Михаил и Елена Львовы

«Мы вместе практически всю жизнь и дома, и на работе» 

Михаил, в какой возрасте в вас зародился интерес к цирку?

В цирк меня тянуло всегда — сколько себя помню. Ведь я родился, можно сказать, во дворе Старого Цирка на Цветном Бульваре и рос в его окрестностях. В 15 лет я сам поступил в училище и учился вольтижной акробатике у Денисова Николая Григорьевича. 

Были ли в вашей семье цирковые артисты?

У нас в семье цирковых артистов не было, но связь с цирком все же была. Поскольку мама, Львова Валентина Васильевна, с 1962 работала главным бухгалтером в ГУЦЭИ.

Вы окончили цирковое училище. Расскажите, как проходило ваше обучение. Имели ли вы какую-то подготовку на момент поступления?

На момент поступления в училище, я активно занимался классической борьбой. Так что физическая подготовка была. Занятия проходили в спортивном клубе «Трудовые Резервы», за зданием цирка на Цветном Бульваре.

Что же касается самого обучения — было очень интересно. Мы много занимались, репетировали, учились управлять и контролировать свое тело, оттачивали навыки, с нами работали именитые мастера.

С 1974 года вы работали с номером «Акробаты — вольтижеры». Что такое вольтижировка?

Вольтижная акробатика – (от фр. voltiger — порхать), полное название жанра – ханд-вольтиж – этот жанр акробатики возник в первой половине ХХ века и основан на перебрасывании и подбрасывании верхнего от одного нижнего к другому. Все элементы осуществляются только за счет мускульно-темповых усилий без применения каких-либо подкидывающих устройств. Это сложный как технически, так и физически жанр, который требует от исполнителей не только специальной технической, но и отличной акробатической и физической подготовки. И в то же время для зрителя это эмоционально захватывающие элегантные номера: с красивыми перелётами и сложными трюками. Именно с таким номером мы и выпустились из ГУЦЭИ, но служба в рядах Советской Армии внесла свои коррективы и прервала нашу деятельность. Спустя два года мы все-таки восстановили свой номер в Старом цирке на Цветном бульваре. И в 1981 году попали в легендарный коллектив «Прометей» под руководством Волжанского В.А. У Владимира Александровича были очень высокие требования к номерам, и это заставило нас перестроить стиль и темп работы. Благодаря чему номер заиграл новыми красками и на «ура» принимался зрителями.

Какая подготовка помимо акробатической требуется для работы в этом жанре акробатики?

Жанр вольтижной акробатики требует большой физической силы и выносливости, быстроту реакции, элегантность в отношении с партнёршей, пластичность и хореографическую подготовку, и главное – чувство партнёра. Очень важно, чтобы все участники номера действовали как единый организм.

Вы неоднократно представляли наш цирк за рубежом, среди стран: Аргентина, Уругвай, Перу, Венесуэла, Куба и другие. Есть ли какие-то особенности в устройстве цирка, манежа в странах Латинской Америки?

Советский цирк пользовался огромной популярностью и любовью за рубежом, и всегда приглашались большие программы. Работали мы обычно по Дворцам спорта, где устанавливали свой манеж. Трудности возникали в организации закулисного пространства, но Русские артисты всегда находили выход из любых трудных ситуаций. Мы благоустраивали гримерки для артистов места для содержания животных-артистов.

В 1984 году вы получили высшее образование и квалификацию преподавателя-тренера по спортивной гимнастике. Как скоро вы начали преподавать?

Мне очень нравилась артистическая деятельность, поэтому преподавать я начал не сразу. Цирк – это искусство молодых. Поэтому в 2005 году, уйдя на пенсию, я пришёл в родное ГУЦЭИ преподавателем акробатики.

В 1989 году для зрителей вышел ваш авторский проект «Акробатический этюд с питоном». Этот номер стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов цирка. Очень интересная и уникальная идея. Легко ли было организовать шоу с питоном?

Когда мы с женой решили создать свой номер, то долго думали, как соединить наши умения и навыки. И мы решили создать этюдную пару, где работа будет построена на акробатических поддержках. Но таких номеров, на самом деле, немало… Нам хотелось отличаться, чтобы нас запомнили, и тогда родилась идея, что в этюдной паре участников номера будет объединять большая змея. С этой идеей мы обратились к маститому режиссёру Плинеру В.Л. И через год творческих мучений, поисков, репетиций наш проект получил путёвку в жизнь. Первоначальными персонажами номера были Адам, Ева и змей искуситель. Основной трудностью было то, что змеи не поддаются дрессуре, а только приручению. Змея всё время нарушала задуманную композицию, и мы были вынуждены подстраиваться под неё и иногда импровизировать. Начинали работать мы с совсем маленькими питончиками. Но время шло, животные росли… А Адам и Ева трансформировались в Султана и Наложницу в восточном стиле, где змея была уже 5 метров в длину и весила больше, чем Наложница.

Ваша супруга — артистка балета. Как из балерины, она стала артисткой цирка?

Да, действительно моя жена в 1978 году окончила Саратовское хореографическое училище. А в 1979 году мы поженились, и с этого момента началась и ее цирковая жизнь. Попав в коллектив «Прометей» как артистка балета, Елене, как молодому и творческому человеку, было интересно буквально всё. Помимо хореографических сцен, она исполняла «взлёты» в самом спектакле, мы потихоньку репетировали акробатические поддержки. Так что смена деятельности прошла незаметно.

Елена работала в аттракционе «Прометей», он представляет собой сюжетный спектакль. Сегодня такой подход используют многие цирки мира, в том числе и известнейший канадский Цирк дю Солей. Можно сказать, Елена была первопроходцем?

В Советском цирке всегда были традиции тематических спектаклей. А первопроходцем в новом взгляде на идею «Прометей» был Народный артист СССР Волжанский В.А.  И мы гордимся тем, что были причастны к этой грандиозной работе.

Вы уже 42 года вместе. Выступали в совместной программе. В чём секрет вашего семейного счастья?

Семейное счастье – гармония, взаимопонимание, стремление проводить время вместе. Мы вместе практически всю жизнь и дома, и на работе.  А в те редкие моменты, когда нам приходится расставаться, мы чувствуем себя одиноко. Мы просто не можем друг без друга.

Как вы любите проводить свой досуг с супругой?

Мы любим гулять, путешествовать, посещать творческие мероприятия. По большому счету нам все интересно и везде хорошо — главное, чтобы вместе.

Михаил, на данный момент вы преподаёте акробатику в Гос. училище циркового и эстрадного искусства им. Румянцева (Карандаша). Какие советы вы бы могли дать будущим артистам цирка?

Для того чтобы работать в цирке, надо быть настоящим фанатом циркового искусства.  Быть готовым к тяжёлому труду, который всегда сопровождается болью, потом и изнурительными репетициями. И любить ЦИРК, так как любим его мы!

Добавить комментарий