«При выполнении трюков со страховкой и без испытываются совсем разные чувства»

Олеся, вы руководите цирковым аттракционом «жокеев-наездников». Расскажите пожалуйста, как вы пришли к этому жанру? Почему выбрали для себя такой сложный вид искусства?

Много лет занималась спортивной гимнастикой. После училась в институте физической культуры и спорта. Когда пригласили в цирк, уехала не задумываясь. Цирк — это совершенно другой мир. В нём есть свои определённые трудности — постоянные переезды из города в город, проживание в гостиницах, возможность видеться с родными только во время отпуска. Вместе с тем, во время работы, когда отдаёшь всего себя на манеже, делишься энергетикой с залом, а в ответ получаешь восторг и радость от зрителей всех возрастов — это непередаваемые ощущения, которые остаются в душе навсегда. С тех пор прошло более десяти лет, и о своём выборе нисколько не жалею.

Жокейская работа подразумевает целый набор разнообразных навыков наездника и конного акробата. К началу работы с лошадьми – вы стали мастером спорта по спортивной гимнастике. А как пришла идея применить своё мастерство в работе с этими благородными животными?

Первое знакомство с лошадьми в цирке началось с номера «Па-де-де». Это был новый опыт. В гимнастике нужно полагаться только на себя. В этом цирковом жанре идёт уже взаимодействие с животным. Лошади мне нравятся с самого детства. Поэтому было интересно начать работать с ними. Спустя несколько лет перешла уже в номер «жокеи-наездники».

Конные цирковые шоу – довольно опасный вид искусства. Бывало ли вам страшно?

На репетиции, как и в работе, всегда есть риск получить травму. При выполнении трюков со страховкой и без испытываются совсем разные чувства. Во время своего первого выхода на манеж ничего, кроме страха, не было. И только сосредоточенность на лошадях. С опытом, конечно, приходит уверенность в себе. Но небольшой страх остаётся, потому что на руководителе номера лежит ответственность уже не только за себя, но также за акробатов и лошадей — равноценных партнёрах номера.

Вы являетесь последователем жанра «жокеев-наездников». Когда и как возник этот вид циркового искусства?

Номер «жокеи-наездники» был создан в 1926-м году выдающимся цирковым артистом Александром Сергеевичем Александровым-Серж, сыном основателя династии «Серж» — Сергеем Алексеевичем Александровым-Серж. Самой династии «Серж» более 160-ти лет.

Номер «жокеи-наездники» – один из самых опасных и, в тоже время, зрелищных номеров в цирке. В чём заключается сложность выполнения трюков в данном представлении?

Он считается опасным из-за своей повышенной сложности. Все трюки выполняются без страховки. Жокей-наездник делает акробатические трюки на лошади, которая идёт галопом по кругу манежа. Также он запрыгивает сверху на лошадь или спрыгивает с неё в манеж, дополняя прыжок акробатическими элементами. Это сложный жанр, потому что нужно иметь полное взаимодействие с лошадью.

На сегодняшний день ваш жанр – единственный в РосГосЦирке. Как вы думаете, в чём основная причина того, что номер «жокеев-наездников» остался в единичном варианте? Раньше это представление было очень популярно и вызывало бурю эмоций у зрителей.

Это довольно травмоопасный жанр. Требуется очень много времени для подготовки артистов. Больше всего у жокеев страдают колени, ахиллы, спина. Артист цирка — это образ жизни. К сожалению, не каждый сейчас способен отдать себя, свою личную жизнь для того, чтобы развивать это искусство.

На ваш взгляд, цирковые представления движутся в сторону облегчения программ по количеству трюков и манёвров?

Мир постоянно развивается. Чтобы оставаться зрелищным и конкурентноспособным, цирку тоже нужно не стоять на месте. Всё больше становится театрализованных представлений, когда сюжетная линия спектакля соединяет между собой разнообразные номера программы. При этом трюковая составляющая номера усложняется. Это хорошо видно на различных международных цирковых фестивалях.

Конные номера требуют взаимодействия с лошадью. Каждая лошадь имеет свой характер и хорошо чувствует наездника. Что необходимо, чтобы войти в контакт с лошадью?

В первую очередь, никакой агрессии. Весь тренировочный процесс строится на доверии. В благодарность за свою хорошую работу лошади получают «вкусняшки» в виде сахара, сухариков или морковки. Также жокеи всегда подбадривают лошадь или успокаивают, если вдруг она чего-то испугалась. В номере «жокеи-наездники» лошади такие же партнёры, как и другие артисты.

Какие породы используются в цирковых номерах с жокеями? В гастрольных программах артисты выступают на своих лошадях?

В номере используются лошади тяжеловозы (жеребцы), в основном советской, русской, першерон, владимирской пород. В среднем рост лошадей 160-180 см. У жокея-наездника нет «своей» лошади. Он должен уметь выполнять трюки на всех лошадях, чтобы в случае травмы одной из них, можно было перестроить работу.

Жокейский номер представляет собой повторение комбинаций трюковых элементов. Как долго происходит отработка номера, прежде чем он будет выпущен на арену?

Это очень долгий и упорный труд. Помимо наличия хороших акробатических данных самого артиста, которому следует освоить навыки верховой езды, нужно в большей степени подготовить лошадь, чтобы она умела выполнять команды, бегать в определённом темпе, не бояться музыки, света и посторонних звуков. Этот процесс подготовки лошади к работе может занимать несколько лет.

Как вы отбираете артистов для своей программы? С какого возраста можно стать артистом такого жанра и от чего зависит овладение искусством циркового наездника?

В основном приходят из цирковой студии или спорта. В цирковой семье ребёнка могут приучать к овладению искусством наездника с раннего возраста. Также существует практика привлекать в номер будущих артистов в возрасте 14-15 лет (со спортивной гимнастики или акробатики), когда уровень подготовленности наиболее высок. Помимо физподготовки, акробат должен обладать артистическими данными. Каждая лошадь бегает в своём определённом темпе. Поэтому акробату нужно научиться чувствовать ход лошади. У каждого это происходит по-разному. К кому-то этот навык приходит через пару месяцев, к кому-то через полгода упорного труда. Самым главным компонентом для скорейшего овладения этого жанра является желание самого артиста.

Олеся, какие перспективы вы видите в развитии жанра «жокея-наездника» в будущем? Сможет ли этот вид представления возродить свою популярность?

При поддержке руководства цирка, думаю, что у этого жанра хорошие перспективы в будущем. Популяризация цирка привлечёт ещё больше желающих окунуться в этот волшебный мир радости и веселья. И не только в работе с благородными животными, лошадьми, но и в освоении других, не менее зрелищных жанров.

Добавить комментарий