это «Студенческая весна». За пять лет учёбы я пять раз выезжал на всероссийские этапы, дважды брали гран-при в номинации «Региональные программы» в Ульяновске и Владивостоке.
Самым запоминающимся был Владивосток. В нашей делегации было 25 человек, состав утвердили незадолго до вылета. Чтобы показать хорошую программу, нам надо было быстро вклиниваться в незнакомые номера и даже осваивать новые жанры. Из одиннадцати номеров программы я участвовал в семи. Время на переодевание минимально. Возможности передохнуть не было вообще. Все 45 минут на одном дыхании без права на усталость и ошибку.
Ещё во время учебы очень запомнился автобусный тур «КЭС-баскет», всероссийские соревнования по баскетболу среди школьников. Мы с ребятами делали прыг-шоу, забивали в баскетбольное кольцо с мини-трампа с элементами акробатики и групповых связок. За месяц мы проехали от Кирова до Назрани. Маленькая жизнь с кучей хороших воспоминаний.
В каких жанрах тебе удалось попробовать себя?
Во время учебы в универе нас с другом позвали в цирковой коллектив, нужны были ребята для номера в жанре «вольтиж». Тогда я познакомился с цирковым искусством. В короткое время мне было необходимо освоить воздушные полотна, так как основная часть коллектива уезжала в другой город, а меня попросили выступить на мероприятии. В течение пяти дней выходил на набережную, делал подвес между двух деревьев, вешал полотна и тренировался. Да, было тяжело и сложно, но оно того стоило. После премьеры на полотнах все были в восторге, в том числе и я. Основной упор в коллективе мы делали на воздушные номера и акробатику, поэтому были номера со скакалкой, надувной камерой от грузовика. Довелось даже делать вольностоящую лестницу. Правда, это не была лестница в классическом варианте, часть номера я исполнял в воздухе.
В 2019 году вы с женой Юлией приехали работать в «Ленинград Центр». Почему заинтересовались этим шоу-пространством?
Насколько мне известно, это шоу-пространство заинтересовалось Юлей. Я вообще служил в то время. Они с сестрой делали парный эквилибр, хороший, сильный и сложный номер. Как-то дома Юля сказала, что их с сестрой зовут на постоянную работу в «Ленинград Центр» и у меня есть возможность съездить на собеседование и, вероятно, устроиться на работу.
Сейчас вы с Юлией работаете над парным акробатическим номером. Чему уделяете наибольшее внимание?
Цирковым номером надо, несомненно, удивлять зрителя. Наибольшее внимание мы стараемся уделять не только сложности трюка, но и эстетике его выполнения. Трюк должен выглядеть легко и эффектно.
Вы вместе на работе. А в свободное время?
Свободного времени бывает не так много. Если это выходной среди недели, то мы занимаемся домашними делами. Если речь идет о нескольких днях, то мы с радостью уедем на отдых с байдаркой и палатками или в другой город. Нам нравится кататься на велосипедах и горных лыжах, бывать на конных прогулках.
Каких известных артистов ты бы рекомендовали взять как пример? Стоит ли ориентироваться на определённый «идеал»?
Встречный вопрос: почему известный артист стал известным? Я думаю, что не имеет значения, на кого ориентироваться. Если речь идет о цирковых артистах, то их популярность — результат труда и усердия, пренебрежения своим свободным временем в пользу тренировок и выступлений. У них можно поучиться упорству и вере в своё дело. А кто это, Узеир Новрузов или Павел Станкевич, не так важно.