Иоланта Страдомскайте

«Цирковое искусство в первую очередь надо любить и отдавать всё своё время этой профессии»

Иоланта Ионовна, история вашего рождения интересная для обычного человека и, пожалуй, неудивительная для артиста цирка. Вы родились на гастролях. С какой программой в то время выступали ваши родители?

Родилась я во Владивостоке (Приморский край), в Союзе Советских Социалистических Республик. Родители в то время работали в компании «Росгосцирк» и в очередной раз гастролировали. Папа был инспектором манежа, а мама находилась в декрете.

И, конечно же, всё ваше детство прошло на манеже. Чему вы научились в ранние годы?

Конечно! Я сделала свои первые самостоятельные шаги на манеже. Родители относились ко мне лояльно, но и бездельничать не давали. Обычные шпагаты и перевороты учила, стойки в руках у папы. Один раз полезла на мамину мачту высотой 11 метров, разревелась там наверху, страшно было. Ну а к 12 годам я уже определилась с жанром, с которым собиралась работать в цирке — игра с хула-хупами.

В 15 лет вы уже поехали на собственные гастроли в Японию. С каким номером?

Я поехала на гастроли в Японию сразу после 9-го класса с моим номером «Игра с хула-хупами». Ставить номер помогала мама, а там уже одна из хореографов сделала новую постановку.

На конкурсе цирковых школ в Бельгии вы завоевали серебро и приз детского жюри. В таких проектах могут участвовать исключительно ученики цирковых студий?

Да, только ученики и, как я их называю, любители циркового искусства. Очень часто из таких любителей и получаются настоящие артисты цирка. Ведь цирковое искусство в первую очередь надо любить и отдавать всё своё время этой профессии.

После обучения в ГУЦЭИ вы уехали в США на практику. В каких американских цирках вы выступали?

Я уехала немного раньше, чем получила диплом ГУЦЭИ. Уже после 3-го курса уехала на лето в США, работала в компании Cirque Dreams. Выступали в казино и театрах, но не в цирках. В шоу работала всё, что умела, а что не умела — тому научилась. (Улыбается.) Через год работы в США я переехала в Канаду, в Монреаль, работала там в Cirque Eloise.

Вы преподаёте воздушную гимнастику и жонглирование. Как пережили пандемию? Неужели обучали дистанционно?

Пандемия была для меня своего рода перезагрузкой. Первые пару дней я отоспалась, а потом начала вести тренировки онлайн в прямом эфире Instagram. Через три дня у меня было по 5 −7 индивидуальных уроков. А к концу пандемии я начала обучение, точнее повышение квалификации тренеров по воздушной гимнастике-акробатике. Конечно, тоже проводила онлайн.

Чему вы стараетесь уделять особое внимание в обучении артистов?

Технике безопасности! Дисциплина, терпение и моя любимая физическая подготовка. Когда есть всё это, то я могу быть спокойна за студента и доверять ему выполнять опасные трюки уже на высоте на круглом манеже.

Вы разработали программу повышения квалификации для тренеров и педагогов цирковых студий. Что нового и интересного можно узнать в плане подготовки юных артистов?

Эта программа даёт не только правильную технику исполнения трюков, но и психологический подход к ученику любого возраста и любой подготовки. Там подробно объясняется, как правильно поставить трюки в номере, какой подобрать образ и музыкальное сопровождение.

В качестве тренера вы участвовали в проектах «Я смогу» на телеканале Россия-1, «Без страховки» на Первом канале, «Синяя птица». В чём специфика подготовки телевизионных цирковых шоу?

Это просто другой мир. Там совсем иначе подходят к тренировкам твои подопечные, вот тут как раз и нужна психология. Исполнители совсем не подготовлены физически, у многих ещё куча проектов параллельно, съёмки в кино, репетиции в театрах. Просто берёшь и подстраиваешься под них — и всё получается. Всё, что репетировали в училище переносим на площадку, может, не всегда высоко. Много декораций. Но все всегда справлялись с поставленной задачей.

Кому бы вы точно рекомендовали поступить в ГУЦЭИ?

Тому, кто спит и видит себя артистом цирка. Главное — желание и артистизм, без этого будет тяжело.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.