«Самое главное трудиться, любить и быть преданным цирковому делу»

Николай Николаевич, очень приятно вести беседу с заслуженным артистом России. Расскажите пожалуйста, с чего начиналась ваша цирковая жизнь?

Я не заслуженный артист, а заслуженный работник культуры Российской Федерации. И началась моя цирковая жизнь с 1969г., я поступил униформистом в Тульский государственный цирк.

Вы начинали в должности униформиста Тульского государственного цирка. Что входило в ваши обязанности? Сколько времени потребовалось, чтобы выйти на арену в качестве артиста?

В обязанности униформиста входит, заправка манежа, уборка закулисной части, а также выносить и устанавливать реквизит и цирковые аппараты для артистов. Первый мой выход в манеж был в конце 1971-го, к нам в цирк приехал Юрий Владимирович Никулин. И тут, наверное, мне повезло. Одна из его реприз называлась «Допризывник», для участия в которой был нужен парень допризывной внешности. А я как раз готовился в армию и только что постригся налысо, так что подошёл в самый раз.
Мое участие в номере заключалось в том, чтобы подметать манеж в то время, пока Юрий Владимирович, строил мне всевозможные каверзы.

С 1971 по 1972 год вы были ассистентом Юрия Никулина. Что привнесла в вашу жизнь работа с таким уникальным артистом?

Я получил большую жизненную и цирковую школу и любовь к цирку. Никулину моя работа понравилась, и он предложил поехать с ним на гастроли в качестве ассистента. Мы выступили в Нальчике и Ялте. Потом, отслужив два года в армии, я снова вернулся к Никулину. Выходил в репризах, в подсадках. Например, был у Юрия Владимировича номер со змеей, когда на манеже появлялась якобы сбежавшая гадюка, которую он ловил и нёс за кулисы. Змея начинала вырываться, и Юрий Владимирович, словно бы случайно, выбрасывал её в зал – на одного из зрителей. Этим зрителем как раз и был я. Моя задача заключалась в том, чтобы дико испугаться, упасть в обморок и так далее – завести зал. Понятно, что в меня кидали уже не змею, а просто кусок верёвки, но зрители верили.
Еще через какое-то время Юрий Владимирович начал передавать мне свои номера – я стал выходить на арену с его репризами уже в качестве клоуна.

Выступлениям на манеже цирка вы посвятили 20 лет. В чём заключаются особенности работы ковёрного-артиста?

Выступлениям на манеже цирка я посветил 25 лет (улыбается). Особенности работы ковёрного донести до каждого зрителя свои репризы, чтоб они получали энергетику, улыбку и радость от выступления. Чтоб уходили после выступления с поднятым настроением и было что вспомнить. А в профессиональной среде, мы заполняем паузы между номерами, чтобы не было заминок.

Несмотря на активную цирковую деятельность и множество гастролей вы получили два высших образования. Были ли в вашей жизни полезны знания, полученные в университетах? Удалось применить их на практике?

Да, конечно, были, так как будучи директором нужно знать все! Вся наша жизнь и работа в цирке — это практика и каждый раз мы, что-то практикуем.

Артисту, как и учителю необходимо постоянно совершенствовать свои навыки, повышать уровень профессионализма?

Для артиста (коверного) нужно постоянно искать репризы, интермедии на насущную тематику, чтоб это было понятно и доступно зрителю разных возрастов. Поэтому артист всегда в поиске чего-то нового.

В течение 7 лет у вас была постоянная работа за рубежом. Вы жили в Анголе, Конго, Эфиопии, Камеруне, Ливане, ОАЭ, Югославии, Италии, Франции, Германии, Польше, на Кипре. Как такой образ жизни влияет на организацию семейной жизни артиста?

Действительно, образ жизни у артистов своеобразный, бродячий, кочевой. Не каждый выдерживает такой образ жизни кто приходит со стороны (не династийные)! Все видят то, что мы хотим показать, а правда бывает другой, но нам это нравится.

По возвращению в Россию вы работали на руководящих должностях при Росгосцирке. Какие достижения в этой деятельности вы считаете наиболее значимыми?

Проведение фестивалей, гастролей российских коллективов в России, а также за границей. Ну и конечно руководство цирками. Сколько в них души и сил вложено было.

Под вашим руководством реконструировали и построили несколько цирковых комплексов в различных регионах России. Осуществлялись ли ваши проекты в том образе, в котором вы представляли их для себя?

Я руководил 7-ю Цирками в России и 9-ть приводил в порядок. Да, осуществлялись. Вот один из них, это был самый первый проект и первый мой цирк, где я был в качестве директора. В 1996-м я свои зарубежные гастроли прекратил, и в 2001-м мне предложили стать директором цирка-шапито «Весёлая арена», который располагался в Москве, в парке имени Горького. Но вы же сами знаете, какая ситуация с цирками в Москве. Там работают два больших цирка и три цирка-шапито. Естественно, открывать еще одно шапито мне казалось губительно. Пришлось думать, как быть и что делать дальше. И тут я вспомнил, что моя супруга, тоже артистка цирка, всегда мечтала, чтобы в её родном городе Ульяновске был свой цирк.
Поэтому скоро у меня родилась идея начать работать в Ульяновске. До этого я был в Ульяновске три раза, город мне очень понравился цветами, в которых в советские годы он буквально утопал. Такого я не видел больше ни в одном городе СССР…
В 2001-м идея воплотилась – мы привезли цирк в Ульяновск. Хотя одна только перевозка потребовала около миллиона рублей. А для того, чтобы сняться из парка имени Горького, потребовалось на несколько часов перекрыть Ленинский проспект.

Вы руководили проектами и возглавляли Ульяновский, Омский, Ивановский и Тульский государственные цирки. Занимались воздвижением и реконструкцией, то есть работали над проектами от создания до организации функционирования. Какой цирк был вам больше по душе?

Да, действительно, много цирков я ремонтировал и приводил в порядок, но один из всех был от начала и до конца отремонтирован под моим присмотром — Ивановский Государственный Цирк. В проект цирка я внёс много изменений и инноваций, было заказано самое инновационное световое оборудование. Это единственный цирк в России, который отремонтировали практически за 1 год.

В 2014-м году вас назначили куратором выступления цирковых артистов на Олимпийских играх в Сочи. Что было самым впечатляющим для вас в подготовке и выступлении на таком крупном празднике спорта?

Организовать репетиции, подготовку артистов к открытию и закрытию олимпиады в Сочи. Впечатлило меня многое, масштаб всего происходящего был очень велик. Самой незабываемой для меня останется одна история, которая как раз там и произошла. Отдать должное охране пропускных пунктов, всё на высшем уровне. Ребята молоды, каждый профессионально выполнял свои поставленные задачи. В общем, артистам в очередной раз выходить на репетицию, а им не платили уже несколько дней, лишь обещали и кормили «завтраками». Они решили поставить ультиматум: «Сначала заплатите, а потом мы выйдем на работу». В итоге всё это дошло до руководства в Москве. Мне поступил звонок от генерального директора нашей компании, что надо срочно найти деньги. Конечно, пообещали потом всё возместить, только решить этот вопрос оперативно. Благо были знакомые и друзья в Сочи. Пришлось ехать к ним и одалживать деньги для выплаты з/п артистам.

Еду я значит с деньгами, и тут мне звонят артисты и говорят: «У нас магнезия закончилась, без неё не сможем работать!» Магнезия — это белый порошок или раствор, представляющий собой соль магния и предназначенный для подсушивания рук и, как следствие, увеличения надёжности хвата. В итоге подъезжаю я к 1-му КПП, показываю пропуск, прохожу. Подхожу ко 2–му КПП, а там уже стоят люди с собаками и рентгеном, который всё проверяет. Ну дальше было шоу (смеется), которое я не забуду. Видели бы вы их лица! Они подумали, что поймали крупного наркодилера. Пришлось долго объяснять, откуда деньги и что за порошок, пока не связались с Эрнстом и он уже подтвердил, что это для артистов.

На данный момент вы работаете в «Государственном училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева (Карандаша)». Участвуете ли вы в подготовке нового поколения цирковых артистов?

Да, участвую, помогаю молодому поколению понять, что такое цирковая жизнь. Где-то что-то подскажу, опыт то уже огромный.

Вы прошли все этапы профессионального роста в цирковой деятельности. Исходя из вашего жизненного опыта, какой совет вы бы могли дать творческой молодежи?

Самое главное трудиться, любить и быть преданным цирковому делу. Цирк самый честнейший вид искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *