Ксения Филиппова

«Папа не хотел делать из меня классическую клоунессу с красным носом»


Ксения, ваш папа Демьян Вдовчук работает клоуном. Так что можно сказать, что вы в цирке с пелёнок… Какова она, жизнь циркового ребенка?

В детстве, так получилось, я много времени проводила у бабушки. Училась в школе, занималась гимнастикой (на любительском уровне), плаванием и, конечно, танцами. Но на каникулах я ездила с родителями на гастроли.

Самое яркое впечатление из детства… Пожалуй, балет. Балерины были такие красивые. Блестящие костюмы, красивый свет. Девочки из балета казались идеалом красоты, нежности, пластики. Мне очень хотелось быть такой же. Мы с подругой поднимались на последний ряд и повторяли танцы. Эх, как же это было по-детски наивно и мило.

А первый свой выход на манеж помните?

Этот вопрос заставил меня задуматься. Я помню свой первый официальный выход на манеж, было волнительно, но интересно. Это произошло в Брянске, готовились мы примерно месяца два. Я боялась сделать что-то не так. Всё выполняла, как говорил папа, а потом при просмотре корректировали Виталий Филиппович и Любовь Васильевна Воробьёвы.

Папа — ваш главный учитель. Именно с ним в 2010 году вы начали выступать в клоунском дуэте (сейчас это дуэт «Демьян-Чика»). Расскажите про вашу совместную работу.

Так как репертуар уже был придуман, моей задачей было стать временной заменой второго клоуна. Но там был мужчина, а я девочка, да и папа не хотел делать из меня классическую клоунессу с красным носом. Было принято решение: Демьян смешит, а Ксеня — красивое дополнение и помощник. Мне эта идея понравилась… Мне было важно, что я красивая. (Смеётся.)

Чему вас учили тогда?

Помню слова Любовь Васильевны: «Что бы на манеже не происходило, главное — выходить из ситуации красиво. Ты в первую очередь артистка и должна нести это звание гордо». Папа учил не подаваться панике и быстро принимать решения. Когда у нас что-то идёт не по плану, моя задача ему помогать. Быстро придумать, что можно сделать, принести дополнительный реквизит и подать ему идею. Главное — внимательно следить за партнёром и чувствовать друг друга.

Есть у вас любимый номер?

Любимый номер невозможно выбрать. Я просто люблю манеж, люблю зрителя. Мне кажется, это важно. И тогда, чтобы ты ни делал, всем будет казаться, что это легко.

Бывает ли, что зрители не смеются? Что тогда делаете?

Это страшная ситуация. Большое спасибо судьбе, мой партнёр большой профессионал, и вместе мы уже принимаем решение. Всё зависит от ситуации.

А есть ли какие-то шутки, которые поймут только другие артисты цирка?

Да, есть шутки, понятные только для нашего коллектива. Раньше на «зелёнке» (так называется заключительное представление в гастрольном городе) все шутили друг над другом. Но это нужно делать с умом, чтобы не навредить артисту и его номеру, а просто пошутить. Силовому жонглёру вместо гири вынести воздушный шарик и другие безобидные шутки. Сейчас эта традиция ушла, но это было очень весело.

С 2010 года вы также танцуете в балете под руководством народного артиста России Виталия Воробьева. И спустя два года отправились на 36-й международный фестиваль циркового искусства в Монте-Карло. Чем запомнился фестиваль?

Это была сказка, и там было интересно всё. Монте-Карло, яхты, машины, пальмы… Фантастика! Но меня быстро вернули на землю. И началось … Много артистов, мало времени, ночные репетиции, переживания. И — барабанная дробь — сам фестиваль. И в первый день случается самое страшное: звукооператор перепутал всю музыку. И тут в голове голос Любови Васильевны: «Главное — красиво выйти из ситуации. Ты — артистка». У нас коллектив был очень дружный и сработанный, мы понимали друг друга с полуслова. Сейчас не помню, кто крикнул: «Плечики», и мы, как одна, синхронно и красиво это выполняли. Было и волнительно, и смешно, переживали. На второй день отработали уже хорошо, но это, наверное, самое яркое впечатление.

Несмотря на то, что вы уже успешно выступали на манеже, вы отучились в Волгоградской государственной академии физической культуры и спорта на специальности «Спортивный менеджер». За плечами бакалавриат и магистратура. Почему выбрали иную специальность? Продолжали ли вы работать в цирке во время обучения? Как удавалось совмещать? И почему всё-таки в итоге остались в цирке?

Академия для меня — другой мир. Совершенно новая и интересная история. Выбрать вуз помогла мне мама. Там учились многие мои родные люди и решили не прерывать традицию. Дедушка — футболист, мама — легкоатлет, а я — менеджер с избранным видом спорта.

Совмещать учёбу с работой было непросто, но мы справились. Иногда брала учебный отпуск, иногда ездила сдавать экзамены в свои переезды между гастролями. Училась, конечно, заочно, потому что цирковой мир мне тоже был очень интересен.

В академии многому научилась. Когда работаем в коллективе, мы только артисты, а был период работы в «солянках» (так называется временный сборный коллектив) и в этом случае нам приходится решать многие вопросы. И полученные знания помогают.

А вообще, высшее образование необходимо мне для дальнейшего развития. Кто знает, что будет завтра. Может, стану директором цирка. (Смеётся.)

Ваш муж эквилибрист-жонглёр Родион Шиян. Как вы познакомились?

С Родионом мы познакомились в коллективе народного артиста России В. Ф. Воробьева. Работали, общались. Он начал проявлять внимание, ухаживать. Вначале это было просто интересно. Встречал меня из школы, приглашал в кино, дарил цветы… Эх, романтика. Мы очень много общались, но самое главное — он меня слушал и слышал.

Сейчас вы работаете вместе. Расскажите, пожалуйста, в каком номере? Придумывали его вместе?

Да, сейчас мы работаем в одном коллективе, в номере «Гамаюны». Раньше это были групповые жонглёры на вольностоящих лестницах. К огромному сожалению, ребята по разным причинам разошлись, а номер остался. Недолго думая, решили сделать соло-номер.

Мне жонглирование совершенно не даётся. Жонглёры очень спокойные люди, а я эмоциональная, и это очень мешает в этом жанре. Придумывали номер вместе.

Вы вместе и на работе, и дома. Не устаете друг от друга?

Действительно, мы всегда вместе, если быть точнее, в одном помещении. Это непросто, но мы же общаемся с другими людьми, ходим в гости, например. Наша семья, в принципе, другой жизни и не знает, но всё хорошо, мы не устаем друг от друга.

Считается, что клоуны в жизни на самом деле серьёзные либо раздражительные люди. А вы?

Папа по жизни весельчак. Вечно куда-то бежит и что-то делает. Если никуда не бежит, значит он спит. (Смеётся.) Я по жизни очень ответственная, иногда это даже слишком, но «такою уж она была…». Мне вечно нужно что-то контролировать или делать. Нет работы, значит домашние дела или хобби.

В один переломный момент в жизни я стала смотреть на всё с позитивной точки зрения. Так сказать, искать плюсы для себя в любой ситуации, и это правда помогает поддерживать настроение. И ещё мечтать. Мечтать о лучшем и стараться это воплотить.

Что помогает всегда быть в форме?

Когда на работе бывают трудные моменты, нет настроения, плохое самочувствие — нужно просто включиться и работать. Манеж лечит, ты выходишь и забываешь про всё. Вообще, наша работа дарит лучи добра, а взамен мы получаем улыбки и аплодисменты. Да, наверное, это и помогает и в работе, и в жизни.

1 комментарий для “Ксения Филиппова

Добавить комментарий