«Фокусников много, а вот хороших артистов, показывающих отличные трюки, очень мало»

Михаил Романович, ваша цирковая деятельность начиналась в Московском клубе фокусников. Расскажите, какие трюки были в репертуаре?

Моя цирковая деятельность началась как раз в ГУЦЭИ. В 1991 году впервые вышел на манеж, это был концерт на посвящении в студенты. Нам после него выдавали дипломы. И выступал я с иллюзионным номером «Веревки» в постановке моего дяди, заслуженного артиста России Рафаэля Циталашвили. Впечатления были невероятными. Но после выступления подошел преподаватель по хореографии, хлопнул меня по спине и сказал: «Вот если бы ты ещё не горбился!». Одним словом, остудил он меня здорово.

В театре магии «Чёрная кошка» вы работали с 1993 года. С какими номерами выступали?

К 1993 году у меня был уже достаточно обширный репертуар. Мы вместе с братом Лерико Цителашвили выступали с номером «Кто лучше», с которым победили на конкурсе в Карловых Варах. Так же у меня уже имелся в арсенале отрепетированный и очень успешный номер «Живая рука» в постановке Рафаэля Циталашвили. Помогал и в показах больших иллюзионных трюков. Так что занят в спектаклях театра я был по полной.

Вы гастролировали по России и Латвии, Германии и Голландии, Японии, Гонконгу, Тайвани, Турции. По вашим наблюдениям, отличается ли публика в разных странах? Стараетесь ли вы трансформировать программу под конкретного зрителя?

Стран было, конечно же, гораздо больше, и постоянно перестраивать репертуар не имело смысла. Скорее менялись способы и манера подачи трюков, иногда — музыкальное сопровождение. И, по большому счету, аудитория реагировала одинаково. Хотя, пожалуй, азиатские зрители немного другие, для них нужно чаще использовать интерактивную подачу. Кстати, именно азиатский зритель сформировал меня как артиста и показал, в каком направлении я должен двигаться.

Вы также участвовали в спектакле «Семейка Адамс», с которым у вас тоже были гастроли. Получается, выступали и как актёр?

Отвечу вам так: даже на самом простом выступлении я должен быть в образе. Постоянно пользуюсь системой Станиславского на практическом выступлении. И всем своим студентам всегда говорю: «Фокусников много, а вот хороших артистов, показывающих отличные трюки, очень мало. Ведь на сцене мы играем со зрителями, так что, мы — тоже актеры».

Расскажите про подготовку первого собственного шоу Lotte World в Magic Theatre. Что было самым сложным?

Самым сложным было… ВСЕ! Ведь я сам принимал решение по всем вопросам: от подписания договора до постановки шоу, от подбора ассистентки до выбора музыкальной композиции. Был директором, переводчиком, артистом, хореографом и дизайнером одежды. Это самое сложное, когда ты отвечаешь за все, и прикрыть тебя некому. Постановка шоу началась еще в Москве. Но проблема оказалась в том, что моя тогдашняя ассистентка София Кальчева (ныне известная эстрадная исполнительница) не смогла поехать на гастроли со мной и выбрала другой путь (как оказалось, она сделала всё правильно). Меня это, можно сказать, закалило, и за тот год я стал намного мудрее и профессиональнее во всём.

В 2004 году вы стали победителем фестиваля юмора в Ялте. Это был не иллюзионный номер?

Это была как раз именно комическая иллюзия «Гильотина», в YouTube до сих пор можно найти запись с награждением и самим номером. Сейчас это довольно популярный поджанр, в котором работает огромное количество отличных иллюзионистов. Номер почти полностью подготовил родной брат Лерико, ну а я уже старался просто не испортить его и добавил свои мелкие детали. Это был очень большой опыт и сильные эмоции, ведь до этого я почти семь лет гастролировал за рубежом. И получить заслуженную награду от российского зрителя было особенно приятно.

Вы были ведущим телевизионных программ «Чудо-люди» на НТВ и «Медиум» на СТС, выступали в финале проекта «Минута славы». Почему решили попробовать себя в этом направлении? Что было в новинку?

Вернувшись в Москву из очень длительных гастролей, я понимал, что мне нужна реклама, меня попросту забыли. Подумал так: у меня отличная речь, так что могу себя попробовать и в другом направлении. Ведь артист должен быть всегда в поиске. И когда у меня это получилось на первом же кастинге на НТВ, остановиться было уже сложно. Новым было почти всё. Это как играть в театре или сниматься в кино. В театре вам нужно донести слово до зрителей, а в кино достаточно одного взгляда. Это просто другая энергетика. На телевидении мне нужно было делать вещи, с которыми я был в корне не согласен, приходилось работать со сценаристами, операторами, я увлекся монтажом видео. Конечно, получил огромный опыт. Но всё равно, если одним словом — это другое!

Со студентами ГУЦЭИ вы создали спектакль «Артист цирка», который успешно гастролировал в Каннах. Что легло в основу постановки?

Самый главный элемент — это получивший премию «Оскар» фильм «Артист» Я был под сильнейшим впечатлением от его просмотра, и даже мысли не было сделать что-то другое. Сложность оказалась в самой специфике постановки театральной истории на манеже. Да, в шоу принимали участие именно цирковые номера, но студентам пришлось существовать на манеже в определенном, хоть и гротескном, образе. У каждого была настоящая роль, без слов, что ещё сложнее. Но, судя по успеху, ребята справились на отлично. Помню, люди не хотели расходиться после окончания спектакля, им показалось, что будет второе отделение. А потом ко мне подошел огромный дядька, француз. Он сказал, что я очень похож на Дюжордена, исполнителя главной роли в «Артисте» и спросил, кто постановщик и чья это идея. Ответил, что идея и постановка мои. Он похлопал меня по плечу. Потом узнал, что это самый знаменитый кинокритик во Франции. Его боятся даже звезды первой величины. Ну а мы никого не боимся, ответил я.

Не так давно вы начали сотрудничество с театром кошек Куклачёва. Поделитесь своими впечатлениями от работы со звездой цирка?

Да нет, это уже достаточно давно было. (Улыбается.) Дело в том, что сын Юрия Куклачева, Дмитрий, был моим однокурсником в ГУЦЭИ, и формально именно он начал руководить театром. Это была его идея пригласить меня в театр. Я участвовал в нескольких постановках театра, и всегда меня переполняли эмоции. Ведь выступать в компании настоящих фанатов своего жанра — огромная честь и привилегия. А в театре я уже 10 лет. В пандемию в 2020-м году мы с Дмитрием запустили онлайн-спектакль. Это был еще один новый опыт и достаточно успешный.

Вы организуете фестивали, занимаетесь постановкой спектаклей и иллюзионных шоу. В чём секрет вашего успеха?

Нет никакого секрета. Да и успех — штука очень быстро проходящая. Казалось, ты занимался фестивалем на протяжении года, а он прошел одним днём. Обидно, конечно, но зато это стимулирует не расслабляться и начинать что-то новое. Нельзя останавливаться ни в какой профессии, тем более нам, творческим людям. «Когда же жить?» — спросите вы. Но ведь если вы, делаете что-то с удовольствием, чем это не жизнь? Это и есть секрет всех успешных людей, делюсь им с вами секретом… Делайте всё в свое удовольствие.

Добавить комментарий