«Я просто стараюсь заниматься тем, что мне действительно нравится»

Сергей, расскажите немного про жанр, в котором вы работаете. Почему он называется «каучук»?

Если не сильно углубляться в терминологию и историю, то «каучук» — это жанр, в котором демонстрируется предельная гибкость исполнителя назад. Благодаря специфическим трюкам и пластике создаётся иллюзия «резинового» («каучукового») тела. Мне кажется, что именно такая ошибка восприятия, когда ты просто не веришь, что человеческое тело может так двигаться и сгибаться, производит на зрителей вау-эффект и делает его таким популярным. Как жанр со своими выразительными средствами он существует очень давно, но вот название «каучук» прикрепилось в эпоху технического прогресса. Сейчас в цирке мы наблюдаем большое разнообразие синтетических жанров, которые заимствуют трюки и выразительные средства других направлений, таких как хореография и смежных дисциплин. Вот приблизительно на этом стыке жанров я и балансирую, использую в работе элементы ручного эквилибра, каучука и хореографии. Такое направление в Киевской цирковой школе получило название «пластический эквилибр». Вышло как-то душно, но это часть моей дипломной работы. (Смеётся.)

В детстве вы мечтали стать ветеринарным врачом. Чем вас привлекала эта профессия?

В детстве я действительно совершенно не думал, что стану артистом цирка, что у меня такой огромный интерес будут вызывать не только шоу, а и происхождение жанров. Меня всегда интересовал окружающий мир и создания, которые являются нашими соседями по планете. Я тащил домой всех брошенных животных и любую доступную живность из зоомагазинов, читал энциклопедии и любую специализированную литературу. В какой-то момент я действительно хотел стать ветеринарным врачом и помогать животным, но, к сожалению, у меня обострилась аллергия на шерсть и перья, так что из домашних животных пришлось оставить только рыбок и рептилий. А потом в моей жизни появился цирк, и всё повернулось на 180 градусов.

Вы выросли в семье военного и школьной учительницы. Что привело вас в цирк?

В цирк я попал совершенно случайно. В нашей семье никогда не было артистов, и мы слабо представляли, как ими становятся, да и вопроса такого особо не стояло. (Улыбается.) В цирке я часто бывал в качестве зрителя (папе давали билеты в воинской части и я ходил практически на все цирковые программы). Для меня это всегда было праздником и чудом, ведь там работали «сверхлюди», а трюки, которые они исполняли, казались недостижимыми для «обычного смертного». Это была запредельная мечта!

Гибкость была дарована вам от природы или вы приобрели этот навык в процессе многочисленных тренировок?

На этот вопрос я не могу ответить однозначно, ведь начал пробовать себя в жанре достаточно поздно и, если честно, то лет до 13 ‒ 14 даже не видел выступлений в жанре «каучук». Скорей в моем случае 50/50 — природные данные, которые правильно оформили мои педагоги. Какие-то вещи получались сразу и легко, а что-то выработалось в процессе репетиций (над ногами пришлось хорошо поработать). Как уже понял в процессе, не последнее дело играет и самодисциплина: не всегда для достижения цели достаточно только мотивации, а в юности мне не хватало именно самодисциплины.

В детстве вы занимались в коллективе народного танца и эстрадной хореографии. Какие танцы были интересны?

Я всегда был гиперактивным и творческим ребёнком, и родители поощряли это, стараясь направить мою энергию в правильное русло, чтобы я перестал попадать в отделение травматологии. Однажды мы пошли в ближайший Дом культуры, посмотрели расписание кружков, и мой выбор пал на коллектив народного танца. Позже, когда мы переехали в Мариуполь, я сменил школу и танцевальный коллектив. Так в мою жизнь пришла классика и достаточно долго я «простоял у станка», занимаясь в эстрадном коллективе. Мне однозначно нравилось, мы выступали на разных сценах и танцевальных фестивалях. Это был очень интересный опыт и увлечение, которое захватило меня на долгий период. Классических партий я никогда не исполнял, а вот репертуар стилизаций у нашего коллектива был достаточно большой. Любовь к танцу не прошла и по сей день, я с большим интересом слежу за танцевальными проектами, за труппой NDT и Batsheva dance company, отдельными исполнителями в instagram — это для меня тоже «сверхлюди».

Параллельно с хореографической подготовкой вы рисовали и какое-то время ходили на ушу. Эти навыки оказались полезными для вас?

В школьные годы меня носило со страшной силой. Я пробовал заниматься вокалом, бальными танцами, ушу, но особенно мне «зашли» занятия с художником-бутафором Мариной Анатольевной. Мы изучали новые техники и направления живописи, создавали объёмные фигурки из папье-маше и многое другое. Позже мне это здорово помогало, если речь шла о создании костюма, например, какие-то детали мне проще нарисовать, чем объяснить мастеру что я конкретно хочу. Ушу я занимался недолго, и каких-то достижений не было от слова «совсем», но вот координация и выносливость у меня стали лучше. (Улыбается.)

В 15 лет вы оказались в цирковой студии. Поделитесь своими первыми впечатлениями.

На самом деле я пробовал заниматься в цирковой студии ещё на танцах. Мы несколько раз пробовали учиться акробатике, признаюсь честно, для меня тогда это было сложно. Позже я как-то пытался ходить в другую студию, но не «зашло» и не хватало времени (готовился к экзаменам в 9-м классе). К этому времени я уже закончил заниматься танцами, ведь нужно было искать «серьезную профессию». Но потом что-то пошло не по плану и моё любопытство в очередной раз привело меня в цирковую студию, на этот раз Оксаны Павловны Гурьевой. Это был май, конец учебного года и все студийцы активно готовились к отчетному концерту по мотивам «Сорочинской ярмарки». На просмотре я показал все свои «коряги» и навыки «с миру по нитке» и, заметив перспективу, мой педагог решила включить меня в восточный блок — я был, по классике жанра, «человеком-змеёй из сундука». Прошли школьные экзамены, а я всё время пропадал в студии, пробуя что-то новое и продолжая знакомиться с цирком, смотрел все программы Cirque du Soleil и театра Rizoma. Это просто культовые для меня коллективы, которые вывели цирк и профессию «артист цирка» на абсолютно другой качественный уровень. Тогда-то и решил, что хочу получить именно эту профессию. Просто оказался в нужное время в нужном коллективе и очень благодарен за начальный вклад Оксаны Павловны. 

Спустя год вы поступили в колледж искусств, а после него в Киевскую академию эстрадного и циркового искусства. Как проходили занятия?

Я не могу сказать, что у меня был какой-то план, скорее действовал интуитивно. Мы обсудили с родителями вопрос моего поступления, и было решено не терять ещё один год в школе, а подать документы в колледж культуры в Луганске. В Киев я просматриваться побоялся, а вот Луганск был в непосредственной близости от дома и мне было так спокойнее. Было замечательное время, когда имелась возможность изучать общеобразовательные дисциплины и параллельно подтягивать свою подготовку по разным жанрам (плюс факультативно заниматься какое-то время хореографией). В это же время и начинается моя практика как артиста и иногда получается работать, но больше на эстраде, чем в цирке. И вот в 2011 году, когда учился на 4-м курсе, на фестивале в Луганске меня заметила Людмила Алексеевна Шевченко. Подарок, сделанный ей и Лолитой Лепинской, был для меня полнейшей неожиданностью: в качестве специального приза мне вручили приглашение на работу в киевский и рижский цирки! Потом я так и попал в Киев, и в качестве учебной практики работал в программе Национального цирка. Именно в тот период и появилась очередная мечта — поступить на «вышку» в КМАЭЦИ и хорошенько подтянуть жанр. Возникали сомнения, ведь появлялись рабочие предложения, да и для обучения моему жанру в 20 лет я уже был «староват». Но желание в очередной раз победило, и я делал всё возможное и невозможное, чтобы поступить в класс к Наталье Поздняковой. Меня зачислили на третий курс, диплом колледжа культуры позволил это сделать. Это означало, что у меня будет только два года, чтобы догнать программу и подготовить выпускной номер. Это был одновременно очень сложный и интересный период жизни. Мы занимались по шесть дней в неделю по 4 часа, на каждый просмотр старались приготовить что-то новое и усложнить уже готовые композиции, занимались даже в свободное время на зимних и летних каникулах. У Натальи Александровны экспериментальный подход к каждому студенту. Она отталкивается от природных данных и всегда старается найти особый «изюм», который позволит отличаться от других исполнителей. Все мы разные, но нас объединяет чистота исполнения и особенная эстетика. Я это понял, когда на гастролях за границей ко мне подходили знающие люди и безошибочно определяли, чей я выпускник. Все совместные усилия были вознаграждены, и к выпуску мы смогли подготовить достойный номер.

Во время учёбы и после вы выступали в Национальном цирке Украины. В каких программах участвовали?

С национальным цирком меня всегда связывали тёплые отношения — это же первый цирк, в котором мне посчастливилось работать, место, где проходила вся моя учебная практика (включая диплом режиссёра). Первыми моими гастролями была программа цирка Вернадского, в которой мы сотрудничали с труппой Дарьи Костюк, а позже новогодние представления и программа «Караван чудес».

С 2015 года и по сей день вы сотрудничаете с цирком-театром Bingo. Чем интересна эта площадка?

Думаю о том, чем интересна «наша площадка» лучше смогла бы рассказать наш режиссёр Ирина Герман. От себя могу сказать, что это коллектив, который движется и развивается очень динамично. В программах можно увидеть синтез цирка и других сценических жанров, «трюк исполняется не ради трюка», а чтобы погрузить зрителя в нужную атмосферу, удивить, восхитить, подарить хорошее настроение, а это в наше сложное время особенно важно для публики! Для меня и моих умений это дополнительная возможность проявить себя и участвовать в создании ярких номеров.

По вашему аккаунту в Instagram можно заметить, что вы много путешествуете. Какие города вам больше всего запомнились?

Я люблю красивую природу и архитектуру, мне нравится посещать музеи и культурные мероприятия. Однозначно могу сказать, что был в полном восторге, работая в Мюнхене! Несмотря на плотный график, мне удавалось погулять по городу, посмотреть достопримечательности и посетить почти все музеи и галереи. Очень красивая природа в Швейцарии, а посещение Дубая можно сравнить с полетом на другую планету во многих смыслах. Каждая поездка и страна запоминается своими особенностями. Я как самый обычный турист обожаю пешие прогулки, на всё глазею, всё фотографирую и по возможности стараюсь прихватить памятный сувенир. 

Сейчас вы не только выступаете на манеже, но и передаёте свои знания подрастающему поколению артистов. Как к вам попадают ученики?

Мне просто очень нравится творческий процесс и всё, что ему сопутствует. Наблюдаю за работой и репетициями других артистов и получаю большое эстетическое удовольствие! А вот если появляется возможность поработать с кем-то над созданием номера или разработкой костюма, то это отдельная история. (Улыбается.) Все началось, когда ко мне стали обращаться люди с подобными просьбами в Instagram, хотели узнать занимаюсь ли я частной практикой, преподаю ли растяжку. В какой-то момент понял, что нужно попытаться систематизировать знания и полученный опыт, и в прошлом году написал небольшой курс, позже это послужило основой для индивидуальных занятий и мастер-классов. Если хоть какая-то часть моего курса долетела до аудитории, и кто-то узнал нужную информацию гораздо раньше, чем, например, я в своё время, то для меня это уже определенный успех!

Что в приоритете для вас на данный момент? Какие новые направления осваиваете?

У меня, как и много лет назад, нет какого-то четкого плана — я просто стараюсь заниматься тем, что мне действительно нравится. И сейчас, наверное, тот самый период, чтобы подумать «а что мне действительно нравится?». Я все так же не могу отказать себе в удовольствии выходить на сцену, но всё чаще замечаю, что уже становится интереснее быть по другую сторону сцены, имеется в виду работа над созданием шоу. Сейчас стараюсь восполнить недостающие знания по режиссуре, веду записи, стараюсь анализировать как можно больше номеров (отмечать успешные приемы и решения) Главное в этом деле — «насмотренность»! Это опыт и багаж, который не отягощает, а только помогает найти гармонию с собой и реализоваться в разных проявлениях. Я так же не исключаю возможность, что однажды стану педагогом. Не знаю где, не знаю как, но постараюсь передавать опыт, знания и своё виденье.

Добавить комментарий