«Мой цирк будет современным и технологичным»


Сергей, про вас можно сказать, что вы родились в опилках. Расскажите, пожалуйста, чем занималась ваша семья.

Мои родители с детства увлекались цирковым искусством. Мама работала антипод с эквилибром, а папа занимался дрессурой собак и катался на моноцикле.

Они познакомились в Омске, и их отношения стремительно развивались. Со временем стали ассистировать друг другу в их номерах. Мама продолжала работать антипод, стреляла в стойке на руках из лука ногами в мишень. Отец же работал легендарный номер «Двое под зонтом», который существует уже более 40 лет. Этот номер занял второе место на международном фестивале в Италии. Он рассказывает историю дружбы человека и брошенной собаки, которая в конце обретает дом. Кстати, подготовку к номеру отец осуществлял совместно с известным актёром и режиссёром Роланом Быковым. Номер «Двое под зонтом» также можно увидеть в фильме «Щен из созвездия Гончих псов». Когда у папы погибла любимая собака, они с мамой решили создать новый номер — «Рокер», а затем и «Байк-Мото-шоу».

В цирке вы с раннего детства. Есть первые воспоминания, связанные с манежем?

Мне три года, я перелезаю через высокий барьер и иду к папе подарить цветочек в номере «Двое под зонтом». Всё в тумане, и яркий свет бьёт в глаза.

Вы побывали во многих европейских странах с гастролями. Какие из них произвели на вас особое впечатление?

Прежде всего, Германия. Немцы всегда славились своей педантичностью и точностью в работе. Это качество поразило меня. Во Франции запомнились больше всего Диснейленд и Эйфелева башня. В Австрии очаровала красота альпийских гор.

Сейчас, когда мототехника и реквизит с трудом помещаются в фуру, с какими трудностями сталкиваетесь в поездках?

В первую очередь, это сложности, связанные с выездом за границу. Задекларировать целую фуру реквизита — задача не из простых. Однако в самих поездках сложностей нет, так как мы сами следим за состоянием наших машин и уверены, что они не подведут нас. Однако процесс загрузки и разгрузки реквизита может быть довольно сложным.

Вы в совершенстве овладели немецким, английским и польским языками. Как это помогает в профессии?

Я легко общаюсь с иностранными туристами и часто помогаю кассирам в цирке, когда они покупают билеты. Кроме того, мне не составляет труда работать с компьютерными программами на иностранных языках.

После гастролей вы стали артистом аттракциона «Байк-мото-шоу». Насколько сложно было погрузиться в работу?

Меня всю жизнь готовили к этому моменту, но, конечно, выйти на большой манеж было очень волнительно. Первое представление прошло на эмоциях и как в тумане, но всё получилось. А вот на следующий день я провалил всё, что только мог.

Вам удалось побывать на международном фестивале иллюзионистов в Каннах во Франции, где отец был в жюри. Чему вы научились у участников такого масштабного события?

Конечно, работая в цирке, я уже был знаком с большинством трюков. Однако мне удалось подметить новые технические приёмы у некоторых иллюзионистов. Благодаря этому расширил свои знания в области режиссуры и узнал о современных возможностях профессионального освещения, которое играет важную роль в создании иллюзий.

Вы получили опыт работы на сцене во время гастролей в пятизвёздочных отелях Турции. Чем сцена отличается от манежа?

Работая в манеже, мы привыкаем к одинаковым условиям, которые почти не отличаются в разных цирках. Однако на сцене ситуация иная: закулисная часть может быть очень маленькой или её может совсем не быть. Кроме того, покрытие сцены может быть разным, что также влияет на постановку шоу. На одной из сцен нам даже пришлось помыть пол «Пепси», чтобы обеспечить сцепление с колёсами. Все площадки были разные, и для каждой из них требовалось глобальное перестроение всего шоу, адаптированное под особенности конкретной сцены.

Позже вы начали выполнять впечатляющий трюк — прыжок на мотоцикле через автомобиль. Как вы к нему готовились?

Идея этого трюка возникла задолго до того, как он был реализован. В нашем шоу мы уже исполняли прыжки на трамплине через мотоциклы, но мне всегда хотелось чего-то более масштабного. Мы построили большой трамплин и начали репетировать прыжки на нём. Затем я стал перепрыгивать через родителей, и наконец, директор цирка-шапито «Максимус» Вадим Канбегов предложил мне перепрыгнуть через его автомобиль «Форд Мустанг», который стоит миллионы. Сказать, что нервничал — ничего не сказать, но был уверен в своих силах. Больше всего переживала моя семья.

И вот в Архангельске это, наконец, произошло. Трюк действительно сложный, так как требует большой концентрации и точности. Особенно когда работаешь в цирке-шапито, где центральный проход достигает минимальных размеров 2,5 метра, и нужно точно приземлиться на плоскую поверхность, то есть без трамплина-приёмника.

В 2019 году я добавил к прыжку полёт в кольцо из ферм со световым оборудованием. В него тоже нужно попасть. На данный момент в России никто не исполняет этот трюк.

У вас удивительная история знакомства с супругой. Как думаете, почему она решила освоить артистическую профессию?

Я надеюсь, что это произошло из-за меня. Мы всей семьёй старались показать ей все преимущества этого выбора, и она постепенно увлеклась. Во время пандемии она, наверное, больше всех ждала возвращения на манеж.

Дочь мечтает стать артисткой цирка?

Пока в свои девять месяцев на все наши вопросы она говорит «да-да-да. Мы с женой постараемся заинтересовать её этим искусством и показать все его достоинства. А дальше она сама решит, чем заниматься, и мы всегда её поддержим, какой бы выбор она ни сделала.

Вы мечтаете создать свой цирк. Каким вы его представляете?

Безусловно, он будет современным и технологичным. Мне очень нравится концепция «умного дома», и я планирую реализовать её в «умном цирке». Свой умный передвижной дом я уже сделал.

Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru
.