Марина Гунина
«Для меня команда — это люди, которые разделяют общую цель, понимают друг друга с полуслова и несут ответственность за общий результат»
Марина Олеговна, вы связаны с цирковой деятельностью с десяти лет. Почему решили создать свой цирковой коллектив, а не выступать на манеже?
Когда у меня родился ребёнок, я не хотела уезжать из Нижнего Тагила. К тому времени уже занималась с малышами, но место, где проводила занятия, находилось далеко от центра города, где я жила. Было трудно добираться туда с грудным ребёнком, поэтому решила создать свой коллектив. К тому же нам предложили заниматься в здании Нижнетагильского цирка.
«Аншлаг» — один из лучших цирковых коллективов в России. Как же любительской цирковой студии из Нижнего Тагила удалось достичь таких впечатляющих результатов?
Мои дети — настоящие трудоголики. Основной состав занимается шесть дней в неделю, не жалея сил. Мы внимательно следим за новыми тенденциями в мировом цирке и стараемся соответствовать этому уровню. Наши тренеры постоянно проходят обучение, если считают, что это поможет улучшить подготовку детей. Кроме того, родители наших воспитанников — настоящие единомышленники, которые всегда поддерживают наши начинания.
Вашу работу высоко оценивают известные артисты Росгосцирка — братья Эдгард и Аскольд Запашные, а также Владислав Гончаров. Какие знания и навыки вы перенимаете у них?
Например, в прошлом году Эдгард Вальторович согласился обсудить наш номер «Акробаты-вольтижёры». Он провёл много времени с нашим тренером по вольтижу и со мной, дав ценные советы, к которым мы прислушались и сейчас работаем над их воплощением.
Когда наша артистка выиграла «Золотого слона» в цирке Никулина и получила приглашение в Монте-Карло, Эдгард Вальторович посоветовал добавить в номер новый предмет, чтобы сделать его сложнее, поскольку на фестивале такого уровня конкуренция очень высока. В итоге мы решили использовать мяч, и эквилибр «Лунная мечта» завоевал серебро в Монако, а также множество побед на других международных фестивалях.
«Аншлаг» — это множество побед на международных и всероссийских конкурсах и фестивалях. Какие выступления особенно запомнились?
Каждый фестиваль уникален и полон волнений. Дети одинаково переживают и стремятся показать всё, чему их учили.
Творческий коллектив пользуется популярностью не только в России, но и за её пределами: в Испании, США и Китае. С какими трудностями вы сталкиваетесь, когда везёте учеников за границу?
К счастью, у нас не было проблем с выездом за границу. Однако однажды мы столкнулись с трудностями, когда возвращались. Это произошло в Монте-Карло, где мы работали на взрослом фестивале. Часть детей должна была улететь после окончания, а двое должны были остаться на New Generation.
Организаторы попросили нас остаться на неделю, чтобы сделать открытие на New Generation. Я согласилась и провела это мероприятие. Однако вскоре поняла, что у всех детей закончились визы, так как они должны были улететь раньше.
Я пошла к организаторам и сказала, что у нас проблема. Но они ответили, что это не наша проблема, а их, потому что именно они попросили нас остаться. К счастью, принцесса Монако помогла нам решить эту непростую задачу.
Коллектив дважды получал серебро на Всемирном цирковом фестивале New Generation в Монте-Карло. С какими чувствами и эмоциями вы принимали награду?
Мы гордились детьми, которые блестяще справились с поставленными задачами. Особенно учитывая, что мы были самой младшей возрастной группой.
Сейчас в коллективе занимаются 180 детей. Как же уделить равное внимание каждому из них, чтобы любое «невозможно» превратилось в «я смогу, я сделал»?
Это, наверное, самое сложное. Однако наша команда тренеров стремится уделить внимание каждому ребёнку. У нас даже есть традиция или правило — старшие дети всегда помогают младшим. Мы даже в поездки никогда не берём родителей, а к каждому старшему воспитаннику прикреплён младший, за которым он обязан следить и заботиться о нём.
На занятия приходят трёхлетние дети. Какие принципы вы соблюдаете в работе с ними?
Я считаю, что в первую очередь нужно воспитывать дисциплину, так как она основа для дальнейшего развития ребёнка. Это непреложный закон. Кроме того в каждое занятие включаются элементы игры.
В коллективе преподают выпускники «Аншлага». Как вы думаете, почему для них важно оставаться причастными к студии?
Я думаю, они считают коллектив своей семьёй, знают, что их всегда поддержат и помогут в любой ситуации. Они болеют за свой коллектив и за результат.
Ваш сын Иван, тоже педагог, поставил уникальный номер акробатов-вольтижёров, который редко можно увидеть даже в профессиональном цирке. Как возникла эта идея и как проходила работа над номером?
Иван с детства занимался в коллективе, здесь он вырос. Его основным жанром всегда была акробатика. Поэтому мы решили освоить этот сложный и тяжёлый жанр.
Работа с детьми в акробатике требует не только преодоления страха и боли. Необходимо учитывать, что дети растут. Только подготовишь нижних акробатов, как они оканчивают школу и уезжают учиться в другие города. Подготовишь верхних акробатов, а они за лето могут вырасти настолько, что придётся заново учить все элементы.
Что для вас значат понятия «команда» и «командная работа»?
Для меня команда — это люди, которые разделяют общую цель, понимают друг друга с полуслова и несут ответственность за общий результат. Я работаю с коллективом уже 33 года, но только сейчас могу сказать, что у меня появилась настоящая команда. Это лучшая команда, которой я доверяю, могу положиться на неё и верю в её дальнейшее развитие. Кстати, все мои тренеры — выпускники нашего коллектива. Отдельно хочу отметить, что в последнее время нам очень много помогает Петрикова Елена Владимировна, главный режиссёр компании Росгосцирк.
Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru.