Максим Веретенников

«Никогда не говорю, что цирк это моя работа, мой второй дом. Для меня манеж это место, где я могу самовыражаться»


Максим, вы с детства занимались творчеством: рисовали, лепили из глины, играли в театральном кружке. С чего началось увлечение цирковым искусством?

Моё увлечение началось, как и у большинства артистов, с цирковой студии. И в неё попал совершенно случайно. Я был очень активным ребёнком, мне всё время хотелось бегать, прыгать, танцевать, петь, одним словом, не мог усидеть на одном месте. Посещал различные кружки, но практически везде понимал, что это не то, что мне нужно. Мама всегда хотела, чтобы я занимался бальными танцами, был пластичным. Она и привела меня в местный Дом культуры, в кружок бальных танцев. После третьего занятия решили зайти в цирковую студию. После первой тренировки тренер Александр Николаевич Грачёв задал маме лишь один вопрос: «Где он у вас до этого занимался, откуда у него столько данных?». Она ответила, что ничем подобным раньше не занимались. Александр Николаевич сразу увидел мой потенциал и сказал, что забирает меня к себе. Так я в 9 лет и попал в Образцовый цирковой коллектив «Трюкач».

В цирковых студиях детей постепенно превращают в артистов. Как строились занятия?

Дисциплина была строгой. Каждое занятие начиналось с бега, разминки и растяжки. Затем мы приступали к освоению различных цирковых жанров, разбивались на группы и занимались жонглированием, акробатикой, эквилибристикой и гимнастикой. Одна тренировка длилась два часа, занимались три раза в неделю, однако мне этого было мало. Иногда я оставался на дополнительные репетиции, а когда наступали школьные каникулы, приходил в репетиционный зал в десять утра и уходил только в семь часов вечера. Я хотел научиться всему и сразу. Работал в жанрах жонглирование, эквилибр на моноциклах, воздушная гимнастика на бамбуке и полотнах, диаболо и даже хулахупы. Ездили на различные фестивали и конкурсы, завоёвывали призовые места. И кстати, мой дебют на сцене случился именно на конкурсе «Как стать звездой» в 2012 году. Александр Николаевич всегда будет для нас как второй папа. Он прививал нам любовь к цирку с самого детства, передавал свои знания и умения в цирковом искусстве с самых азов.

Интересно, что ещё в юности вы попали в манеж сочинского цирка. Какие впечатления он тогда на вас произвёл?

В 2016 году, как участнику фестиваля циркового искусства «Мастерок» в Сочи, мне посчастливилось впервые побывать на манеже большого цирка в качестве артиста на открытии премии «Мастер». Впечатления были потрясающие: огромный зал, громкие аплодисменты, свет софитов, множество зрителей. Стоишь на таком манеже, и тебя переполняют эмоции. Я мечтал об этом. Всегда было интересно, как устроено закулисье больших цирков. Что происходит во время представления, чего обычный зритель попросту не видит. Всё это было для меня новым, неизведанным, но потрясающим.

Неудивительно, что вы поступили в ГУЦЭИ. Чем запомнились годы учёбы? Как давалось обучение?

Поступление в ГУЦЭИ было значимым для меня событием, можно сказать, даже целью на тот момент. Когда началась учёба, я понял, что уровень репетиций и тренировок значительно отличается от цирковых студий. Самым сложным и запоминающимся для меня был первый курс. Новый город, иной ритм жизни, множество новых знакомств в цирковой сфере, ну и, конечно, усиленная нагрузка на специализациях. Нелегко давались акробатика и эквилибр. Именно над этими жанрами пришлось попотеть вдвойне. Очень любил уроки хореографии и мастерства актёра.

Учёба проходила очень интересно и познавательно для меня. Задачей было научиться новому, принять опыт и знания от педагогов и хорошо сдать экзамены. Именно так и произошло. Бывая в Москве, мы всегда стараемся найти время, чтобы посетить училище, увидеться с любимыми педагогами, с которыми поддерживаем связь и после окончания училища. Также во время учёбы я впервые побывал в Большом московском цирке братьев Запашных и цирке Никулина на Цветном бульваре, посещал различные шоу, которые очень вдохновляли и мотивировали меня.

Уже после первого курса вы с девушкой решили создать парный номер, объединяющий гимнастику, акробатику и жонглирование в воздухе. Чем оказались интересны именно эти жанры?

Жонглирование — это жанр, который можно совместить практически с любым другим жанром циркового искусства. Он очень древний и сложный. Мне очень нравится создавать и видеть номера, непохожие на остальные. Они становятся уникальными. И нам очень хотелось создать и показать зрителям что-то интересное, запоминающееся и при этом рассказывающее романтическую историю, передать атмосферу Франции, французских мимов. Режиссёр номера Наталья Высоцкая создала прекрасную историю. Парень опаздывает на свидание к своей возлюбленной, она ждёт его в парке на лавочке. В попытках извиниться он пытается увлечь её интересной игрой с булавами. Потом появляются воздушные качели… Зрителя нужно зацепить, держа его, скажем так, в небольшом напряжении, чтобы было интересно досмотреть и узнать: а что будет дальше происходить? Как же развернутся дальнейшие события в номере? На выпускных спектаклях мы слышали аплодисменты, комплименты нашему номеру, зрители принимали нас очень хорошо, и в такие моменты понимаешь, что всё было не зря. Получаешь удовлетворение и наслаждение от проделанной работы.

Вы трудились под руководством мастера Любови Кирилловой. Чему научились, какой опыт переняли у педагога?

Мы были очень рады попасть действительно к настоящему профессионалу. Любовь Алексеевна была не только нашим педагогом и наставником, но и человеком, который поддерживал и мотивировал на создание новых интересных элементов, комбинаций и трюков для нашего номера. Каждая репетиция была продуктивной. Благодаря её идеям номер получился действительно интересным и одновременно сложным в исполнении. Одну фразу, которую она сказала, я запомнил навсегда: «Когда я стояла за кулисами, я так же, как и вы, очень переживала. У меня потели ладошки, но как только они раскрывались, все переживания оставались позади, я получала удовольствие от того, что делаю». Именно эти слова очень часто крутятся в моей голове перед выходом в манеж. Самому главному она нас и научила, а именно — быть артистами!

После выпуска вы попали в «Королевский цирк Гии Эрадзе». Как думаете, это счастливая случайность или результат упорного труда?

Георгий Гиулевич Эрадзе пригласил нас на работу в его шоу на выпускных спектаклях. Согласились, не раздумывая! Были очень рады стать частью этой королевской семьи.

Думаю, что это не счастливая случайность всё же, а результат упорного труда и наших стараний. Намерения сделать интересный номер привели именно к этому. И сейчас мы работаем в лучшем шоу страны!

Вы работаете в номере «Дворцовые забавы». Расскажите, пожалуйста, о нём нашим читателям.

Номер «Дворцовые забавы», под руководством Халиля Сафаргалина уникальный, а название номера говорит само за себя. Королевские жонглёры, шуты, клоуны забавляются, играя со светящимися булавами и показывая зрителю всю красоту, сложность и оригинальность этого номера. Это номер, который совмещает в себе жонглирование, акробатику и элементы клоунады. Вы когда-нибудь видели, чтобы в манеже стояла карусель, на которой 15 человек одновременно жонглируют 60-ю булавами. Когда впервые увидел всё это вживую, был просто поражён. И быть частью этого номера доставляет огромное удовольствие.

А хотели бы вы попробовать свои силы в другом номере этого же шоу?

Конечно. Хочется развиваться и в других направлениях, в других жанрах. Есть некоторые задумки, планы и цели, но пока об этом говорить не буду, дабы не раскрывать все карты.

Что для вас сейчас значит цирк?

Цирк — это не просто часть моей жизни, это вся моя жизнь! Я не представляю себя без этого искусства. Никогда не говорю, что цирк это моя работа, мой второй дом. Для меня манеж это место, где я могу самовыражаться. Когда зритель аплодирует стоя, ты видишь счастливые лица, восторженные взгляды, слёзы счастья от увиденного, всё это пробирает до мурашек. И после окончания шоу уходишь домой с чувством творческого удовлетворения и огромной мотивацией для новых достижений.

Добавить комментарий