От рассказов до виммельбухов: создаём цирковую библиотеку


Медведь танцует под энергичную музыку. Жонглёр поднимается под купол цирка и перебрасывает мячи прямо в воздухе. Кони несутся галопом по манежу, равному ни больше ни меньше 13 метров. За этим каждые выходные, а представления, как правило, идут в субботу и воскресенье, наблюдают в городах нашей страны тысячи удивлённых глаз как малышей, так и взрослых. Знакомиться с цирком можно не только на шоу, но и, например, дома, читая о цирковых профессиях. В этом номере журнала мы расскажем о произведениях для детей, а в следующем — для взрослых.

Доро Гебель, Петер Кнорр «В цирке»

Открыть подборку хотелось бы с виммельбуха — головоломки-комикса, иллюстрации в котором обязательно привлекут внимание ребёнка и «затянут» на долгие часы. С помощью иллюстраций авторы рассказывают о буднях артистов и кормлении зверей, о том, как построить шапито и обучаться в цирковой школе, что происходит за полчаса до представления и о парад-алле. При этом сами истории придется придумать самостоятельно, каждый раз они могут быть новыми, и, соответственно, будут восприниматься иначе (спойлер: всё зависит от фантазии, мышления и чувства юмора, которые, кстати, развиваются во время изучения этой и подобных книг). Есть в виммельбухе и спецзадание: на каждом развороте нужно найти определённых героев, например, пса Фипса или козу Зензи. Важно, что все иллюстрации не только яркие, но и детально прорисованные. Главные в центре, второстепенные — по краям.

Ксения Третьякова, Ирина Пенягина, Ирина Мухина «Куда пойдем? В цирк! Тетрадка-квест»

В тетрадке-квесте авторы объясняют, как вести себя на представлении и в антракте, что происходит за кулисами и на арене. Среди любопытных фактов, с которыми знаком не каждый взрослый — существование солярия для лошадей. Информация подаётся в игровой форме: детям предстоит пройти лабиринт, накормив хищников мясом, дорисовать канат, чтобы акробаты выступили на высоте, создать колпак фокусника и многое другое. Ещё один плюсик в том, что книга хорошо иллюстрирована, картинки добрые и с юмором.

Майкл Бонд «Медвежонок Паддингтон в цирке»

Медвежонок Паддингтон — само очарование, поэтому и любят его в самых разных частях света. Только в нашей стране про косолапого вышло не менее 15 книг. И вот в одной из них «воспитанный шалун» Паддингтон оказался в «самом лучшем в мире цирке на единственном представлении». Как он оказался не в зрительном зале, а под куполом цирка — читайте сами. Будьте готовы: курьёзные ситуации смешат, желание дочитать не покидает, а ещё есть риск узнать себя в главном герое.

Валерий Шульжик «Фунтик в цирке»

История об отважном и очень добром поросёнке Фунтике нам в основном знакома из четырех короткометражных мультфильмов 1986 года режиссёра Анатолия Солина. И если это не так, обязательно наверстайте упущенное. Сняты они были по сценарию Валерия Шульжика и Юрия Фридмана, в основу же легла двухактная пьеса «Четвёртый поросёнок», написанная в 1976.

А вот сюжет книги «Фунтик в цирке» несколько отличается, поэтому выбрать — почитать или посмотреть — не получится. У бродячих артистов гастроли. Госпожа Белладонна по-прежнему хочет заполучить поросёнка себе, тем более сейчас это сделать гораздо проще: у Фунтика случилась звёздная болезнь, и он грезит лишь о славе. Исправить ситуацию сможет только дядюшка Мокус. Обратите внимание: детям понравится история и за счет иллюстраций, и за счёт игры-лабиринта.

Михаил Лоскутов «Рассказ о говорящей собаке»

Здесь не столько о цирке, сколько о роли волшебства в жизни человека. Автор с некой долей иронии повествует о взаимоотношениях детей Вали и Сани с заклинателем змей, зоопсихологом Отто Каррабелиусом. Он приехал в Нижний Таратайск с шоу дрессированных животных, «гвоздём» которого является говорящая собака Олстон Мабуби. Наблюдая за представлением, ребята и сами убедились в том, что надо осваивать эту сложную профессию. Вот только приезд и выступление Каррабелиуса привело к весьма неожиданным последствиям.

Считаем, что к чтению это произведение обязательно. Ведь ещё писатель Константин Паустовский в статье, написанной в 1957 году, дал ёмкую характеристику Лоскутову. «Это был очень спокойный, застенчивый, но чуть насмешливый человек. Он обладал талантом немногословного и меткого юмора. Но прежде всего и больше всего он был талантливым, чертовски талантливым писателем. Его писательское зрение отличалось необыкновенной зоркостью. Он умел показать в одной фразе внутреннее содержание человека и всю сложность и своеобразие его отношения к миру…». Поэтому особенно жаль, что такой талантливый писатель ушёл из жизни слишком рано, в 34 года, и многого не успел написать.

Валентин Филатов «Рассказы дрессировщика»

Валентин Филатов, сложно себе представить, работал в цирке с шести лет. Выступал как акробат, эквилибрист, был смотрителем по уходу за животными, дорос до тренера, ассистента и, наконец, сам стал дрессировщиком медведей. Впервые выступил в 1941 году в Куйбышеве (ныне — Самара). Затем отправился на гастроли по городам Средней Азии вместе с отцом, содержателем балаганов и передвижных цирков. Одновременно готовил номер с четырьмя медведями. Самую большую известность ему принес «Медвежий цирк», с этим аттракционом Филатов побывал на гастролях за рубежом. Его медвежья труппа также снималась в кино.

Немудрено, что у дрессировщика появилось огромное желание рассказать об этом опыте не только внучке Юле, но и другим ребятам, которые любят животных и цирк.

«В зоопарках звери просто живут в клетках и никаких трюков не исполняют. А в цирках животные участвуют в представлении как настоящие артисты. Они умеют ходить на передних лапах, прыгать в огненное кольцо, выкидывать уморительные коленца. Глядя на всё это, зрители удивляются, восхищаются, смеются. Ещё бы, разве не удивит вас медведь, раскатывающий на велосипеде, не восхитит слон, стоящий на одной ноге, не рассмешит обезьянка, бегущая с коромыслом?», — пишет артист.

Филатов рассказывает о своей знаменитой цирковой династии, первых шагах в цирке, о том, как воспитать косолапых, каково это — быть в медвежьих объятиях и о том, как после этого появилось желание во что бы то ни стало стать дрессировщиком.

Юрий Куклачев, Наталия Владимирова «Самый обычный сундучок»;Юрий Куклачев «Друзья мои кошки»

Не раз брался за перо и клоун, дрессировщик кошек Юрий Куклачев. Тридцать лет назад, после гастролей в Париже, в соавторстве с Наталией Владимировой была написана детская книга «Самый обычный сундучок». Повествуется в ней как раз об этой поездке: о корабельном путешествии и приёме французами, удивительных знакомствах с владельцами магазинов и поклонниками. Большое внимание уделено любимицам-кошкам. Даже начинается произведение с курьёзного случая: уличная кошка, которую назвали Простоквашей, случайно попала в цирк перед началом представления и произвела своей выходкой фурор (а помогла ей в этом билетерша!).

Читая другую книгу, будто оказываешься за кулисами цирка. «… готовясь к выходу, ещё не сняв рабочие костюмы, десятки раз повторяют один и тот же трюк жонглёры и акробаты, проверяют сложные механические сооружения униформисты, конюхи прогуливают лошадей, давая им остыть после аттракциона. Здесь свой, неповторимый запах, свои звуки; здесь можно увидеть фокусника, пьющего обыкновенный чай с бутербродами, или слона, уплетающего душистое сено. Но вот настаёт момент, и те, кому предстоит выйти в манеж, подходят к занавесу и ждут, когда оркестр заиграет и наступит их время. Время показывать чудеса», — пишет Юрий Куклачев. Как после такого не поверить в сказку наяву?

Но опять же, обратите внимание, что всё внимание снова достается пушистым хвостатым: Сосиске, Кильке, Фифе-колокольчик, Стрелке. Вот, например, рассказывается, как кошка подсказала идею для номера: «Вечером после представления я, как всегда, пришёл домой и позвал Стрелку, чтобы попоить её молоком. Она не отозвалась. «Спит, наверное, где-нибудь», — подумал я и пошёл на кухню вскипятить чаю. Представьте себе моё удивление, когда в большой кастрюле, стоявшей рядом с чайником, я увидел мирно дремавшую Стрелку», — вспоминает Юрий Куклачев. Добрый дрессировщик попробовал вытряхнуть Стрелку из необычной постели — ни в какую. Забирается обратно и все тут. «Я рассмеялся: ну и упрямица, прямо как в знаменитой басне Крылова «Кот и повар». И вдруг меня осенило: ведь то, что сейчас проделала Стрелка, можно показать в цирке».

Александр Аронов «Браво, Аракс!»

«Что может быть увлекательнее профессии артиста цирка! Воля, мужество, бесстрашие, риск, а порою даже и игра со смертью», — говорится в предисловии.

В повести писатель, режиссёр цирка, заслуженный деятель искусств РСФСР Александр Аронов рассказывает о жизни Ирины Бугримовой, первой советской укротительнице хищников, народной артистке СССР. Среди цирковых она первая удостоилась этого звания. Много нового можно узнать и о львах, с которыми работала Ирина. Вот, например, как Аронов описывает случайную встречу дрессировщицы Ирины и льва Аракса спустя много-много лет после расставания: «Красавец-лев лежал, отвернувшись от зрителей, положил могучую голову на вытянутые лапы. В глянцевой, очень густой и пышной гриве не было ни одного седого волоса. Чуть свешивался наружу толстый темно-золотой хвост с пушистой черной кисточкой на конце. Под гладкой, блестящей шерстью угадывались богатырские мышцы. Великан дышал глубоко и ровно, всем царственным видом подчёркивая полное равнодушие к окружающим.

— Да это… Это же… Аракс! — вдруг тихо, взволнованно вскрикнула Ирина Николаевна, крепко взяв меня за локоть. — Саша, это же Аракс!

— И никакой это не Аракс, гражданка, — сказала девочка. — Это Петька. Он у нас очень давно. Переведён из другого зверинца. Из ялтинского.

— Всё правильно. Подожди, девочка, — перебила Оксану Ирина Николаевна, не сводя со льва повлажневших глаз.

— Аракс! — окликнула она великана. Лев дёрнул ухом.

— Аракс! — ещё настойчивее позвала Ирина Николаевна.

Лев повернул голову, посмотрел на неё как-то растерянно, насторожённо, будто вспоминая что-то.

— Это я! Я! — Голос Ирины Николаевны сорвался, стал чуть хрипловатым».

Кроме этой книги Александр Аронов написал ещё несколько, тоже о цирковых артистах и их животных. Читайте — будет интересно.

Надеемся, что вы выберете книги по настроению и проведёте немало приятных минут вместе с ребёнком за чтением историй и просмотром красочных иллюстраций. Только не забывайте, пожалуйста, когда ваш киндер будет тыкать пальчиком в картинку, подробно рассказывать о животных и артистах, служащих в цирке.

Автор: Дарья Капкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *