Павел Балашов

«Цирканутый» — это про меня»

Павел, вы оформитель звука циркового процесса. Расскажите, в чём заключается ваша профессия?

Текущее обслуживание и ремонт звукового оборудования, музыкальное сопровождение цирковой программы и репетиций, настройка звукового оборудования, подготовка музыкальных композиций и их редактирование, а также работа на мероприятиях, проходящих в цирке.

Вы родились и живёте в Брянске. Поделитесь своим мнением о вашем городе с точки зрения человека искусства.

Брянск достаточно большой город. Помимо цирка, есть драматический театр, театр юного зрителя, кукольный театр, музеи, концертный зал, в каждом районе города Дворцы культуры, так что культурная жизнь достаточно насыщенная. В городе также не забывают и о подрастающем поколении, открыты множество кружков, вокальных, танцевальных, несколько цирковых студий. Брянские коллективы часто становятся лауреатами и победителями российских и международных конкурсов.

После школы вы поступили в колледж физической культуры. Почему выбрали это направление? Как была связана ваша жизнь со спортом в тот момент?

Мои родители — тренеры по лёгкой атлетике, достаточно известные в городе. С семи лет я начал тренироваться, поэтому выбор был предначертан, но потом судьба распорядилась по-другому.

Затем вы учились в Брянском государственном университете. На какой специальности остановили свой выбор?

Специализация та же — физическая культура и спорт.

В 90-х годах вы работали преподавателем, начальником коммерческого отдела в коммерческой фирме, диджеем, техником в прокатной компании. Все ли направления были связаны со звуком?

В 90-х годах было очень много проблем в стране и в личной жизни. В 1995 году ушёл из жизни папа. Мы с женой студенты, моя мама одна работает. Чтобы было на что жить, устроился в фирму, занимались поставками продуктов, полдня учился, после работал. После университета преподавал физкультуру, ночами подрабатывал диджеем в клубах. Быстро понял, что быть преподавателем — это не моё и пошёл в прокатную компанию, занимался монтажом оборудования на концертных площадках.

Как судьба привела вас в цирк?

Его величество случай! Пришёл в цирк к знакомому инженеру, чтобы он помог с ремонтом звукового оборудования, а у них проблема — уволился звукооператор прямо накануне программы. Попросили выручить и поработать. Так в моей жизни появился цирк и моя первая программа «Сияние маленьких звёзд».

В чём специфика работы звукооператора в цирке? Что привлекает вас в вашей профессии?

Как бы странно это не звучало, в цирке работа живая, даже когда звучит фонограмма, а не играет оркестр, каждый раз в номерах, что-то по-разному, особенно в номерах с животными. Думаю, именно это привлекает, что всегда есть движение, изменяются и номера, и музыкальный материал, нет застывших форм.

От звукового оформления номера, выступления, шоу, показа зависит восприятие зрителем происходящего на манеже. Какими качествами должен обладать хороший режиссёр по звуку?

Музыкальным слухом и вкусом, а ещё крепкими нервами.

Сравнивая с вашим предыдущим опытом в качестве звукового оформителя мероприятий, работы диджеем, как вы ощущаете себя в цирке?

Диджей — это артист, который создаёт определённое настроение на танцполе. Звукооператор — партнёр артистов на манеже, который не только создаёт настроение, но ставит акценты, делая музыку тише или громче, выдерживает паузы между музыкальными произведениями.

С кого начинается работа над звуковой партитурой? Бывают ли разногласия с артистами, как находите компромиссы?

В настоящее время стало проще, так как используется авторская музыка, написанная композитором для конкретного номера.

Случались ли какие-то экстремальные ситуации во время шоу и как вы с ними справлялись?

Раньше я работал на звуковом комплекте КЗТС-1, у него ламповые усилители, они очень сильно греются. Летом лампы перегревались и иногда взрывались, порой происходило небольшое возгорание. Как-то работаем одну программу летом, на улице жара за 30. Премьера. Ко мне пришла руководитель программы (имя называть не буду), проконтролировать, и лампа взрывается. Я спокойно подхожу к стойке усилителей, выключаю усилитель, вынимаю его, тушу огонь, вставляю на его место запасной и включаю. Поворачиваюсь и вижу её глаза, размером с блюдце. Будничным голосом сказал, что всё в порядке и продолжил работу. Больше она ко мне не поднималась.

Гастроли программы под руководством Аркадия Гарегиняна. Идёт его аттракцион во втором отделении, и тут гаснет свет. Я включаю фонограмму, включили свет аттракциона — и ничего, форганг не открывается. В манеже никого, звоню инспектору манежа — трубку не берут, фонограмма заканчивается, ставлю заново и так три раза. Наконец, звонок, всё, начинаем. Отработал аттракцион, спускаюсь вниз и выясняется, что зебра оторвалась и убежала, и её всей толпой ловили. Вот почему нужны крепкие нервы. 

Как вы отдыхаете? Есть ли хобби? Связан ли отдых с цирком или стараетесь, наоборот, отвлечься?

Хобби — это занятия с отягощениями, штанга, гантели, гири, кроссфит. Отдыхать езжу в деревню к тёще, на природу, там рыбалка, в лес хожу за грибами — самый лучший отдых для меня.

Что для вас в первую очередь ваша работа? Вы работаете, как и артисты, практически все выходные, праздники, и у вас ненормированный график. Как относится семья к такому расписанию?

Есть такое слово — «цирканутый», это про меня. (Смеётся.) В цирке у меня и творчество, и хобби, и общение. Семья уже привыкла, тем более у жены тоже график работы не совсем нормированный, дочка с пелёнок в цирке, ей здесь нравится. Они приходят на представления, у них есть любимые номера и артисты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.