«Маргарита Назарова»

Премьера 16-серийного фильма «Маргарита Назарова» состоялась в 2016 году, но и спустя шесть лет по уникальности с ним может сравниться лишь «Вызов», съёмки которого происходили в космосе. Исполнителей главных ролей Ольгу Погодину и Андрея Чернышёва, сыгравших Назарову и Константиновского, смело можно назвать покорителями цирковых высот, ведь все трюки с хищниками они выполняли без дублёров и компьютерной графики. Ольга была внесена в Книгу рекордов России за исполнение трюка «голова дрессировщика в пасти тигра». В фильме зрители увидели почти всё самое эффектное, что демонстрировала в манеже Назарова со своими питомцами: «ковёр», «качели» и даже нашумевшую «Водную феерию». Для этого аттракциона был создан водный манеж — полная копия изобретения Константиновского. Ольга Погодина вместе с тигрицей Шакирой сделали все элементы, которые исполняла Назарова с тиграми в воде. На сегодняшний день Погодина — единственная в мире, кто решился повторить легендарный аттракцион. Тигр в воде представляет ещё большую опасность, чем на суше. Ведь когда он плывет, то выпускает когти (длина каждого 10 см). Это был один из самых опасных моментов работы с хищниками на съёмках «Маргариты Назаровой».

Стоит отметить, что «Водная феерия» был единственным в мире аттракционом, где тигры плавали в воде и его повторение нецирковым артистом — это вдвойне подвиг. Сама Ольга призналась, что это не столько её заслуга, сколько Эдгарда и Аскольда, потому что первоклассная дрессировка их животных позволила актёрам и тиграм мирно сосуществовать в кадре. «Полосатые артисты» Запашных часто снимаются в кино и рекламе, но, по словам Эдгарда, самые большие трудности возникают из-за трусости актёров, причём чаще всего мужчин. В Ольге он сразу же разглядел отвагу и интерес к работе. Главным условием актрисы было сниматься без дублёров, а это говорит о многом. Кстати сказать, братья Запашные не только проделали огромную работу за кадром, являясь режиссёрами-дрессировщиками проекта, но и снялись в эпизодических ролях: Аскольд сыграл телеоператора, а Эдгард – директора цирка.

Во время съёмок сцен с медведем вначале у Андрея Чернышева был дублёр, но результат съёмочной группе не понравился. Тогда приняли решение — Чернышёв будет работать в кадре сам. Та же ситуация произошла и с заслуженным артистом России Николаем Добрыниным, игравшим роль дрессировщика Бориса Эдера. В его контракте был прописан запрет на контактную работу с хищниками, но артист увидел, что это сильно отражается на качестве, полностью доверился Эдгарду Запашному и не пожалел об этом. Николай испытал чувство гордости от того, что преодолел себя.

Эдгард Запашный и Ольга Погодина — давние друзья и несколько лет обсуждали идею создать качественный фильм о легенде цирка. Ольга предложила сделать кино о первой в СССР женщине-укротительнице львов, Ирине Бугримовой, но у Эдгарда на тот момент не было нужного количества львов, и он выдвинул встречное предложение — снять фильм о Маргарите Назаровой. Актриса очень вдохновилось, потому что считает, что сама жизнь великой советской дрессировщицы это уже готовый сценарий.

Специально для сериала был построен цирк в натуральную величину, на 700 посадочных мест. Его облик менялся в зависимости от места действия. Разные декорации были для московского, нижегородского, ростовского, бакинского, итальянского и рижского цирков.

Кроме того, действие картины охватывает период с 1939 по 1980 год. Менялись мода, архитектура, транспорт и сам цирк. Опилки в манеже заменил ковёр, а клетку — сетка. Важно было не упустить ни одной детали. Конечно же, не обошлось без киноляпов, которые, наверняка, разглядит внимательный зритель, но это мелочи, по сравнению с грандиозностью и качеством проекта.

Во время съёмок задействовали пять тысяч актёров массовки, более 150 территорий в трёх странах мира и 350 персонажей. Эти внушительные цифры выходят далеко за пределы обычного многосерийного фильма, что неудивительно, ведь «Маргарита Назарова» не просто очередная конфетно-букетная мелодрама, а биография известной актрисы, легенды советского цирка, волевой женщины с непростой судьбой. Сюжет полон событий и драматизма. Во время войны Маргарита попала в плен и была отправлена в немецкий Гамбург, где работала служанкой и танцовщицей кабаре. Потом она вернулась в Латвию и устроилась в цирк посудомойщицей, там же познакомилась со своим будущим мужем Константином Константиновским.

В сериале был показан процесс съёмок популярных советских комедий «Укротительница тигров» и «Полосатый рейс». Насколько достоверно отобразили работу над ними, неизвестно, но упоминание о любимых фильмах стало приятным дополнением.

В «Укротительнице тигров» создатели сериала изящно, но едко высмеяли отдел культуры фразой начальника отдела: «Этот фильм про то, как советскую женщину терзают хищники, причём иностранного происхождения!».От этой сцены становится грустно и смешно одновременно… Ещё было забавно наблюдать «превращение» Маргариты Назаровой в Людмилу Касаткину.

Для «Полосатого рейса» выбрали эпизод, где герой Евгения Леонова принимал ванну в компании с тигром. Евгения Павловича сыграл его сын Андрей Леонов и вот, что он рассказывает: «В моей ситуации это была реконструкция съемок фильма «Полосатый рейс». В отличие от своего отца я знал что будет, и шёл на это сознательно. Конечно, страшно оказаться непосредственно рядом с тигром, который находится у тебя за спиной, но поскольку я знал, что папа, Евгений Леонов, смог это сделать, то и я преодолел это. И всё прошло хорошо. Сначала я сомневался, надо ли мне повторить такой подвиг, но режиссер Константин Максимов и Ольга Погодина убедили, что для меня будет интересно попробовать свои силы и сыграть этот эпизод по-своему, в своей интерпретации. Я не копировал папин образ, мне было интересно воссоздать историю съёмок того эпизода с тигром, как все это снималось, как стекло убирали».

Работа с животными всегда представляет опасность, и на съёмочной площадке не обошлось без травм. Получили их не исполнители главных ролей, а профессиональный дрессировщик Аскольд Запашный. Снимали сцену, в которой герой Запашного убегает от любимца Маргариты Петровны тигра Пурша. Его роль в этом эпизоде сыграла тигрица Шакира, питомица коллег Запашных. Шакиру были вынуждены привлечь к съёмкам после того, как из жизни ушёл «полосатый человек» братьев Запашных тигр Мартин, который великолепно справлялся с ролью знаменитого собрата — Пурша. Новоиспеченная кинозвезда так вошла во вкус, что бросилась на своего «партнёра» по-настоящему. Аскольд признался, что излишне доверял малознакомому животному, а это недопустимо при работе с хищниками. «Маргарита Назарова» стала последней работой Мартина. Четвероногий артист снимался не только на земле, но и на воде. Он терпеливо работал, плавая в лодке, вместе с Ольгой и Эдгардом по пять часов в день. Актриса рассказала, что рядом с Мартином чувствовала абсолютную безопасность, и что тигр стал настоящим другом для всей съёмочной группы.

Кино получило несколько наград, в числе которых премия «Золотой орёл»—2017, «Лучший телевизионный сериал», «Лучшая женская роль на телевидении» — Ольга Погодина.

Тем не менее, не всё так радужно. Артисты цирка Энгелина Рогальская и Михаил Багдасаров, долгое время работавшие с Назаровой, раскритиковали сериал, заметив отсутствие достоверности в биографии дрессировщицы, а именно публичного дома в немецком плену, работы в Даугавпилсе, романа с итальянцем, отношений с Никитой Хрущёвым и образ Константина Константиновского.

Впечатлениями о киноленте делится Алексей Макаренко, дрессировщик, поклонник работы Маргариты Назаровой

«Как художественное произведение сериал хороший, но пока я его посмотрел только один раз, в отличие от любимых фильмов и сериалов, которые пересматриваю по многу раз. Для второго просмотра я не созрел, хотя прошло уже шесть лет с премьеры.

Потрясающий актёр Андрей Чернышёв, больше всех понравился в этом фильме! Он даже внешне на Константиновского чем-то похож. Что касается деталей, есть к чему придраться. Например, где-то в финальных сериях в кадре афиша «Вальтер Запашный «Слоны и тигры»», хотя аттракцион принадлежит Мстиславу Запашному. Говоря о личной жизни Назаровой, её исчезновения с немцем — это чистая фантазия! В целом же мы всей семьёй фильм посмотрели с удовольствием! В каких-то моментах посмеялись, в каких-то — расстроились. Как и многие цирковые, мы знаем историю Маргариты Петровны чуть лучше, чем простой зритель. К тому же, мы с Олей (жена, дрессировщица Ольга Борисова) ещё до выхода сериала смотрели много документальных фильмов про Назарову, нам интересна её личность и их с Константиновским метод работы с животными, он нам очень близок. Для меня Константиновский и Симонов — профессионалы номер один, первоклассные дрессировщики и зоопсихологи.

Многие коллеги принижали талант Маргариты Назаровой, считая, что без помощи Константиновского она бы ничего не добилась. Да, изначально без мужа она бы вряд ли стала дрессировщицей, но не стоит забывать, несмотря на то, что Маргариту Петровну сильно подкосила смерть Константина и Пурша, после ухода Константиновского она работала в манеже ещё несколько лет, а это показатель того, что у артистки имелись достаточные знания, опыт и талант. Маргарита Назарова навсегда останется в нашей памяти великой женщиной и прекрасной дрессировщицей!»

Несмотря на то, что телесериал подвергся жёсткой критике, как среди зрителей, так и среди цирковых артистов, прекрасно, то, что цирк и его легендарные представители становятся главной темой для современного кинематографа. Пока жива память — жив артист, пока в нас живёт любовь и интерес к цирковому искусству — жив цирк! Будем смотреть, обсуждать и, возможно, даже спорить, главное — не терять интерес и жажду познания любимого искусства!

Автор: Наталья Шмыкова

Добавить комментарий