Иван Шепельков
«Даже в магазинах я провожу больше времени, чем надо, потому что на многие вещи смотрю взглядом фокусника, пытаюсь сразу накидать идей»
Иван, вы увлеклись фокусами ещё в детстве. Помните первый трюк, который продемонстрировали друзьям?
В детстве много кто знал пару фокусов с картами, в основном математические или с запоминанием последней карты, которая потом помогает найти карту зрителя. И тогда я додумался до некрасивого способа, но рабочего для фокуса. Наверное, не стоит рассказывать, но сейчас это смешно. Мне пришла в голову мысль облизывать последнюю карту и накрывать ей карту зрителя. Тогда они слипались и можно было дать перемешать колоду зрителю, что делало фокус более «чистым», хотя именно таким он не являлся. После чего я легко находил карту зрителя. Больше карты не облизываю. Но теперь вы знаете, как сильно фокусники хотят удивить зрителя.
Вы не стали поступать в цирковое училище, Выбрали сначала путь актёра, а затем сомелье. Почему эти направления стали для вас важными?
Мысль о поступлении в театральное пришла лет в 14. Тогда я был плохо осведомлен о вузах, и почему-то не пришло в голову цирковое, так как и подумать не мог о том, что можно стать иллюзионистом. Сцена полюбилась ещё с детства, часто участвовал в школьных спектаклях, конкурсах чтецов, а позже ходил в театральную студию. Пока я долго поступал в театральный вуз, сестра работала в сфере вина и брала меня на разные выставки. Там я получил первые знания о вине и понял, что это очень интересная сфера и безграничная для изучения. Кстати, в фокусах так же. Со временем тоже начинал работать в вине, изучать его, а позже проводить лекции, дегустации и участвовать в выставках и форумах.
Интересно, что чуть позже вы соединили в одном шоу вино и иллюзионизм. С помощью чего ещё удаётся разнообразить программу?
Многие детали делают шоу интересным: музыка, шутки, как выглядит артист на сцене, какой у него реквизит, даже парфюм — часть шоу. Если фокусник достаёт конверт с предсказанием, то это должен быть красивый конверт. Всё должно быть стильным, с иголочки, чтобы не было ничего общего со стереотипным фокусником в цилиндре, так как это мешает развитию жанра. Сейчас у большинства моих коллег динамичные шоу. Иллюзионист за 20 минут даёт возможность зрителю испытать огромное количество эмоций: и страх, и смех, и удивление. Часто у иллюзиониста есть в программе сентиментальный номер, поэтому и слёзы не редкость.
Вы сам себе актёр, режиссёр, сценарист, фокусник и сомелье. Какие задачи нравится решать больше всего?
Как сомелье, конечно же, пить вино. А если серьёзно, то удовольствие получаю по чуть-чуть от каждого амплуа. В голове эти роли не разделяются, просто поток мыслей, что-то заинтересовало (вещь, музыка, чемодан, игрушка — всё, что угодно) и сразу думаешь, как внедрить это в шоу, есть ли тут место для шуток. Даже в магазинах я провожу больше времени, чем надо, потому что на многие вещи смотрю взглядом фокусника, пытаюсь сразу накидать идей.
Прежде чем определиться с направлением, вы попробовали немало форм. Какие-то элементы нашли отражение в вашей программе?
Да, безусловно. Сейчас моя основная программа — Wine&Magic Show. На мой взгляд, шоу улучшается постепенно и постоянно. Фокусы — это инструмент, который можно использовать по-разному и упаковать в неожиданные формы. Например, если хочется добавить остроты в мероприятие, то отлично подойдёт «фейсконтроль», уже популярный формат, где я встречаю гостей в образе охранника и достаю у них разные «запрещённые» предметы, о которых гости не догадывались. На последнем мероприятии организаторы заранее дали досье на каждого гостя, и я доставал у них предметы, которые были связаны с гостем (например, у беременных — малосольный огурец, а у вегетарианки — сосиски).
Прекрасно, когда наш жанр позволяет поиграться с формами и раздвинуть рамки.
Много раз вы посещали форумы по иллюзионизму. Что они могут дать уже состоявшимся профессионалам?
Я люблю эти форумы за вдохновение. Много лекций, в том числе зарубежные спикеры — чемпионы магических соревнований. Причём лекции очень разнообразны. Это может быть про пиротехнику и пожарную безопасность, как работать с детьми, прокачка личного бренда. Также на форумах всегда много общения, конкурсная программа и гала-шоу, а представители магазинов фокусов демонстрируют реквизит. Кстати, пользуясь случаем, хочу сказать спасибо Российской ассоциации иллюзионистов за форум в апреле.
Есть фокусники, работающие с животными. Как вы относитесь к этому? Планируете вытаскивать из шляпы кролика?
Кролика из шляпы точно нет, но в моей программе есть фокус с настоящей рыбкой. Я очень люблю животных, поэтому долго изучал этот момент, общался с аквариумистами, интересовался, как сделать так, чтобы рыбка чувствовала себя комфортно не только при работе, но и после. С животными покрупнее не работаю. Хочу отметить, что большинство иллюзионистов очень хорошо обращаются со своими пушистыми и пернатыми ассистентами. Также у нас есть практика отправлять животных на пенсию. У меня есть рыбка, которая больше не выступает. У неё свой большой аквариум и пенсия в виде корма каждый день.
На изучение одного фокуса может уйти несколько месяцев. А есть ли такие, которые пока не поддаются?
Да, есть элементы, которые до сих пор репетируются, и кроме жены их никто не видел. Есть моменты, которые я даже описать вам не смогу, не сохранив тайну. А есть то, что вроде уже получается, но надо пробовать на живом зрителе. Оставлю шифр для фокусников: 22-8 пик.
Есть ли мечта создать своё большое шоу на манеже или сцене? Что делаете для её воплощения?
Пожалуй, это мечта большинства иллюзионистов. Пока что начал с малого, провожу камерные шоу Wine&Magic Show по билетам. Шоу длится чуть больше двух часов, в нём я соединил дегустацию интересных вин и иллюзии. Конечно, хочется масштаба, как конечная цель — тур по городам. Пока всё изучаю, смотрю площадки, выписываю идеи, чтобы сделать уникальное шоу. Прислушиваюсь к ребятам, у которых уже получилось это воплотить, например, команда «Чуда! magic experience».
Как быть оригинальным и интересным, ярким артистом? Дайте, пожалуйста, совет молодым фокусникам.
Я бы посоветовал развивать насмотренность, причём важно это делать не только в своей сфере. Если молодой фокусник действительно любит то, чем он занимается, и получает удовольствие от эмоций зрителя, то развивать дисциплину, не останавливаться, не отступать и не сдаваться.