Сергей Могиш

«Я счастливый артист, потому что занимаюсь любимым делом и кайфую от этого»

Сергей, расскажи немного о своём детстве. Ты сначала увлёкся спортом или же цирком? Помогали ли родители тебе в развитии?

Сначала был спорт. Мама водила в разные спортивные секции: от спортивной гимнастики до единоборств. Мы жили в Вильнюсе, я дружил с Адомасом, который увлекся жонгляжом и цирком. Адомас всегда был авторитетным парнем в моих глазах, поэтому я тоже начал интересоваться цирковым искусством. Как-то раз наткнулся на номер эквилибриста Анатолия Залевского, и это, видимо, перевернуло моё сознание, да так, что вскоре я уже ехал в поезде Вильнюс ‒ Москва поступать в ГУЦЭИ.

Если о каждой профессии можно было бы сказать глаголом, то, судя по твоим роликам, твоя профессия — «прыгать». Ты выступаешь в цирке, занимаешься спортом, участвуешь в съёмках. А кем считаешь себя: артистом, спортсменом или каскадёром?

Да, прыгать акробатику я люблю. (Смеётся.)

Я думаю, что это сейчас люди разделяют: артист цирка, каскадёр, спортсмен. Но если углубиться в историю, то акробатика, например, особенно прыжковая, зародилась в цирке. Первым исполнителем двойного сальто в мире «рондат фляк два назад» стал цирковой прыгун Иосиф Ефремович Сосин. Много десятков лет назад, цирковые артисты были первыми чемпионами первых соревнований на акробатической дорожке. Цирковые акробаты тогда в свободное от выступлений время приходили в спорт и тем самым поднимали и развивали его. И именно цирковые артисты были первыми каскадёрами в кино. К примеру, возьмём фильм «Смелые люди», который вышел в 1948 году. Картина почти на четверть состояла из конных трюков. Для их выполнения пригласили знаменитого циркового артиста Алибека Кантемирова.

Похожая картина и с первыми американскими и другими мировыми каскадёрами.

Да и что далеко ходить: всемирно известный Cirque du Soleil до пандемии создал цирковое каскадёрское шоу Run. Это было первое и единственное шоу в Cirque du Soleil где было очень мало людей из СНГ, всего двое, я и девочка-музыкант. Во всех других шоу всегда много артистов из СНГ. В Лас-Вегасе мне повезло в нём работать. Многие большие цирки мира используют каскадёров в своих шоу, а кинокомпании привлекают цирковых артистов. Мне кажется, каскадёрское искусство — это один из поджанров в огромном цирковом мире.

В 2014 году ты выпустился из циркового училища ГУЦЭИ воздушным гимнастом на ремнях. А как определился твой цирковой жанр?

На то было несколько причин. Во-первых, гимнастика — это та же акробатика, только на реквизите и снарядах. Следующее. На первом курсе мы пошли на всемирный фестиваль циркового искусства в Цирке Никулина на Цветном в Москве. Я тогда увидел номер «О ней» гимнаста из Казахстана Даркана Кабишева. Этот номер впечатлил меня, как некогда номер Залевского. В-третьих. У нас в цирковом училище на тот момент работал гениальный педагог, гимнаст-турнист Сергей Алексеевич Кердиваров, и я очень хотел к нему попасть.

Ты мастер спорта по прыжкам на батуте. Расскажи, как увлёкся прыжками? Занимался ли другими направлениями внутри этого вида спорта?

Да, я выполнил мастера на дорожке, но так как этот снаряд и снаряд ДМТ входят в вид спорта «прыжки на батуте», то у всех дорожечников и прыгунов на трампе («трампа» — это один из снарядов в прыжках на батуте, полное название ДМТ — двойной мини-трамп) звания мастеров спорта по прыжкам на батуте. Я начинал заниматься спортивной гимнастикой в Вильнюсе у Александра Филатова, затем в Москве тренировался на дорожке и батуте у Виолетты Владимировны Теляковой и Олега Викторовича Емельянова.

Тебе посчастливилось работать в Cirque du Soleil в Вегасе. Как проходил кастинг?

Кастинг я проходил в первый раз в Москве в одном из гимнастических залов просто на какую-либо свободную вакансию по моей позиции. У них очень много шоу, и они часто проводят кастинги для пополнения своей базы, в которой уже более 400 000 артистов со всего мира. Чтобы попасть на кастинг ты заполняешь на их сайте заявку, анкету, присылаешь curriculum vitae — краткое хронологическое описание жизни, образования, мест работы и профессиональных навыков по определённой форме, попросту резюме, и свои видео. Потом они сообщают время и место, где состоится audition (собеседование), или не сообщают, если ты не проходишь первый этап. Я тогда попал на кастинг вместе с гимнастами, батутистами, прыгунами в воду, парными акробатами и т. д. Ребята очень сильные, все или «сборники», то есть выступающие в составе национальных сборных, различных стран (в основном, СНГ) или бывшие спортсмены, которые уже имели большой опыт работы в цирке и побеждали на различных цирковых фестивалях.

Сам кастинг разбит на этапы. На первом — разминка и демонстрация своих профессиональных умений на гимнастических снарядах и цирковом реквизите. Я тогда показывал прыжковую акробатику на дорожке, батуте, гимнастическом ковре, на гимнастических снарядах, комбинации на воздушных ремнях. Второй этап — это ОФП. Ничего сложного, похожая программа у компании Франко Драгоне. Подтягивания, различные планки, сальто с места, тесты на равновесие и т. д. Третий этап — танцы. Нам быстро показали хореографию на четыре восьмерки, дали минут 10 поучить. И затем по два человека мы показывали под музыку то, что успели выучить. Хочу заметить, что у цирковых ребят этот этап проходит намного успешнее, чем у атлетов, а мне помогли занятия хореографией в ГУЦЭИ и мой цирковой опыт. На четвёртом этапе ты на камеру рассказываешь о себе, задают разные вопросы, могут попросить спеть, я пел «В лесу родилась ёлочка». После кастинга, года через полтора, меня позвали сразу в два шоу.

Сначала я поехал примерно на четыре месяца в Канаду в Монреаль на creation (разработка и создание шоу). Потом уже полетел в Лас-Вегас.

Первые впечатления от du Soleil — это огромный творческий мир, который просто поражает своим масштабом и профессионализмом. Кроме артистов, большое количество людей работает в разных департаментах. В Монреале находится репетиционная база цирка, что-то вроде своего маленького города. В Монреале много русскоговорящих, потому что наша советская школа спорта и цирка очень высоко ценится во всём мире.

Кто был среди твоих партнёров за рубежом?

В основном у нас были американцы и франкоязычные ребята из Монреаля, Канады, Франции, Швейцарии. Много артистов испаноязычных и британцев. Поменьше — из Японии, Германии, Турции, Африки. А вообще, в Лас-Вегасе семь ‒ восемь шоу Cirque du Soleil, и, помимо этого, есть Франко Драгоне и другие большие и малые цирки. Во всех этих цирках очень много русскоговорящих артистов, так что в свободное от работы время не было скучно.

Сейчас ты работаешь в двух шоу для Universal studio в Пекине. Расскажи про эти проекты.

Да, всё верно, сейчас я живу Пекине и работаю в Universal Studios BeIjing Resort в двух шоу. В этом парке на данный момент находятся популярные достопримечательности из активов, принадлежащих Universal, таких как «Мир Юрского периода», «Кинг-Конг», иллюминация («Гадкий Я», «Тайная жизнь домашних животных», «Пой»), DreamWorks Animation («Шрек», «Мадагаскар», «Кунг-фу Панда», «Тролли», «Как приручить дракона»), «Мумия», Waterworld и The Fast and the Furious, а также сторонние объекты, такие как Harry Potter и Transformers.

Первое шоу, в котором я работаю — это Untrainable, цирковой мюзикл по мотивам фильма «Как приручить дракона». В этом шоу участвуют около 150 артистов из разных стран, много китайцев, 15 американцев, один русский парень и я из Беларуси. Это шоу совсем новое, его поставили в 2021 году, и оно уже выиграло номинацию «Лучшее шоу студии Universal» в мире.

Второе шоу — по мотивам книг о Гарри Поттере The Wizarding World of Harry Potter, «Волшебный мир Гарри Поттера».

Гарри Поттер в цирке — очень необычно! Сейчас весьма популярная тема — переносить сюжеты с экранов в театр и цирк. Эта программа более востребована среди детей или взрослых?

Перенос историй с экранов в цирк и театры — уже довольно устоявшаяся практика. В Англии, знаю, есть цирковое шоу по мотивам книги Толкина «Властелин Колец», на Бродвее, помимо диснеевских, дают мюзиклы «Бэтман», «Человек-паук», в Китае очень популярны цирковые шоу о военных или полицейских. Я думаю, что современный цирк очень хорошо трансформируется. Мне кажется, что цирковые — это наиболее универсальные артисты, которые быстро адаптируются в любые другие жанры.

Это удивительное шоу, ведь тут мы работаем не на манеже или сцене, а в реальном времени в мини-городе, вселенной Гарри Поттера. Задействовано более 100 артистов из разных стран мира, более 1000 сотрудников разных департаментов.

Я работаю каждый день примерно четыре‒ шесть шоу. В Untrainable выполняю каскадёрскую работу, а так же есть номера воздушной гимнастики в обвязках и на воздушной мачте. В «Гарри Потерре» у меня много акробатических прыжков в партере, а также сценический бой с различными предметами. Как правило, в таких больших компаниях ты не работаешь один номер три ‒ семь минут, ты задействован во всём шоу и делаешь разные цирковые жанры, в зависимости от твоей специализации.

Компания Universal, в основном, ориентируется на семьи, качество шоу постоянно совершенствуется, поэтому интерес к парку не только у детей, но и у взрослых. В Пекине, да и во всем Китае, этот парк, в котором более 50 тысяч сотрудников, считается самым престижным местом работы для артистов.

Как тебя воспринимают иностранные коллеги? Получается найти общий язык?

Во всех лидирующих шоу и номерах Cirque du Soleil подавляющее число артистов из СНГ, а в таких номерах как «Подкидные доски» или «Русские качели» — одни наши соотечественники, конечно, всё это благодаря нашим цирковым и спортивным традициям. Даже если в них есть канадцы или американцы, они, как минимум, понимают русскую речь. Один мой друг, канадец, прыгун на доске, хорошо говорит по-русски, понимает, но не умеет писать. Он рассказывал, что в Канаде у него был тренер из Украины, который сначала вообще не говорил на английском, поэтому его воспитанники за 15 ‒ 20 лет спортивной жизни выучили русский. Американцы очень дружелюбные ребята, со многими я поддерживаю связь. Нас, из бывшего СССР, они очень уважают. Китайцы, на мой взгляд, настоящие трудяги, очень много репетируют и тренируются, они так же очень уважают русских артистов, нашу школу цирка, акробатики и гимнастики, потому что многие учились и тренировались по советской цирковой и спортивной системе.

В принципе, в Cirque du Soleil неважно, какой ты национальности или какого цвета кожа, главное — хорошо выполняй свою работу.

Акробатика — твой любимый жанр. Видишь ли ты себя в каком-либо другом направлении?

В цирковом училище в Москве у нас были уроки истории цирка, преподавал этот предмет Е. П. Чернов. В ГИТИСе учился на режиссуре цирка у Максимилиана Изяславовича Немчинского, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора, заведующего кафедрой режиссуры цирка, художественного руководителя курса, доктора искусствоведения. У этих выдающихся педагогов я усвоил, что акробатика — это не только самый популярный жанр в цирке, а ещё и то, что элементы акробатики есть в любом другом жанре, начиная от воздушной гимнастики, эквилибра, клоунады и заканчивая клоунадой и дрессурой. Но нет или за всю историю почти не было сольного номера «темповой акробатики». Поэтому мне бы хотелось попробовать сделать подобный номер. Как минимум я сейчас работаю над соединением прыжковой акробатики в партере и воздушных ремней.

Сергей, как на тебе отразилась пандемия?

Ковид, конечно, ложку дегтя внес. Очень многие артисты по всему миру остались не у дел. Я тоже в Америке оказался без работы, когда началась всемирная пандемия. Cirque du Soleil обьявил себя банкротом. Но мне повезло, я нашел работу в Пекине. Очень радует, что Cirque du Soleil восстановился и уже даже запускает новые шоу, так же как и все другие цирковые компании, набирает обороты. Всё будет хорошо.

В жизни приходится преодолевать различные трудности. Бывают ли они у тебя и что помогает справляться?

Наверное, самая большая сложность — это постоянно делать какие-то высокосложные координированные трюки. Поясню: любой хороший гимнаст и акробат прыгает три сальто назад на дорожке или ковре — это легко. Трудно прыгать эти три сальто каждый день на протяжении долгого времени. Мне совсем не сложно. Я счастливый артист, потому что занимаюсь любимым делом и кайфую от этого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.