Сергей Митрофанов
«От первой заграничной поездки в качестве артиста в свои 17 я пребывал в полной эйфории»
Сергей, в детстве восемь лет вы занимались спортивной гимнастикой. Чем это пригодилось в будущей профессии?
Навыки пригодились, чтобы поступить в ГУЦЭИ на Специальность ОЦЖ (Основы Цирковых Жанров). А ещё помогли мне стать в Росгосцирке акробатом-эксцентриком с подкидной доской.
В цирковую студию вы пришли достаточно поздно, в 14 лет. Что повлияло на ваш выбор? Как узнали про студию?
Про студию узнал от друга, с которым ходили на гимнастику. Он ушёл из секции на год раньше меня. Друг предложил приехать в цирковую студию, где он уже занимался. Так как навыки акробатики и гимнастики я не потерял, меня взяли. Мне это стало очень интересно, я увлёкся, научился жонглировать, стоять на катушках, освоил одноколёсный велосипед, как его называли раньше «моноцикл».
Есть люди, у которых всё получается с первого раза. Какими вы помните свои первые занятия в студии, чему учились и все ли удавалось сразу?
Проблем особых не было кроме жонглирования, моноцикла и хождения по туго натянутой проволоке.
Цирковая студия была при Тульском государственном цирке. А вы пересекались с профессиональными артистами?
Тульский цирк являлся основной базой для формирований программ для заграничных гастролей. Смотрел программу под руководством заслуженного артиста России Владимира Владимировича Довейко (младшего). Марина Маяцкая, клоунский дуэт Александра Шелковникова и Ивана Сигаева, другие артисты очень впечатляли. Это были самые искренние положительные эмоции от цирка.
Общаясь с профессиональными артистами, слушал их, открыв рот, боялся даже слово вставить и мечтал стать на них похожим.
Жизнь артиста цирка невозможно представить без гастролей. Вы много выступали за границей, в том числе с коллективом детской цирковой студии. Чем запомнились эти поездки? Как вас, тогда ещё начинающего артиста, восприняли зрители?
От первой заграничной поездки в качестве артиста в свои 17 пребывал в полной эйфории. Мы с детской цирковой студией под руководством Тамары Павловны Хижняченко выступали в Германии, во Франции, в Голландии. Мы работали с партнёром Сергеем Валерьевичем Чураковым номера «Русские акробаты», «Жонглёры» и две репризы. Я почувствовал, что кому-то нужен как артист цирка, и понял, что это моё…
Вы окончили училище циркового и эстрадного искусства. Педагоги заметили ваш талант сразу или поначалу вы были в аутсайдерах?
Мы с партнёром поступали в ГУЦЭИ с уже готовым номером «Жонглёры-акробаты». Показали номер. И тут нам говорят: «И что вы здесь делаете!? С такими номерами тут выпускаются». Было очень приятно, но мы поступали с другими целями: выпустить номер «Акробаты на профессиональной подкидной доске».
Ещё в училище вам предложили работу в Росгосцирке. Помните свои первые шаги в такой крупной компании, да ещё и с профессиональным коллективом?
Всё верно. Просмотрев меня как акробата, заслуженный артист России Вячеслав Николаевич Дурдинов пригласил в номер «Акробаты-эксцентрики с подкидной доской». После второго курса устроился в Росгосцирк и поехал на репетиционный период в Калининград. За три месяца отрепетировали и выпустили номер с доской. Это было очень интересно.
Вы много раз выезжали на гастроли за границу: в Японию, Китай, Францию, Турцию, Монголию. Чем запомнились зарубежные шоу?
Мне очень понравилась публика в Китае, добрая, искренняя, покорила, если так можно сказать, какой-то детской наивностью. В Японии, Турции и Китае я учил стишки на родных языках зрителей, чтобы играть с залом во время реприз. Китай запомнился очень хорошей и нетрадиционной для русских людей кухней.
Считается, что профессионалы учатся всю жизнь. Чему вы научились у зарубежных артистов?
Профессионал учится всю жизнь — это правда. Общаясь с зарубежными артистами, я улучшил свой английский, приобщился к культурным ценностям разных народов и стран.
Вы придумали клоуна-акробата Митрофана и сейчас выступаете один. Сложнее или легче выступать соло и насколько трудно совмещать клоунаду и акробатику?
Я работал и трио, и пару, и соло, и если говорить о творчестве, то в группе проще. Больше возможностей для действия, развития реприз и небольших антре. Есть контакт с партнёром и можно создать конфликт, переходящий в смешную сцену.
Что касается совмещения клоунады и акробатики… Мой руководитель сказал: «Я беру тебя как акробата, заодно и народ веселить научу». Думаю, этим всё сказано. Когда имеешь навыки акробатики, то совмещать с клоунадой проще, чем наоборот.
Многие цирковые артисты выступают вместе с семьёй. Ваши близкие заняты в номерах, репризах?
Семья ездит со мной. Жена Ирина Викторовна Воложанина работает в моём номере ассистентом и во всём мне помогает. Её родные братья так же артисты цирка. Старший сын Никита пошёл по военной стезе. Младший Степан участвует со мной в новогодних спектаклях и в школьных концертах.
Что пожелаете молодым артистам, мечтающим о карьере за рубежом?
Пожелать хочется не бояться разных проектов, пробовать себя во всём и везде. Театр, кино, эстрада, цирк, Stand Up — в любой сфере. Не зря же говорят, что волка ноги кормят. (Смеётся.) Учитесь стоять на коньках, на роликах, на ходулях, но так, чтобы без травм и ущерба для здоровья. Только помните, что безопасность — прежде всего, ведь можно выполнять очень сложные трюки, а травму получить на простом кувырке. Берегите себя, здоровье ни за какие деньги не купишь.