«У попугаев мы научились никогда не унывать и находить радости в мелочах»


Майя, вы представляете третье поколение известной цирковой династии. Чем занимались ваши близкие?

Дедушка по маминой линии Иван Дьяковский занимался борьбой, раньше это было основное зрелище в цирке. Его жена, моя бабушка Галина Дьяковская, работала администратором и помощницей в аттракционе у дедушки Дурова. Дедушка по папиной линии Алексей Артемьев был танцором, акробатом, эквилибристом на проволоке. Номер, в котором он работал, и по сей день считается одним из лучших. Во время войны дедушка был ранен, вернулся с фронта и гастролировал в агитбригадах, цирковых коллективах в тылу, по госпиталям, поддерживая и дух, и настроение наших солдат. Его жена Ольга Цупак завезла из Китая в Советский Союз такой жанр, как жонглирование с диаболо.

Моя мама Татьяна Дьяковская была известной артисткой жанра «каучук» (женщиной-змеёй). Папа Алексей Артемьев — один из лучших акробатов на батуте в нашей стране. За пять-шесть минут выступления он крутил 35 сальто-мортале. Родители впоследствии сделали совместный номер «Диаболо» (жонгляж с иллюзионными эффектами), который папе достался от его мамы Ольги Цупак. И этот же номер теперь работаем мы всей семьей: с сестрой, мужем, сыном. Номер уникальный, он даже имеет патент Вашингтона.

Моя сестра Анна Артемьева работает в цирке с 11 лет, я официально с восьми. Начинали с номера «Диаболо», а сейчас сестра поставила номер с собакой в стиле черно-белого фильма «Малыш» с Чарли Чаплиным. Ну а мы связали свою работу и жизнь с попугаями.

Ваша династия была основана в 1926 году, ей почти сто лет. По вашему мнению, сильно за это время изменился цирк?

Конечно! Раньше были только гастролирующие шапито. На ярмарках, базарах ради забавы устраивались шоу не очень высокого качества. Постепенно цирк становился искусством, одним из самых важнейших в мире. Оно воспитывает и доброту, и теплоту. Есть контакт людей друг с другом, с животными. Артисты преодолевают физические барьеры, показывают, что человек может всё, на высоте, под водой, на тонком канате, на вращающемся аппарате…

Большие изменения претерпела дрессура. Раньше дрессировщиков называли «укротителями», сейчас даже слова такого в обиходе нет. Есть воспитатель, дрессировщик. И методы дрессуры основаны на доброте, взаимопонимании, выявлении естественных привычек и повадок животных. Сейчас никто никого не укрощает, напротив, все дружат, любят животных и пытаются показать зрителям, как можно контактировать с животными. Сейчас цирковое искусство развивается, и это здорово.

Почему вы с мужем решили дрессировать попугаев ара? Как возникла любовь к пернатым?

Когда мы с Константином познакомились на гастролях в Волгограде, каждый из нас работал свой номер. Спустя некоторое время Костя вошёл в семейный номер «Диаболо». А затем нам захотелось сделать свой красивый, необычный номер. И поскольку у меня уже жил небольшой говорящий попугай Элвис, которого я привезла с гастролей из Америки и постоянно делала с ним трюки дома, мы решили делать номер с попугаями. Взяли большого попугая Джорджа, красного зеленокрылого ару. А спустя несколько дней оказалось, что я ношу нашего сына Остапа, так что для нас Джордж оказался аистом, принесшим долгожданного ребёнка. И пока я ходила с животиком, мы сделали номер, в котором Джордж один выполнял более 25 трюков. После рождения сына мы периодически стали брать новых питомцев и создали аттракцион. Он постоянно обновляется, добавляются всё новые и новые трюки.

Расскажите, какие ара по характеру. Что они любят?

Попугаи по характеру разные, как и люди. Они очень умные птицы, развитые. Хотя у них интеллект 6-8-летнего ребенка, и они будут детьми и в 50, и в 60, и даже в 70 лет.

Первому попугаю, Элвису, привезенному из Америки, уже 26. Он словно маленький дяденька, меньше всех по комплекции, но старше всех. И старается показать всем, что он главный. На самом же деле лидер, вожак стаи — Джордж. Он умеет делать любой трюк и даже говорит несколько слов, хотя ары малоговорящие. Как-то нам поступило предложение рекламировать газированную воду, нужно было, чтобы Джордж катил бутылочку. Я села с попугаем на кухне, сначала сама объясняла, показывала. Потом взяла лапки и клювик в руки, мы повторили и через 20 минут уже умели делать трюк.

Сине-желтый — Арчи, Арчибальд, хороший, талантливый, но странный парень. Очень впечатлительный, если перенервничает, у него может случиться приступ. За плохо выполненный трюк его даже не надо ругать, он сам всё понимает и расстраивается больше, чем мы. Маркус — зелёный солдатский ара, оправдывает своё название полностью: собранный, конкретный, делает всё по делу, без лишних телодвижений. Приказ получил — выполнил. Трудяга. Лучший друг Ромео, гиацинтового, самого большого попугая на планете. Ромео, в свою очередь, сапфир нашей команды. Общительный, хорошо идёт на контакт даже с незнакомыми людьми. Любит позировать.

Белохохлый какаду Альба Симон-Соломон — маленький клоун. Он много говорит, любит дурачиться, беситься, кривляться, танцевать. Симон-Соломон и Ромео — лучшие друзья нашего сына. Они вечно втроем: вместе делают уроки, валяются в кровати, играют в прятки, догонялки, солдатики, игрушки, вместе смотрят телевизор.

Вот такие у нас разные мальчики. Но все очень умные.

Как вы их воспитываете?

Как и сына: целуем, хвалим, объясняем, делаем вместе много весёлых или, наоборот, сложных вещей. Наши мальчики и работают, и репетируют без всякой прикормки, орешков, как это принято, фруктов. За хорошо выполненный трюк ждут не еду (они на работу выходят, как говорится, с полным пузом), а похвалу. Вся дрессура основана на любви, ласке и взаимопонимании. Муж и сын придерживаются ровно таких же методов общения с попугаями и их воспитания. Разногласий практически не бывает, мы на одной волне, понимаем, что хотим, у нас и цели, и достижения одни и те же.

Какой трюк и для вас, и для попугаев оказался одним из самых сложных?

Езда на велосипеде. Это несвойственно птицам, ведь у них коротенькие, косолапенькие лапки с длинными пальцами. Этот трюк, исполняющийся около семи секунд на манеже, мы репетировали год. Сначала изготовили реквизит, попугаи с ним познакомились, затем каждую ножечку попугая ставили на педальки, прокручивали, учили ездить словно детей. Сейчас попугаям этот элемент очень нравится, они бегут, летят, выстраиваются в очередь только чтобы прокатиться. И пока этого не произойдет, к следующему трюку не переходим.

Каким вам запомнилось первое выступление с попугаями?

Оно было волнительным. Мы с Константином всю жизнь в цирке, но дрессура для нас тогда ещё оставалась новым жанром. На манеже мы привыкли отвечать только за себя. Собрались, физически готовы, морально настроены, отрепетировали трюк — идём и работаем. А здесь на манеже уже мало что от тебя зависит. Основные работники — попугаи. Вся ответственность на них.

Как ара привыкали к манежу, зрителям?

Мы совершенно спокойно работаем и во время выступления, и на репетициях. Даже когда в зрительном зале идут ремонтные работы, строители стучат, сверлят, мы не просим их выйти или быть тише. И нам не страшна даже пятитысячная публика. Вообще для попугаев главное, чтобы мы были рядом, а где — не так и важно. Любимая поговорка нашей семьи: «Мой дом там, где моя семья».

Бывает, что во время выступления попугаи не хотят вас слушаться?

Конечно, бывает, что они балуются, если не в настроении, не выспались, встали не с той ноги, переели. Или недовольные выходят на манеж, хотя очень любят выступать перед зрителями. Мы пытаемся переключить внимание попугаев, заинтересовываем, заигрываем, пытаемся зажечь внутри птиц батарейку, лампочку с помощью интонаций. Иногда меняем очерёдность трюков, просим выполнить трюк другого попугая, они у нас взаимозаменяемы. Когда происходит что-то необычное, попугаи включают внимание, им снова становится интересно.

Как попугаи содержатся дома, в цирке, на гастролях?

Наши попугаи только спят в клетках или переезжают с места на место. В остальное время они свободно тусят в квартире или доме на колесах, где у них свой угол, насест. У попугаев много игрушек и дома, и в кемпинге, они лежат, висят совершенно в разных местах.

Попугаи рядом с нами всегда. Если едим или я готовлю, обязательно кто-то на мне сидит, а кто-то тянет за ногу. Подметаю пол — кто-то бежит за веником, а кто-то висит на совке. Остап делает уроки вместе с Ромео и Соломоном, те слушают онлайн-занятие по английскому, впитывают все знания. В пути днём попугаи гуляют по салону машины, смотрят в окно, а ночью спят в клетках, отдыхают в полной темноте.

Сложно ли переезжать с попугаями из города в город, из страны в страну?

В первое время было сложно. Сейчас уже нет. Перевозим наших мальчиков в небольших клетках-переносках, в холодное время обязательно используем теплые чехлы, они помогают избежать простуды. Попугаи знают, что, если мы достаём клетки, значит, скоро поедем на работу: бегают по квартире, суетятся, но в клетки заходят быстренько.

Какой у пернатых рацион? Чем балуете?

Кормим специальным зерновым кормом, в нём много разных семян, круп, есть кора апельсинового дерева и чипсы, пропитанные витаминами. А по утрам у нас тёплая каша из смеси круп. Также попугаи питаются фруктами, овощами, ягодами, орехами. Пьют компоты, воду, соки, чай. При этом мальчишки активные, поэтому проблем с лишним весом у них нет.

Чему вы научились у попугаев?

Никогда не унывать. Наша семья и так веселая, но у попугаев мы научились находить радости в мелочах. Мальчишки никогда не грустят, они очень любвеобильные, дарят ласку, любят играть. «Жизнь прекрасна» — девиз их жизни и, наверное, теперь и нашей.

В соцсетях вы часто публикуете видео с попугаями. Как они относятся к видеосъёмкам?

Прекрасно. Им нравится, они знают, что их снимают, могут и баловаться, и кривляться, и говорить на камеру. Но они не только активно участвуют в съёмках, но и с охотой смотрят записи по телевизору, в телефоне, даже что-то комментируют при просмотре.

Попугай Ромео задействован не только в цирке, но и в музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в спектакле «Робинзон Крузо». Расскажите об этом опыте.

С нами связался режиссёр, мы долго разговаривали, он объяснял смысл участия попугая в спектакле. Мы переживали, получится ли, будет ли птица слушать драматического актёра, постороннего для себя человека, или нет, ведь они привыкают к дрессировщику, хозяину. К тому же мы понимаем, что ожидать от птицы, а артист театра не всегда. И попугай тоже мог не понять актера: сделать что-то не то или не так. Тем не менее, мы согласились попробовать и в назначенное время привезли на площадку для проб Соломона и Ромео.

Первую репетицию или даже две наши мальчики знакомились с актёрским составом, новой площадкой, декорациями, музыкой. Оркестр Ромео и Соломон слушали как заворожённые, практически открыв рты. Потихоньку начали вылетать на сцену. Репетировать. Изначально мы хотели оставить обоих попугаев, чтобы было два состава, но Ромео справлялся с поставленной задачей лучше, и мы оставили его.

По сюжету он вылетает к Робинзону Крузо, они, общаясь, должны вместе пройти через зрительный зал. Это достаточно трудная задача, но уже на премьере Ромео всё сделал идеально. Мы были даже немножко удивлены.

Ваши с Анной дети представляют четвёртое поколение цирковой династии. А как вы знакомили их с цирком?

И Даша, дочка сестры, и Остап родились, что называется, в «опилках». Видели выступления, участвовали в них, даже играли в цирк вместе с другими детьми. Они привыкли уже к таким будням: с фейерверком трюков, животными, спецэффектами, костюмами… Сейчас Остап — полноценный артист, Даша активно тренируется. Ждём в ближайшее время, что она тоже станет артисткой, продолжательницей нашей династии.

Как детям удается совмещать учёбу в школе с выступлениями на манеже?

Дети учатся хорошо, почти отличники. Если мы уезжаем на гастроли, они изучают материал дистанционно, в Москве ходят в родную школу. Одноклассники, учителя, естественно, знают, что Остап — артист. И если он не приходит в школу, то все понимают, что он не прогуливает, а работает. Остап знает, что такое трудиться с самого детства, знает, что такое пот, слёзы, иногда даже трудовые мозоли, кровь. Знает, что надо преодолевать себя. Нас к дисциплине, порядку и трудолюбию приучили родители, мы также учим своих детей. Нужно объяснять ребёнку, что ничего не достается просто так, поэтому надо хорошо трудиться и любить своё дело. И если вдруг так сложится, что Остап уйдет из цирковой профессии, я, конечно, расстроюсь, потому что это дело нашей жизни, нашей семьи, но я почти уверена, что этого не произойдет. Вижу, как он любит профессию, как трудится, как бежит на репетиции и тренировки, умирает от усталости, жары, но всё равно идет и делает. Заставлять его из-под палки не надо.

Напоследок хотелось бы спросить, как вам удается находиться в потрясающей форме? Что можете порекомендовать читателям?

Спасибо за комплимент моей внешности. Держать себя в форме надо всю жизнь, артист должен быть физически привлекателен, особенно девушки. Как этого добиться? Во-первых, с помощью постоянных физических нагрузок, любовь к ним сформирована с детства. Во-вторых, стоит придерживаться определённого питания, периодически сидеть на диетах. Бывает, что в отпуске, во время пассивного отдыха набираю несколько лишних килограммов. Тогда иду на манеж, надеваю грузики на ноги, начинаю грамотно питаться и спустя неделю прихожу в форму. Опять же нужно быть в хорошем настроении, на позитиве, не злиться, не обижаться, не обижать ни людей, ни животных, ни птиц. Нужно любить и быть любимыми. И тогда всё будет хорошо и внешне, и внутренне.

Добавить комментарий