Сергей Беляков
«Я безгранично люблю цирковое искусство и считаю его самым чистым, самым искренним, самым откровенным»
Сергей Григорьевич, в каком возрасте вы познакомились с цирком, как это было? Какие остались воспоминания о цирке того времени?
Цирк изначально оставил неизгладимое впечатление, так до сих пор и продолжается жизнь и работа в цирке. В начальных классах нас из маленького провинциального городка Харцызск Донецкой области повезли в донецкий цирк. Там выступал великолепный аттракцион Владимира Шевченко, народного артиста СССР. Меня поразила потрясающая работа его и его супруги со львами и другими животными, и, конечно же, сам Владимир Дмитриевич — красивейший стройный мужчина с длинными волосами. Мне хотелось быть похожим на него, также с нежностью и любовью относиться к животным. Когда смотрел аттракцион впервые, было огромное желание пожать руку этому великому дрессировщику. В дальнейшем мы дружили, много и часто общались. К сожалению, Володя ушёл из жизни. Но он очень много дал мне и в личном плане, и в профессиональном направлении.
Вызывает ли сейчас цирк тот восторг, который был в детстве?
Безусловно. Я безгранично люблю цирковое искусство и считаю его, субъективное, конечно, мнение, самым чистым, самым искренним, самым откровенным. Цирк недаром называют «искусством без фонограммы»: ты вышел в манеж и показываешь, что умеешь. Мастерство показано всегда в моменте и воспринимается именно вживую. Детские воспоминания очень яркие, но и сказать, что сейчас в цирке меньше яркости не могу, поскольку технический прогресс на месте не стоит и то, что даёт цирковая инженерия, конечно, вызывает восхищение. На фестивале «Без границ» в Санкт-Петербургском цирке Чинизелли мы продемонстрировали возможности технического прогресса именно в части светового и звукового оборудования. И несмотря на то, что цирк строился 145 лет назад, возможности пространственные там не очень большие, нам это удалось воплотить.
В какой момент вы решили связать свою жизнь именно с цирковой деятельностью?
В непростое время, в девяностые годы. Ещё в юности удалось попасть в Читинскую областную филармонию и сразу в цирк на сцене в качестве администратора программ. Когда ты начинаешь работать с великим искусством на сцене или в манеже, то погружаешься в отношения с людьми, смотришь и на возможности человеческого тела, и на возможности циркового искусства, и не можешь в это не влюбиться. Я хочу сказать, что каждый человек, который работал в цирке даже небольшой период времени, он всё время старается вернуться обратно. На своём жизненном пути встречал сотни таких примеров.
В разное время вы возглавляли цирки в Нижнем Тагиле, Удмуртии, Санкт-Петербурге. Сейчас по работе посещаете цирки в России и даже за границей. Как сильно они отличаются?
Западные цирки очень отличаются. Это в основном цирки шапито. Советский же, а затем и российский цирк на голову выше. Потому что в советское время было принято решение развивать цирковое искусство, и в знаменитой крылатой фразе Владимира Ильича Ленина «Важнейшим из искусств является кино» было продолжение «… и цирк». Соответственно, развивались киноискусство и цирковое искусство. По всей нашей тогдашней стране, и на Украине, и в Казахстане, и в Таджикистане были построены стационарные здания цирков. Впоследствии к ним приросли гостиницы. Артистам нужно создавать комфортные условия.
То есть, можно сказать, что наши цирки отличаются от «западных» фундаментальностью?
Однозначно. Мы — настоящий большой цирк. А за границей есть хороший стационарный цирк в Будапеште в Венгрии, есть в Германии, Франции, но эти здания именно как цирк не позиционируют себя. А остальные цирки — это шапито. Большие, мощные, но постоянно переезжающие.
Возможно, в связи с тем, что возникают сложности при перемещении животных, европейские цирки отказались от прокатных программ, в которых участвуют четвероногие, крылатые и прочие артисты. Вот в вашем послужном списке есть руководство ижевским зоопарком. Насколько часто животных из зоопарка пристраивают на работу в цирк и наоборот?
В какой-то момент мы пытались равняться на Европу, которая якобы отказывается от работы с животными. Но я много раз приводил пример: если взять всех слонов, «работающих» в мире, за 100%, то 95% из них «трудится» в Европе. Во всех европейских странах работают цирки с животными. Фестиваль в Монте-Карло — главное для Европы событие цирковой жизни— не проходит без участия тигров, львов, слонов. Где-то отказывались от цирков с животными, но сейчас работа возобновлена. Поэтому суждение о том, что Европа отказывается от работы с животными, неправильное. Цирк классический всегда был с животными. И работа со зверями — это для нас прежде всего любовь к ним, а не жестокость, как некоторые псевдозащитники животных пытаются показать.
Да, я работал директором ижевского зоопарка, который и сегодня является одним из лучших в России. Помню, как Владимир Спицин, тогда президент столичного зоопарка, отметил, что тут построили зоопарк лучше, чем в Москве. По некоторым моментам, конечно, лучше, потому что в Москве зоопарк строился давно, и сейчас он располагается внутри многоэтажной застройки. А в Ижевске выделялся земельный участок ближе к лесу, и мы предусматривали содержание животных не в клетках, а в вольерах. В первый год работы ижевский зоопарк посетили более полутора миллионов человек, можно сказать, что вся Удмуртия. Понятное дело, что и Татарстан приезжал, но это очень показательно.
Что касается сотрудничества между цирком и зоопарком, оно, конечно, есть, и это единый организм. У нас заключено соглашение с Олегом Зубковым, владельцем парка львов «Тайган», зоопарка в Ялте в Крыму, что все животные, которые «выходят на пенсию», не могут работать по состоянию здоровья или другим причинам, едут жить к нему.
То есть чаще получается, что зоопарк становится обителью, неким ковчегом для животных?
Пятьдесят на пятьдесят. Вот, например, недавно встречался с заслуженной артисткой России Натальей Губановой-Широкаловой, одной из лучших дрессировщиц смешанной группы животных, в её аттракционе работают и леопарды, и тигры, и львы, и пантеры, и лигры. Она попросила поговорить с Олегом Алексеевичем, чтобы взрослых животных пристроить в «Тайган», а молодежь приобрести. 99% наших животных — из зоопарка, и лишь один процент – это те, кого находят на улице. Артисты относятся к бездомным животным с состраданием, берут к себе, а впоследствии, если есть талант, пытаются «устроить к нам на работу».
А как правильно сказать: у животного есть талант или способности?
Животное родилось уже с теми или иными способностями, поэтому, с моей точки зрения, талант.
В зоопарке самое большое животное — это, конечно же, слон, а в государственной корпорации самый большой босс — генеральный директор. Вы руководите Росгосцирком с 2020 года. Что самое приятное в вашей профессии, а что самое сложное? Есть ли что-то, что вызывает скрежет зубов и дрожь в коленках?
В должности руководителя компании «Росгосцирк» работаю с 2020 года, а с 2016 года работал заместителем. Могу сказать, что и тогда мы многое делали для цирка, и сейчас. Я прошёл длительный путь от администратора Читинской областной филармонии до директора небольшого цирка в Нижнем Тагиле. Он на тот момент считался одним из самых нерентабельных цирков. Затем руководил ижевским цирком, который не входит в состав компании «Росгосцирк», Санкт-Петербургским цирком — флагманом российской государственной цирковой компании. Это административный путь. Также я прошёл артистический путь: от униформиста до артиста цирка. Поэтому у меня нет недопонимания и вопросов, которые вызывали бы дрожь в коленках. Цирк вообще искусство смелых и настойчивых. Если есть понимание, то ты ни животных не будешь бояться, ни административной работы. А если его нет, то лучше не начинать.
Новая метла по-новому метёт? Что вы поменяли в стиле управления первым делом? А что сейчас ставите во главу угла?
Я уже около 30 лет работаю в цирке, поэтому, когда пришел на руководящую должность в Росгосцирк, всех директоров цирков знал. Новая метла по-новому метёт, это вы правильно заметили. При министре культуры РФ Владимире Мединском сменилось восемь генеральных директоров Росгосцирка. Экс-руководитель компании Вадим Гаглоев, сам менеджер не из цирковой отрасли, поменял 70% директоров. Он попытался назначить директорами людей из шоу-бизнеса. Конечно, есть положительные примеры, но в большей степени решения неправильные. Затем снова кадры менялись: старались найти директоров цирка, которые понимают это искусство, стремятся к достижению результатов. Сейчас мы не стараемся никого менять, но цирк — это живой механизм и без этого не получается. У каждого директора есть контракт с определёнными цифрами. И к ним мы относимся с пониманием. Даже если человек не справился, мы не стараемся с ним сразу расстаться. А если у него на самом деле горят глаза, то лучше научить, чем искать нового.
Если тремя словами охарактеризовать качества директора регионального цирка, какие они должны быть?
Я бы не так охарактеризовал. Когда знакомлюсь с нашими новыми молодыми директорами, говорю: «Вы должны понимать, для кого работаете. В первую очередь для зрителя, от этого всё должно исходить. Во-вторых, для коллектива артистов, которые приезжают в цирк. Артисты должны чувствовать внимание, заботу, любовь, тогда и в манеже это всё будет передаваться. В-третьих — для своего коллектива и, в-четвёртых для себя». Зритель, покупающий билет, должен также влюбляться в это искусство, чтобы приводить своих детей ещё и ещё, приучать к цирковому искусству. А для этого мы как раз делаем наши цирковые программы.
Влюбленность в цирк с течением времени перерастает в любовь. Человек за жизнь любит два, три, четыре раза. Может появиться конкурент. Скажите, а вы ощущаете конкуренцию с Cirque du Soleil?
Никогда не ощущал. Это мощный игрок на мировом рынке. Сейчас его в России к радости, к сожалению, по-разному можно мыслить, нет. К радости, потому что Cirque du Soleil не всегда честно вёл работу в плане отбора артистов. Допустим, на фестивале в Будапеште видели такую картину. Работает аттракцион, двадцать акробатов, приезжает менеджер по персоналу, отбирает двух мальчиков, предлагает им зарплату, социальные условия, работу в Лас-Вегасе. И аттракцион, который готовился четыре года, распадается. Восемнадцать артистов не могут полноценно работать без двух, начинают искать другой заработок, время потрачено впустую. Cirque du Soleil свои программы изначально на 70% формировали из артистов нашего, как говорится, бывшего соцлагеря — России, Украины, Белоруссии, Казахстана.
Для того чтобы понимать, что такое настоящий цирк Cirque du Soleil, в своё время поехал в Лас-Вегас, посмотрел все их шоу. Большие мощные цирковые программы работают в казино. К нам приезжали программы по остаточному принципу — для заработка денег. И если изначально они привозили цирки-шапито с мощным оборудованием, то сейчас берут в аренду Дворцы спорта, их оборудование, а сами привозят только артистов и костюмы.
Грустно, что не хватает конкуренции. Я считаю, что только в конкурентной борьбе рождается хороший продукт.
Какой цирк вы любите больше — с животными или без них?
Я однозначно люблю больше цирк с животными. Это настоящий классический русский цирк, в котором выстраиваются любовь и отношения с братьями меньшими. Вот вам пример — заслуженный артист России Сергей Нестеров. Он работает с тиграми босиком, это архисложно. Кто разбирается в дрессуре, знают, что, когда тигр начинает атаковать, он бросается в ноги. Сергей меняет стереотипы, работает без палки, хлыста, на любви, на отношениях. Находит свой подход к животным. И сейчас вы, наверное, заметили, что нет в обиходе слова «укротитель». Мы даже между собой стесняемся понятия «дрессировщик». Это больше тренер, преподаватель. Раньше были палка и пряник, а сейчас пряник и отношения.
В каких регионах страны сейчас представлен Росгосцирк?
На сегодняшний день 37 стационарных цирков,2цирков-шапито. Работает 29 стационарных цирков, семь закрыты на капитальный ремонт или реконструкцию. После Нового года на реконструкцию мы закроем екатеринбургский и воронежский цирки. Надеюсь, в следующем году получится закрыть на реставрацию ростовский цирк, красивейшее здание, памятник архитектуры. Я считаю, что после санкт-петербургского цирка он второй по красоте. В этом году закрыли на реконструкцию иркутский, тверской, волгоградский цирки. Также на ремонте находятся красноярский и челябинский. И, к сожалению, боль наша — пензенский цирк, он уже больше десяти лет находится на капитальном ремонте. По той или иной причине всё время были торможения, надеемся, что в следующем году мы его уже точно доделаем и в 2024 откроем для зрителей.
А какие реформы нужны компании?
Основная наша проблема — престиж профессии. Я смотрю на артистов советского цирка с сумасшедшим восторгом. Сейчас нет тех трюков, которые были раньше. Артисты выступали с самоотверженностью, поскольку был престиж профессии. Строились цирки, новые гостиницы и общежития. На сегодняшний день 80% нашего жилого фонда уже сложно эксплуатировать. Тем не менее, мы в этом году закупили новые кровати, матрасы, постельное белье, ремонтируем жилье, насколько это возможно. Для того, чтобы поднять престиж профессии, надо создать комфортные условия для артиста не только на манеже, но и в жизни. И всё-таки большую роль играет заработная плата. Хотелось бы, чтобы она была повыше, этим мы тоже непосредственно занимаемся. Раз в квартал собирается комиссия, которая решает вопросы, связанные с повышением зарплаты артистам.
Не могу не воспользоваться ситуацией и не поставить точку в вопросе. «Циркач» — это всё-таки хорошее слово, с хорошими телевизионными традициями или же обидное, несчастное и ничтожное? Неужели уважение к профессии не должно начинаться с уважения самих себя? Я имею в виду артистов.
Вы совершенно правильно заметили. Когда в профессиональной среде ты скажешь слово «циркач» своему коллеге — это оскорбительно. Когда мы общаемся со зрителями, публикой, которые зачастую не сильны в знаниях цирковой сферы, тогда мы это слово воспринимаем с улыбкой. Меня тоже называют «циркачом», ничего плохого в этом не вижу. По нашему телевидению вышел фильм «Циркач», и тоже ничего плохого в этом нет. Главное, повторюсь, чтобы мы поднимали престиж нашей профессии. А если человек вникает в нашу профессию, тогда мы его уже учим соблюдать некоторые традиции, приметы. Например, нельзя садиться спиной к манежу, поскольку, мы считаем, что в манеже жизнь провели и династии, и артисты, и много людей травмировалось, и даже жизни сложили.
Как проходит день руководителя Росгосцирка?
Сутки руководителя Росгосцирка проходят в цирке. Утро начинается вместе с женой — артисткой акробатического жанра, отработав 15 лет, она получает заслуженную пенсию. Если есть возможность утреннего чаепития, то обсуждаем вопросы, связанные с цирком, семейные проблемы, детей и затем на работу. Здесь я, конечно, провожу большую часть дня, с восьми утра до восьми вечера. Объём работы колоссально большой, в день подписываю от трехсот до тысячи документов. Каждый нужно не просто подписать, а вникнуть в суть. У нас есть творческая мастерская в Москве, московский художественный производственный комбинат, который занимается реквизитом, оборудованием, техническим освещением. Много поездок, гастролей, фестивалей. Всё это требует времени. И я хочу сказать одно: сейчас наша производительность на 50% выше, чем до пандемии. Поэтому считаю, что мы всё делаем правильно и не зря посвящаем время работе в российской государственной цирковой компании.
Частые звонки и совещания, постоянное беспокойство за гастрольный график… А по хорошим поводам беспокоят?
Конечно, и хороших поводов даже больше. У наших артистов, в том числе братьев наших меньших, рождаются дети. Недавно родился бизон — и это событие на самом деле. И выехать хочется, посмотреть, и времени не хватает. Конечно, хороший повод — присвоение артистам званий народных, заслуженных.
Какие задачи вы ставите перед собой и перед командой Росгосцирка на следующий год?
Мы первая крупная компания, которая с большим успехом отработала в луганском цирке. Привезли одну из лучших программ — «Принц цирка». В ней выступал заслуженный артист Украины Владислав Гончаров со своим аттракционом с двенадцатью львами. И сейчас мы хотим этому артисту присвоить звание заслуженного артиста РФ. И, надо сказать, представление шло не в самое простое время, но ни один человек в коллективе не дрогнул, все отработали хорошо. Было 35 аншлаговых представлений, большая часть на благотворительной основе. Нас посетило больше 63 тысяч человек, в том числе привозили детей из освобождённых территорий. Огромное спасибо министерству культуры РФ, непосредственно министру Ольге Борисовне Любимовой.
Какие социальные проекты существуют в Росгосцирке?
Мы ведём социальные проекты во всей нашей необъятной родине, от Владивостока до Санкт-Петербурга. Благодаря акции «Цирк — детям села» дети из удалённых сел, деревень могут посмотреть представления. Когда нет возможности привезти детей в цирк, к ним, бывает, даже на вертолетах выезжают наши артисты. Акция «Цирк отличника» позволяет отличникам, окончившим четверть на пятерки, посетить представление бесплатно. У меня двое детей, оба учатся в школе, мальчик немного отстаёт, а вот девочка, если бы мы жили в другом регионе, уже получила бы пригласительные билеты. Проходила акция «Доктор цирк». Врачей после пандемии мы пригласили в цирк, показали закулисье, представление, они пообщались с артистами. В рамках акции «Счастливая мама» многодетные мамы, у которых более десяти детей, получают пригласительные. Проводим социальную акцию «Цирк — детям Донбасса», мы постарались предоставить возможность посетить представление детям, которые переехали к нам.
Впервые в нескольких филиалах сделали инклюзивный проект «Цирк на ощупь». Дети и взрослые, слабовидящие или совсем невидящие, с помощью определённой аппаратуры могут понять, что происходит на манеже во время представления. Я сам видел, как папа плакал, когда его дочь говорила ему, что видит сейчас представление. Настолько хорошо специалист вел представление, что был достигнут позитивный эффект. Мы планируем со временем масштабировать проект и реализовать его в большинстве цирков компании.
Для многих детей вы являетесь волшебником, так сказать, Дедом Морозом. Есть ли у вас тайный рецепт встречи счастливого Нового года?
Есть рецепт тайный, но для всех он, конечно же, явный. Новый год нужно всегда проводить в кругу своей семьи, своих близких. И не стоит делать праздник большим — вечер должен быть маленьким и таинственным.