«Цирк — это на всю жизнь»

Оля, откуда ты родом? Чем увлекалась в детстве?

Я из Омска. В детстве любила хореографию, балет и гимнастику, но у моих родителей не было денег на частные кружки и даже на государственные, и меня водили на вокал, который я ненавидела, но ходила, потому что бесплатно. У меня была книга с фотографиями русских балерин «История балета», и вот их позиции я пыталась повторить, как на картинке.

В каком возрасте ты начала заниматься акробатикой? Был ли у тебя до этого опыт в гимнастике?

В 19 лет пришла во Дворец искусств, узнала, что там преподают акробатику. Тренер увидел во мне потенциал, и мы начали плотно заниматься. Три долгих года. Я тогда работала и ездила к нему на другой конец города.

На твой взгляд, насколько важна роль тренера в карьере артиста?

Роль тренера очень важна, сам человек вряд ли смог бы выжать из себя то, что может сделать из него тренер. Помню, прихожу в первый раз, а он посмеялся и говорит: «Ты что, стриптиз танцевала? Ну, раздевайся, буду фигуру смотреть». Я опешила и убежала, но на следующий день вернулась. Только потом узнала, что кого-то он попросил секции у батареи пересчитать, кого-то ещё что-то сделать лишь для того, чтобы узнать, действительно ли у человека есть желание тренироваться и достигать успехов кровью и потом, преодолевать себя.

После создания двух сольных номеров — хула-хуп и эквилибр на катушках тебя приняли в передвижной цирк «Крокус». Что представляет собой этот цирк?

У «Крокуса» большая программа, там есть и животные. Артисты периодически меняются для обновления программы, но есть костяк коллектива, клоун, дрессировщик, я, директор у нас — сам артист. Я в «Крокусе» с самого начала, с момента образования цирка. За 10 лет поменяла несколько постановок, то есть технически катушки остались катушками, а вот постановку артисты должны, просто обязаны, менять, так как мы проехали всю страну вдоль и поперёк, нужно оставаться конкурентоспособным, что-то новое делать, трюки добавлять, шить костюмы новые, образы менять, учить с балетом танцы.

В «Крокусе» тебе предложили дополнительно заняться дрессурой попугаев. Какие трюки умеют выполнять эти птицы?

Номер с попугаями — часть шоу «Амазонки». Сначала балет исполняет дерзкий танец, выводя в манеж закованного в цепи мужчину (дрессировщика крокодила), далее выхожу я с птицами (королева амазонок). Артюша, мой ведущий солист, он к трюкам более склонен, карабкается по копью, лестнице, крутится в кольце, висит, катает мяч по стойке, целуется, потом в манеж влетает девочка Дака очень строптивая, ей летать больше нравится, «ну что ж» подумала я и выпустила её в зрительный зал. Вместе они совершают три, иногда больше кругов над зрителями, что вызывает восторг ещё больший, чем трюки Артюши.

Расскажи про специфику работы с попугаями. Сколько времени уходит на адаптацию при переезде и подготовку к выступлению?

Особенность работы с попугаями заключается в том, что они очень умные. Если не хочет делать, то не заставишь, понимает, что кругом зрители и на представлении можно филонить. На репетиции всё выполняют чётко, быстро, профессионально, а качество представления будет зависеть от его настроения. Никакой агрессии применять нельзя. Он это запомнит и не простит, один раз оступишься — потом вряд ли получится загладить вину. Требовать выполнения трюка всё же приходится, потому что сидеть и ничего не делать они не могут, их нужно развивать. Адаптации никакой нет, мы ведь работаем фактически в одном и том же помещении. И к переездам они привыкли, едут в машине с нами, с остановками на «попить, поесть», в фуре у нас все условия для содержания, директор получил лицензию.

Многие держат дома попугаев, обучают их разговаривать, иногда петь и общаться с людьми. А что необходимо, чтобы попугай стал артистом?

Не все попугаи могут стать артистами, всё зависит от заложенных природой способностей. На моём примере становится ясно, что для полноценного номера нужно несколько птиц, один лучше летает, другой — трюкач, если возьму ещё пару, то со временем тоже пойму на что способны каждый из них. Я бы посоветовала присмотреться внимательнее к своему другу, может быть вы заметите какую-то особенность, которая впоследствии и станет основой для трюка.

Работа в передвижном цирке — это постоянные поездки на гастроли. Любишь ли ты путешествовать? Где побывала за это время?

Путешествовать я люблю, посмотрела много интересных городов Россиюшки, где только не была. Люди разные, но родные. Переезд не так страшен, если это передвижной цирк. Весь дом на колёсах, выношу я только велосипед на улицу и реквизит в шатёр.

Что самое сложное гастрольной жизни для тебя и что самое интересно?

Самое сложное в моей работе — накопить на новый костюм. (Смеётся.) Мы их шьём за свой счёт, а хочется получше, пошикарнее, поэлитнее. Так вечные проблемы: то грим закончится, то костюм захотелось. А интересное, конечно, города и люди. Мы всегда отмечаем, как принимает зал и это интересно.

Ты работаешь уже 10 лет. Изменялось ли твоё отношение к цирку за это время? Хотелось ли когда-то попробовать себя в другой сфере?

Отношение к цирку стало только лучше. Я хотела бы попробовать себя в новом жанре, но не в новой сфере деятельности. Цирк — это на всю жизнь.

Конечно же, артисты цирка такие же люди, как и все, и случаются нестандартные ситуации. Бывали ли у вас такие моменты, когда нужно было собраться и отработать несмотря ни на что?

Как-то упала я с катушек, со стола. Не чувствуя боли, на адреналине залезла снова, завершила трюк с кровью на бедре. Потом отработала следующие номера и только после представления приехала в больницу и узнала, что сломала пятку, мне предложили гипс. А какой может быть гипс в середине гастролей? Отказалась. Пятка срослась через три месяца, я старалась на неё не наступать. Ещё работали мы на Юге, где не помню, там была адская жара, а хупы — это ритмичный кардиономер, вот у меня и закружилась голова. К тому же я ещё худела, ничего не ела. Под конец номера потемнело в глазах, я уж не знаю в какую сторону сделала финальный поклон, уходя, упала в обморок прямо в форганге. Но сказали, что зрители ничего не заметили. Конечно всё это риски, не стоит забывать, что в такой работе всегда опасность ходит где-то рядом.

В 2020 году в Тюмени ты принимала участие в 9-м областном фестивале «Парад талантов» в качестве судьи. Что тебя порадовало или удивило в конкурсантах?

Порадовало то, что в юном возрасте у детей есть жажда первенства, желание быть лучше других, достигать, участвовать и побеждать. Я приняла предложение, потому как нужно поддерживать начинающих артистов, ведь у них впереди столько побед и неудач, тренировок и выступлений. Дети пяти лет отроду уже умеют делать трюки на ремнях, в кольце, сложные элементы, по-детски, но всё же на достойном уровне. Не сидят за компом, дома, в телефоне, а ходят и тренируются. Это такая база, которая потом очень пригодится. Понимают ли это дети — не знаю, но родители выбрали правильное направление для ребёнка, физическое и творческое развитие нужно всем, чем раньше, тем лучше. А цирковое искусство, кроме физиологии, развивает красоту, эстетическое восприятие, воображение, культуру, умение слышать музыку.

Добавить комментарий