Маргарита Мальцева-Звягина

«Возможно, уже в два года я чувствовала душой, что лошади — это мои животные»

Маргарита, вы потомственная артистка цирка в третьем поколении. Расскажите о своей династии.

Мой дедушка был кузнецом. Познакомился с цирковыми артистами и уехал с номером воздушных гимнастов, в котором выступал клоуном, делал смешные каскады… Позже ему передали этот номер. Потом встретился с моей бабушкой, они работали вместе и полёт с батутом по наследству перешёл их сыну — моему отцу Александру Леонтьевичу Звягину. Их зрелищный и сильный номер получил огромное количество наград, очень много работал заграницей. Мой папа повидал весь мир. Но и без серьёзных травм в его карьере тоже не обошлось, шла речь даже об ампутации ноги, но всё обошлось.

Папа с детства прививал мне все законы цирка, работая уже инспектором манежа. Не разрешал мне смотреть представление ниже третьего ряда, поскольку мы, цирковые, любили поболтать и в телефоне полазить. Для меня он остаётся примером и гордостью. Работники цирка его уважали, он был строг, но всегда мог классно шуткануть.

Я не сменила фамилию, выйдя замуж, потому что очень люблю своего папу и нашу династию.

Как прошло ваше детство?

В цирке, на конюшне. Потрясающее, насыщенное, весёлое и доброе детство среди животных, попкорна, закулисной части, в окружении талантливых артистов. (Улыбается.) Мне нравилось переезжать, смотреть новые программы, есть попкорн, вату и мороженое. Учиться азам акробатики, с друзьями тянуть шпагаты и общаться с животными. Это именно то детство, которое я бы ни на какое другое не променяла.

В цирке огромное количество животных, почему вы отдали своё сердце именно лошадям?

Я не знаю ответ на этот вопрос… Люблю всех животных, но ещё в несознательном возрасте меня могли найти только на конюшне. До сих пор оттуда не вылезла и не планирую расставаться с лошадьми, даже если карьера в цирке по какой-то причине закончится. Это самая искренняя и верная любовь, безграничная, как и любовь к детям. Магия и тяга. Это не объяснить. Возможно, уже в два года я чувствовала душой, что лошади — это мои животные. (Улыбается.)

Ваш любимый жанр «джигитовка». Сказалось влияние того, что с девяти лет вы росли в мужском коллективе джигитов?

Трудно сказать. Ведь я много у кого училась за годы в цирке, мне интересны любые жанры с лошадьми. Просто вполне возможно, мой темперамент оказался близок к этому горячему жанру, этим ощущениям, эмоциональности. Я всегда любила быть единственной девочкой в коллективе, своим «пацаном» тоже. (Смеётся.)

С будущим мужем вас тоже свела джигитовка. Работая вместе, вы побывали на трёх фестивалях, где получили золото. Какие конкурсы принесли высшие награды, в каких ещё хотели бы принять участие?

Мы участвовали в цирке на Цветном бульваре в качестве жокеев-наездников. Далее посетили фестиваль в Испании, там демонстрировали два жанра — жокеи и джигитовка, как и на фестивале в Италии. Я хотела бы показать на любом из фестивалей наш номер с Найлисом, в свободе на кордео, дрессура. Сейчас людям очень нравится видеть взаимоотношения человека и лошади без дополнительной амуниции, как лошадь сама с удовольствием взаимодействует с человеком, понимает его без принуждения и какого-либо давления, особенно модно за рубежом.

Не могу сказать, на какой фестиваль я ещё хочу, поскольку ощущаю волнение уже при одной мысли о фестивале. Сначала нам нужно влиться в работу. (Улыбается.)

Вы исполнили свою мечту и приобрели лошадь. По каким критериям выбирали животное?

Эта история не про расчёт, а про слияние душ… Мы дистанционно выбрали коня, который, как нам казалось, подходил под задумку нашего номера, очень нравился по фото и видео. Приехали смотреть, но он оказался слишком «компактным», по номеру не сложилось бы. Пошли смотреть в табун других лошадей, приглянулись несколько, и один из них через всех лошадей протиснулся ко мне. Не знаю, что меня зацепило в нём, возможно, желание контакта, взгляд или что-то ещё. Я выбирала, исходя из родословной, возраста, масти, комплекции. Он не подходил, и Жене не понравился, но меня зацепил. Я прогнозировала, каким он будет через некоторое время, если мы его возьмём. Но всё равно это был большой риск, и номер мог бы не получиться, если конь не наберёт нужную массу и не окрепнет. Мы думали несколько дней… Женя доверился моему чутью и теперь не то что не жалеет, а наоборот, поражён насколько я попала в цель.

Не буду лукавить, нюансы есть, не всё гладко, но во многом превзошёл ожидания. Этот конь — моя душа, моя первая лошадь, моя мечта.

Вместе с супругом вы создали номер «Жокеи на лошадях». Вашим учителем был заслуженный артист РФ Яков Экк. Кроме обучения самому жанру, какой главный урок вы получили от Мастера?

Уроков много. Яков очень внимателен как руководитель к артистам и лошадям, с огромным опытом. Работая у него, мы увидели, как важно искать причину в первую очередь в себе, а не в лошади. Необходимо понимать, почему конь работать не хочет или противится, вполне возможно этот дискомфорт от седла или потянул мышцу, что-то мешает и т. д, а не думать, что лошадь делает назло.

«Курочка по зёрнышку клюёт» — эта фраза тоже живёт со мной по сей день в любом направлении работы с лошадьми и с нашими трюками. Я долго могу продолжать. (Улыбается.) Это был ценнейший опыт, без него мы не смогли бы достигнуть того, что имеем.

У вас два жеребца — Найлис и Тор. Какие у них характеры, привычки, дружны ли между собой?

Они особенные оба. Разные и схожие одновременно. Они кровные родственники, в цирке такое бывает редко, Тор — племянник Найлиса. Вредничают, любят работать, у каждого есть любимые трюки и не очень. Между собой у них периодически намечаются жёсткие бои, которые мы моментально пресекаем. Но при этом они привязаны друг к другу, я такой связи не видела между другими лошадьми. Они как братья, Найлис старший, а Тор младший, но младший иногда хочет взять верх. Одного уводишь купать или в леваду, оставшийся орёт без остановки, потерял. (Смеётся.)

Найлис не только цирковой артист, но и художник. Что положило начало «живописи»? Какие ещё необычные способности есть у ваших подопечных?

Найлис по натуре «за любой кипеш, кроме голодовки». (Смеётся.) Нам скучно постоянно делать одно и то же. Я стремлюсь к тому, чтобы мы могли удивить нашими талантами, не стояли на месте. У моей подруги Тани возникла идея рисования, предложила нам попробовать, мы в течение недели освоили этот навык. Найлис рисовал на настоящих подковах и холстах, с этим умением попал в газеты, «давал интервью» на двух телеканалах и нарисовал холст известному телеведущему. Процесс этот всегда весёлый, картины получаются особенными. (Улыбается.)

На поздних сроках беременности вы делали трогательные фотосессии с участием Найлиса и Тора. На фотографиях видна нежность со стороны животных и полное доверие с вашей. Как проходили съёмки? Как вы думаете, лошади понимали, чувствовали ваше положение?

Не понимали и не чувствовали. Даже если на гормональном уровне, чуя запахи, они и чувствовали изменения, то не понимали, что с этим делать, что нужно быть осторожнее.

Я Найлису доверяла по полной. Тор немного грубый парень, с ним держала определённую дистанцию, поскольку чувство ответственности за малышку было огромнейшее, рисковать я не хотела, ведь бывают просто неосторожные случайности…

Я с ними работала до самого роддома, меня это держало в тонусе, без этих эмоций и движения из дома бы не выкатывалась. (Смеётся.)

В сентябре прошлого года вы стали мамой. Аврора уже общается с Найлисом и Тором? Как они реагируют друг на друга?

Общается с трёх месяцев. Уже получила несколько поцелуев от Найлиса. Если просыпается во время репетиции, просится сесть на Тора. Довольная. На лошадей смотрит с изумлением. Лошади её осторожно обнюхивают, интересуются маленьким человечком. (Улыбается.)

Как удаётся совмещать заботы молодой мамы с репетициями в цирке?

Отлично! Сложно со временем, забот сильно прибавилось… Но самое главное — времени хватает на всех. Женя помогает, остаётся с дочкой, а я хожу купать лошадей, все вместе мы гуляем во дворе.

Построили режим так, чтобы Аврора на репетиции спала, а мы трудились. Часто хочется самим спать, но энергия черпается из любимого дела, желания работать и держать уровень.

Совсем недавно вы окончили курс конной фотографии. Как проходило обучение? Что было самым интересным?

Интересным было узнавать то, чего я ещё не знала, потом применять на практике и видеть крутой результат. Понять насколько больше разнообразных возможностей. Было сложно в некоторых моментах, у меня не получалось, я психовала и даже плакала. (Улыбается.) Обучение шло онлайн. До этого я проходила мастер-классы и консультации по фотографии и обработке.

Вы снимаете не только лошадей, но и других цирковых животных. Например, в объектив попали львы Владислава Гончарова. Поделитесь особенностями съёмки четвероногих артистов?

Я снимаю вообще всё, не только животных. Больше всего люблю репортажную съёмку.

После того, как сделала отчёт программы «Принц цирка» моими фотографиями восхитился Влад Гончаров и предложил сделать более смелые фотографии, практически прямо в манеже. Я была воодушевлена и взволнована. После съёмки аттракциона рядом со львами я была вся мокрая, но довольная — ведь это крутая возможность.

А потом мы пошли фотографировать львов в их домашней обстановке. Я не планировала заходить в клетку, но не смогла отказать и зашла внутрь. Было необходимо сохранять самообладание, не делать резких движений, с этим я справилась. А когда вышла из клетки, поняла, что не помню что нафоткала. (Смеётся.)

Сейчас для манежа в вашем репертуаре три варианта номера. Что особенно может удивить зрителя?

Основной наш номер, который мы заявили изначально, это жокеи-наездники, но мы хотели внести что-то необычное и совместили ещё дрессуру лошади с акробатикой Жени.

В нашем репертуаре много разнообразных и интересных трюков. Я отрепетировала с Найлисом очень красивый номер в свободе и эксцентрику (смешной номер), сейчас мы репетируем дрессуру на двух лошадей. Я уверена, что любой из этих номеров может удивить зрителя красотой, талантами, смелостью, неожиданными трюками, взаимопониманием между человеком и лошадьми. (Улыбается.)

One thought on “Маргарита Мальцева-Звягина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.