Михаил и Анастасия Клыковы — Филатовы

«Трюк может не получиться с первого раза, такое случается. Но артист ни за что не должен терять лицо»

Михаил и Анастасия, вы представители династии Филатовых-Клыковых. Кто был родоначальником цирковой традиции в вашей семье?

Династия Филатовых ведет свой отсчет с 1836 года. Именно в тот год было выдано разрешение губернатора Нижнего Новгорода на работу на рыночной площади Филату, поводырю с медведем, и его жене, служительнице у обезьян. Основоположник династии Иван Лазаревич Филатов, и именно он является родоначальником цирковых традиций в нашей семье. У прапрадеда было 13 детей, все они работали в цирке в разных жанрах: жокеи, корейские игры, гротеск-наездники и, конечно же, дрессура. Число 13 является счастливым для нашей семьи особенно потому, что Валентин Иванович Филатов, принесший мировую известность нашей династии, был 13-м ребёнком в семье».

Вспомните первый проект, с которым вы вышли на манеж. Как восприняли зрители ваш дебют? Как проходила подготовка к представлению?

Анастасия: Я могу сказать, что первым серьёзным был номер Язловских «Менестрели» — дрессура собачек, который к тому моменту был показан во всём мире. Я на время заменяла замечательную дрессировщицу Янину Язловскую. Хотя до этого я уже участвовала в шоу-балете, тут было совсем другое ощущение.

Михаил: Конечно же, мой первый серьёзный выход был в образе клоуна, мы начинали двумя репризами в представлении. И мне тогда показалось, что это был провал. От адреналина я не слышал и не видел зрителя. После представления ко мне подошли коллеги и сказали, что мы молодцы и всё у нас ещё впереди.

Михаил, вы и клоун и дрессировщик. Как возникла идея объединить два цирковых жанра?

Изначально я работал в клоунском дуэте и особо не задумывался о дрессуре. Но спустя какое-то время остался один, а опыта работы соло-коверным у меня ещё не было. И мои родители предложили мне попробовать себя в номере смешанная группа животных, где были пони, питоны, обезьяны, попугаи, собаки, медведи. Мне кажется, именно в этот момент я принял решение не уходить от образа клоуна и влился в номер как резонёр, помогая и ассистируя. Мне всегда нравилась клоунада, ведь она считается одним из сложнейших жанров, как и дрессура. Поэтому я решил соединить два этих направления, и, на мой взгляд, они отлично сочетаются.

Одна из ваших первых постановок — с кошками. В чём специфика работы с домашними питомцами на манеже?

Номер с кошками мне передали прекрасные артисты, дрессировщики Виктор и Лидия Вербенко, которые и объяснили мне специфику работы с питомцами. Поначалу было очень трудно, ведь никто из нашей семьи с ними раньше не выступал. Я проводил много времени рядом с кошками, чтобы понять их поведение и войти к ним в доверие. Самое главное в работе с ними — это твоё эмоциональное состояние во время репетиций и работы. Если они чувствуют любовь и доброту, то пойдут тебе навстречу. Ещё один из самых главных факторов это то, что они пугливые, и вводить их в спектакль нужно аккуратно и постепенно. Испугавшись зрителя, звука или света хотя бы один раз кошка может отказаться от дальнейших выступлений.

Удивить искушённого современного зрителя довольно сложно. Но вы привносите в свои номера новые стили. Какие приёмы позволяют впечатлить зрителя?

Цирк – это удивительная площадка для искусства. В нём есть свобода. И в цирк можно многое привнести из других сфер. Поэтому мы стараемся совмещать классические цирковые традиции с современными тенденциями, добавлять в программу смысловую, театральную историю, видеоряд, который идет параллельно с номерами. Постоянно совершенствуемся. Но всё же люди идут в цирк за положительными эмоциями, смехом! И самое главное — это показывать качественное, хорошо выстроенное представление для всей семьи.

Что вы думаете о харизме и энергетике артиста? Влияет ли она на успешность программы?

Это самое главное. Никто не хочет смотреть на угрюмые лица, на артистов, не отдающих свою энергию. Трюк может не получиться с первого раза, такое случается. Но артист ни за что не должен терять лицо. Это профессия идет от сердца, и зритель сразу заметит неискренность.

Как раскрыть в себе эти качества?

Наверно это просто опыт работы со зрителем, с каждым годом будет получаться всё лучше. А ещё не забывать про самоанализ, честность и не боятся нового. Быть смелым и просто пробовать.

Анастасия, вы не только дрессировщица, но и танцовщица шоу-балета. Как сочетаются эти два направления в вашей программе?

Скрытно. (Смеётся.) Поначалу вы не заметите меня среди артисток балета. Костюмы, грим, парики, шляпы делают нас очень похожими друг на друга. Но в заключительном номере представления с экзотической группой животных я уже совмещаю дрессуру и танцы с девочками. Так что там это часть моего образа. Пластика помогает не только в работе, но и в жизни. Всегда со мной.

Вы обучались трюкам у своих родителей или же придумывали их сами?

Безусловно, азы дрессуры передаются по наследству, это огромный опыт, накопленный поколениями. Но некоторые трюки рождаются сами собой. Нужно просто уметь наблюдать за малышами, они сами подскажут, что им по душе. Все животные с разными характерами, и это обязательно нужно учитывать. Но все же, что бы мы там не придумали от азбуки никуда не уйти.

В экзотик-шоу, артисткой которого вы являетесь, задействовано более 40 животных. Как организована совместная работа ваших воспитанников?

Если какие-то из животных должны стать партнерами, то нужно знакомить их маленькими. Сначала они должны просто играть друг с другом и не бояться. Малыши всегда сначала живут у нас дома и привыкают к нам, а потом мы уже потихоньку их знакомим со всем будущим коллективом. Часто бывает и так, что старички берут малышей под свое крылышко. Это очень помогает освоиться юным артистам.

Многие четвероногие и пернатые артисты живут в цирке на протяжении нескольких поколений их цирковой династии. А были ли у вас в детстве животные?

Конечно, у нас всегда были животные. Во-первых, в нашей семье всегда есть собачка, которая живет дома и выступает некой нянькой и для обезьянок, и маленьких медвежат, и для леопардиков. Сейчас у нас живет шпиц Кнопка. Она раньше тоже была участницей представления, но теперь «на пенсии», и ей очень удается роль няни.

Так же есть попугай, который работал ещё с нашим прадедом, потом бабушкой, родителями и теперь у нас. Ну вы понимаете, что репетировать птице точно не нужно. В отличие от нас. (Улыбается.)

Есть обезьяна Ваня, которому 34 года, и он совсем не хочет уходить на заслуженный отдых, верещит, как пожарная машина, если его не берут в работу. Так что он все ещё в седле! Джигитует на пони.

Одной из отличительных особенностей вашего совместного шоу является то, что манеж не отделён от зрителей сеткой. Номер с хищниками без сетки работает много лет. Что обеспечивает безопасность этой программы?

Безопасность нашей программы была разработана ещё нашим дедом заслуженным артистом Валерием Филатовым. Тут продумано всё с инженерной точки зрения: тяжесть тумб, длина поводков, даже вес артистов и животных важен, количество ассистентов. По тому времени это была весьма новаторская задумка, и за столько лет вполне оправдала себя.

Вы стали создателями шоу «Аливрувер» на базе знаменитого «Цирка зверей» им. Валентина Филатова. Расскажите, пожалуйста, про новый проект.

Нам хотелось уйти от стандартного циркового представления, но не потерять традиции и трюки. А также, чтобы наше представление было интересно смотреть и детям, и взрослым. Мы выстроили нашу программу так, чтобы в ней была идея, но она не перебивала смысл каждого номера. Обновили костюмы и реквизит, добавили немного современных деталей, свет, лазеры. Задумок ещё много, поэтому постоянно что-то добавляем. Мы поэтому и выбрали такое название «Аливрувер», что переводится как чтение пьесы с листа. У нас есть сценарий, но строго ему следовать очень уж скучно.

Ребята, вы молоды, талантливы и полны идей! Не секрет, что многие артисты были без выступлений в период карантина. Что поднимает настроение в это непростое время?

Весь карантин мы были в Астрахани. Занимались воспитанием маленьких, будущих артистов. Обновляли реквизит и перестраивали номер под выпуск новых трюков. Если говорить кратко, занимались творчеством. Так же в интернете было много разных культурных мероприятий в открытом доступе и онлайн-обучений. Так что еще мы вдохновлялись.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *