Наталья Суворова
«Самая удачная репетиция — это жизнь!»
Наталья, со своим первым номером вы выступили перед публикой в 14 лет, и как потом вспоминали, много трюков «завалили». Что помогло в тот момент не опустить руки и продолжить творческую карьеру?
Поддержка и внимание руководителей, скорее всего. Черты характера. Желание добиться своей цели и стать профессионалом своего дела.
Ваша семья далека от творчества. Насколько тяжело или, наоборот, легко было уйти совершенно в иную сферу? Приходилось ли доказывать близким, что цирк — это ваше и бросать вы его не собираетесь?
Было довольно сложно, потому что близкие не понимали и не принимали мои цели. Родители не совсем были согласны на то, чтобы я становилась артисткой цирка, но утешали себя тем, что это период увлечения, возраст и всё это пройдёт со временем. Но, как видите, не прошло. Очень долго пришлось доказывать свои способности, что я действительно могу и по праву занимаюсь, интересуюсь и развиваюсь. Также очень непросто было попасть в артистические круги, так как там тоже свои законы. И чтобы тебя приняли, нужно немало потрудиться и проявить себя.
Изначально вы работали в оригинальном жанре, клоуном становиться не планировали. Как и когда это всё-таки произошло?
Был заключён контракт, на который требовались два ковёрных клоуна. Но мне об этом не сообщили, и я с уверенностью поехала работать оригинальный номер с хула-хупами, а также дрессуру с собачками. Всё выяснилось на месте. И, собственно, деваться было некуда. Пошли репетиции, ведь контракт уже был заключён. Тогда я согласилась побыть резонёром (помощником клоуна) для своего партнёра по работе. С этого всё и началось. До этого я в этом жанре никогда не пробовалась и даже не представляла себя.
Сначала я просто ассистировала в комическом образе, подавала разные предметы и старалась тут же скрыться в форганге, потому что очень стеснялась. Но однажды совершенно случайно партнёр толкнул меня в плечо, и я упала на пятую точку. Так как в то время мой образ представлял собой мальчишку (Гавроша), то получилось это естественно и комично. Зал очень смеялся, а у меня слёзы на глазах. Но в то же мгновение, когда я услышала реакцию зрителя, появилась мысль: «родился клоун!» и желание работать в этом жанре. Я начала развиваться, учиться, искать новые ходы, репризы. А самым приятным было получать одобрение и громкие аплодисменты зрителей.
За время работы в жанре клоунады вы сменили двух партнёров. Никогда не хотелось выйти на манеж в роли клоунессы одной?
Такие моменты на самом деле были. Иногда даже приходилось подменять или заменять. Все мы люди, можем заболеть или иной случай может произойти. У меня даже были сольные репризы, когда мы работали в паре. Но мне всегда попадались замечательные и профессиональные партнёры. Мы всегда хорошо ладили в манеже, в жизни и крепко дружили.
Конечно, если бы жизнь повернулась или заставила готовить сольную клоунаду, я бы не отказалась и, думаю, получилось бы здорово. Но на сегодняшний день очень довольна тем, что со мной рядом талантливый, замечательный, творческий партнёр. А ведь многие яркие клоунские пары прекрасно заявляли о себе, но впоследствии распадались по разным причинам. А для меня судьба распорядилась так. И я считаю, это классно!
Перед созданием номеров вам важно было придумать характеры персонажей. У вас их было два. Чем вы на них похожи, а чем отличаетесь?
Первый мой образ, образ Гавроша, сложился легко, а в дальнейшем набирал свою полноту характера, жестов, движений. Развивался! Это мелкий хулиганистый мальчишка, всегда разыгрывающий смешные шутки со зрителем и готовый на любую авантюру. Но в то же время добрый, свой парень со двора. Дело в том, что над первым клоунским костюмом мы даже не задумывались, так как всё было спонтанно. Мне его показали на площадке. Это был совершено готовый костюм из другого номера, который уже не работал к тому времени. Коротенький черный пиджачок, кепка восьмиклассника и укороченные брючки. Характер почувствовался практически сразу. Опять же сказались детство и юность девяностых. Важную роль сыграло общение с братьями.
Другой же образ (нынешний) полностью противоположный и сильно отличается от предыдущего. Здесь пришлось себя уговаривать некоторое время, (смеётся), так как было трудно перестроиться: менять мировоззрение, темперамент в более женственную сторону. Хотя искра хулиганки всё равно сохранилась. Без неё клоуну никак. Над костюмами и образами нашего дуэта мы долго работали. Искали, переделывали. Пригласили дизайнера, костюмера Екатерину Билан. У нас совершено другой характер отношений в паре. Мы боремся друг с другом за индивидуальное внимание зрителя, точно так же, как каждый ребенок борется за внимание родителей. Отсюда и название дуэта — Crazy Kids.
Даниил Минкевич, ваш второй партнёр, не раз подчеркивал, что многое в клоунаде дали ему вы. Почему появилось такое желание — поделиться знаниями, умениями, опытом?
Данник — очень харизматичный и разносторонний трюковой артист. Темперамент образа и добрый, внимательный характер сыграли большую роль. Мне очень понравился его неподдельный интерес к цирку и, в частности, к жанру клоунады. Я решила, что мы можем создать совершенно новые образы, отношения которых будут яркими и принесут что-то новое в цирковое искусство. Конечно, образы должны быть симпатичными и захватывающими для публики. Мы включили в работу и трюковые, и игровые элементы. Смешали разные школы клоунады. И профессиональный взгляд не подвёл. Мы отлично стартовали, продолжаем работать и развиваться. Выходить на новый уровень. А, значит, всё не зря! И многие пройденные площадки, и опыт, полученный на них, доказывают это. Для меня очень много значит, что мы состоялись, понравились, были восторженно приняты и достойно оценены зрителями и коллегами по манежу.
Считается, что клоуны в цирке должны уметь всё. Какие жанры вы используете в репризах?
В наших репризах в данный момент используются оригинальный жанр, дрессура, баланс, иллюзионные трюки, а также игра со зрителем. В дальнейшем постараемся вводить музыкальную эксцентрику.
В некоторых номерах с вами участвуют и ваши питомцы — карликовые пудели. Как выстраиваете с ними работу?
В основном работа с животными выстраивается на игре. Используем всё, чем можно заинтересовать: игрушки, предметы. Всё для того, чтобы представить зрителю номер в неожиданном, а, самое главное — в комическом свете. Важно адаптировать животное к каждой площадке, сцене, манежу, улице, чтобы питомец ощущал поддержку и воспринимал всё как веселую игру. По-другому никак. Ни в коем случае нельзя дать почувствовать лохматому партнёру какую-то угрозу или неуверенность. И всегда вовремя нужно прийти на помощь и правильно обыграть элемент. Вот, например, у меня был случай. При запуске зрителя в зал пронесли кошку. Лохматый артист сразу же это почувствовал. Его не проведешь. Но так как мы не запрещаем на репетиции присутствие других артистов, и даже если кто-то во время репетиции проходит мимо манежа со своим животным, мы стараемся акцентировать на этом внимание, чтобы питомцу было привычно. Животное понимает и практически не отвлекается в дальнейшем. Успокаиваем животных мы взглядом, жестом, треплем за ушком или угощаем лакомством. Лохматый артист чувствует себя как дома. Мы настоящие партнёры, чувствуем друг друга. Это наша личная находка.
Есть мнение, что другие артисты репетируют гораздо больше ковёрных. Так ли это и какую репетицию, на ваш взгляд, можно считать удачной?
На мой взгляд, самая удачная репетиция — это жизнь! Конечно, сложное сальто или воздушный номер требуют репетиции на определённой площадке, А ковёрные могут репетировать в любом месте. Точнее, я бы сказала, везде и даже в разных ситуациях. Подметить смешное и прикольное поведение можно, наблюдая за людьми и окружающим миром. Затем грамотно использовать в номерах. Также лучшая репетиция коверного — в работе! На зрителя. Только там ты можешь понять, насколько удачно всё получилось. Конечно, если ты работаешь с трюками, то это отдельные репетиции, которые требуют идеального исполнения. Но именно в работе, слушая смех, мы понимаем, насколько правильно всё сделали. Проницательную публику не обманешь! Особенно тепло принимают артиста, когда он открыт душой для зрителя. Для нас в работе очень важно стать своими для публики, родными, близкими и сделать каждое представление незабываемым.
Вы много взаимодействуете с публикой. Бывали ли курьёзные ситуации на манеже или за форгангом? Что именно вы подмечаете в поведении, реакциях зрителей для своей работы или жизни?
Курьёзные случаи, конечно, в работе бывают, и они запоминаются надолго! Вот пара историй. Наше первое появление в зале (выходная реприза) всегда проходит на лестнице между секторами. Мы спускались наперегонки. Данник требовал шарик, и в тот момент, когда я протянула руку с вожделенным предметом, он, вместо того, чтобы выхватить у меня шарик, неестественно взмахнул руками, сделал пару шагов спиной к манежу вниз, крутанул пируэт и кубарем покатился к барьеру. Остановился только за барьером в манеже. По сценарию этого трюка не было. Я картинно закрыла глаза, а у самой в голове: «Жив ли он?». Но когда с криком «Ага!» взглянула на него, он ловко поднялся и побежал в центр манежа. У меня мелькнуло: когда же он успел отрепетировать этот сложный каскад? Я бросилась к нему вместе с шариком, возмущаясь тем, как ловко он всё провернул. И когда подбежала к нему, у меня тоже возник момент импровизации. Я, взяв шарик, хотела лопнуть его о голову партнёра, но не рассчитала свой рост. В общем, Даннику слегка досталось по носу. Публика была в восторге. Зал смеялся от души. Когда мы закончили репризу, я решила спросить у Данника, когда он успел отрепетировать такую классную импровизацию с элементами кульбитов и пируэтом при сложном падении, ведь раньше мы этого никогда не делали. Данник, потирая ушибленный нос, ответил, что совершено случайно споткнулся о ногу зрителя, а всё остальное произошло спонтанно, благодаря опыту работы. И тогда уже пришел наш черед от души смеяться в гримёрной! Но всё произошло как никогда естественно, и мы решили применять этот момент в дальнейшем.
А второй случай настиг нас на гастролях в Тульском государственном цирке. Исполняли репризу «Уникальная фотография», где сюжет заключается в том, что мы комически усаживаем зрителей в разных позах на манеже. Но финал репризы в тот раз пошёл не по плану. Мужчина, с которым мы позировали вдвоём со зрительницей, не выдержал нашего изящного веса и стал наклоняться, съезжать и падать со стула вместе с нами. Мы зацепили ещё двух зрителей, которые также позировали фотографу (Даннику). На манеже возникла куча-мала. Некоторое время пришлось комично помогать подниматься всем, в том числе и клоунам. Но одна полненькая зрительница долго не могла ухватиться за руку и качалась лодочкой, пока мы не догадались, что лучше будет ей подняться, перевернувшись на бок. Всё обошлось, но реакция зрительного зала была сногсшибательной. К сожалению, этот момент задействовать в дальнейшем мы не решаемся, так как такая куча-мала может быть травмоопасной для зрителей.
Вы постоянно окружены людьми: дома, в цирке, на гастролях. Как сохранять с ними хорошие, доверительные отношения?
Принимать каждого таким, какой он есть. С шуткой, юмором и добрым расположением. Ведь для каждого человека очень важно в жизни внимание. На самом деле все хотят, чтобы их понимали. Это сложно, но стремиться к этому надо!