«У меня учились студенты со всего мира»

Лариса Дмитриевна, по профессии вы педагог-балетмейстер. С артистами каких жанров вы работали?

Я не только педагог-балетмейстер, но и педагог-хореограф. С кем только не работала в течение всей своей жизни: и с гимнастами, и с акробатами, и с эквилибристами, всех и не перечислишь.

Вы преподаёте в ГУЦЭИ с 1963 года. Почему выбрали цирковое направление, а не танец или балет?

В 1963 году я окончила Государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС). По распределению Министерства культуры СССР была направлена как педагог-хореограф в Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева (Карандаша), хотя меня и в ГИТИСе оставить хотели.

Я здесь работала, будучи еще студенткой, тогда директором был А. М. Волошин, ставила номер на проволоке как балетмейстер. Ребята с ним заняли потом первое место.

Ну, а в настоящее время являюсь преподавателем-методистом по хореографии и председателем цикловой комиссии. Заслуженный работник культуры РСФСР, награждена Почетной грамотой Министерства культуры СССР, медалью «Ветеран труда», значком «За отличную работу», Почетной грамотой за подготовку руководителей самодеятельных коллективов профсоюзов (МГСПС и ГИТТИС), медалью «К 50-летию образования МНР», медалью «Меценаты столетия», Почетным знаком «За заслуги в развитии российского цирка». Также есть Почетные грамоты и благодарности училища, благодарность Росгосцирка.

Как хореограф-постановщик вы принимаете участие в оформлении и постановке учебных и выпускных номеров циркового училища. С кем легче работать: с начинающими или опытными артистами?

Я не просто номера оформляю — я даю школу. Без школы не может быть ни одного номера. Это очень важно!

Разумеется, с опытными артистами легче иметь дело! Потому что у них уже есть навыки, артистизм, трюковая часть. Но я работаю и с начинающими — студентами 4-го курса. Я им оформляю номера с подбором музыкального оформления, где трюковая часть вливается в хореографические элементы.

Были ли среди ваших выпусков известные артисты?

Конечно. У меня учились студенты со всего мира. Очень много было ребят из Швеции, Америки, Дании, Кубы, Монголии. За монгольских студентов я получила звание и медаль к 50-летию Монголии. Все помнят меня, поздравляют до сих пор, вот так!

Как чаще всего складывается судьба выпускников циркового училища? Все ли идут работать на манеж?

Везде работают. И в театре, и в цирке. Очень многие выступают в ведущих цирках страны — Большой московский цирк, цирк Никулина, в цирке Cirque du Soleil и в мюзик-холле.

Вы председатель и член жюри на фестивале Российского циркового искусства. Какие номера, представленные на фестивале, больше всего запоминаются или удивляют?

Больше всего отмечаю гимнастов, акробатов и эквилибристов. Потому что их трюковая часть связана с хореографией и музыкой. Профессиональный взгляд.

За последние 55 лет вы подготовили хореографическое оформление многих номеров, которые стали очень успешными. Как происходит работа над оформлением? Что представляет собой хореографическое оформление номера?

В номере органично сливаются трюковая часть, музыка и хореография. Мы соединяем трюки с хореографическими элементами. Смотрим, что может студент, что ему ближе и понимаем, в каком стиле будем делать номер, в классическом, народном, народно-сценическом или современном.

Лариса Дмитриевна, вы член приёмной комиссии ГУЦЭИ. Какие качества абитуриентов вы оцениваете на вступительных испытаниях?

Внешние данные артиста, подъем, шаг, пластичность.

Что значит для вас работа с цирковыми студентами?

Я работаю более 50 лет, регулярно провожу уроки и мастер-классы у всех курсов, передаю ребятам школу. У меня огромный опыт, мне есть, чему научить и что сказать. Я очень люблю свою работу.

Какое напутствие вы дадите будущему студенту ГУЦЭИ?

Я всегда говорила и сейчас говорю своим ребятам: свою работу нужно любить! Нужно стараться и много трудиться, тогда всё получится в любом жанре.

2 комментария для “Лариса Кузнецова

Добавить комментарий