Сергей Наумов

«Я горжусь, что «родился в опилках» и продолжаю цирковую династию»

Сергей, ваш интерес к цирку проявлялся в детстве или выбор был предопределён деятельностью родителей?

 Среди артистов цирка и других профессий часто бывает, когда дети продолжают дело своих родителей (Династии). Я один из них, как в цирке принято называть «родился в опилках». Родители всё время были в разъездах, и я был всегда с ними. Естественно, мой папа мечтал, чтобы я работал в цирке и был ковёрным (клоуном) как он. Но мама была против того, чтобы я был клоуном. Молодой красивый парень, с красивой внешностью и дурачился и портил своё лицо гримом. Поэтому она сказала любой жанр кроме ковёрного. Так как друзья мои были все дети артистов и все играли в цирке, естественно, кроме цирка я ничего не знал и не любил, так как цирк был моим домом, и я всё время проводил в нём. 

Поделитесь своими первыми воспоминаниями о манеже. Сможете вспомнить своё знакомство с цирком?

Моё первое знакомство с манежем я помню только по видеокамере, мне было 6 месяцев мама вернулась в работу после родов и первые мои шаги в манеже были как раз в 6 месяцев на гастролях в Минске. Ходить толком я ещё не умел, только ползал быстро, но зато стоял обеими ногами в одной руке у папы. Когда подрос, в 3 года уже выходил в репризу к отцу. В 5 лет я уже зарабатывал сам деньги, и причём больше, чем мои родители! Это было на гастролях в ОАЭ. Я любил всегда смотреть, как работают мои родители и каждое представления я ходил наблюдал. Папа мне давал 1 дирхам — это валюта (ОАЭ) и я шёл, покупал пепси и попкорн, мне чётко хватало. И тут, я очередной раз пошёл за напитком и о чём-то задумался. И ко мне подошел мужчина араб со своей семьёй, спросил, где находится туалет? Я ему показал в какую сторону нужно идти, он поблагодарил и попросил сфотографировать своих детей со мной. Для меня было это неожиданно, так как я всегда видел, как фотографируются только с артистами. В детстве у меня были длинные светлые волосы, и я вызывал интерес у людей. Так вот, после того как я сфотографировался, мне дали деньги и сказали спасибо. И я понял, что можно ещё немного постоять и подумать о чём-нибудь. К вечеру, когда мы вернулись домой с родителями, у меня из кармана выпали деньги, мама позвала папу, мол посмотри, откуда у него такие деньги. Папа строгим голосом задал мне вопрос откуда у меня такие деньги, когда я тебе давал только 1 дирхам! Я ответил, что заработал. На что родители не поверили, как в таком возрасте можно заработать такие деньги и где, самое главное? На тот момент за выход артистам платили от 25 – 40 $ я принес (+ -) 50. На следующий день к папе подошёл директор цирка Фадя и сказал сын у тебя молодец, деньги уже зарабатывает. Папа удивлено спросил: «Где?», и он ему показал. После этого родители извинились, что отругали меня.

В раннем детстве у вас был забавный случай, когда вы не смогли вспомнить родителей, которые отсутствовали 3 месяца на гастролях. Как быстро вы освоились?

В принципе, я был коммуникабельным ребёнком. В коллективе было трое детей моего возраста, и мы всегда были вместе, поэтому мне было не скучно. Плюс другая страна: условия, климат. Артистов принимающая сторона возила на экскурсии и дети, естественно, с ними ездили. Животные у нас в коллективе были, поэтому я понял, что тут неплохо (улыбается). Дети любят животных.

После этого случая родители стали брать вас в гастроли каждый раз. Тем временем, ваша сестра училась в школе. Она также интересовалась темой цирка или развивалась в другом направлении?

Моя сестра до школы ездила с родителями и занималась гимнастикой, как моя мама. Затем она подросла и не очень переносила дорогу, часто отказывалась ездить. И ей не нравился кочевой образ жизни. Она оставалась с бабушкой и приезжала на каникулы к нам. Окончила Московский гуманитарный институт имени Екатерины Романовны Дашковой. Также Клинический медицинский центр МГМСУ им. А. И. Евдокимова по специальности клинический психолог. Работает уже более 17 лет в Московском научно-практическом центре наркологии Минздрава России.

В одной из поездок вы попали в плен к боснийцам. Как такое могло случиться в современное время? Расскажите эту историю.

Действительно, сейчас трудно это представить, что такое могло произойти, но это было наяву. В 93-м году был контракт в Югославию, наш коллектив в полном составе под Руководством моего отца (23 человека с 4 детьми) вместе с животными попали в плен к боснийцам. Нашим импресарио был серб по национальности. Шла война, и после нескольких выступлений, он нас «кинул» – не заплатил денег артистам. А для того чтобы это не выплыло наружу, решил спрятать концы в воду – просто продал нас в рабство. Я и 3-е моих друзей, когда родителей взяли в плен, смогли пролезть через маленькие дыры. Чтобы найти еду взрослым, мы ходили по помойкам, искали, что не до конца испортилось или недоедено и несли взрослым. А они уже отбирали, что можно было есть, а что нет.
По рассказам родителей когда мы переезжали украинско-венгерскую границу, пограничники смотрели на нас круглыми глазами: «Куда вы едете?!» Наш коллектив считал, что делаем благое дело – являемся чуть ли не миротворцами.

Потом, когда нас перевозили из одного места где удерживали в другое, моему отцу удалось выскочить из арестантского автобуса и спрятаться. На перекладных он добрался до нашего посольства в Белграде. Там говорят: «Ваши проблемы – решайте сами!» От злости он даже подумал обратиться в американское посольство. Но встретил русских солдат-миротворцев. Они все наши проблемы быстро решили. Даже паспорта скоро вернули.

После 9 класса вы поступили в Государственное училище циркового и эстрадного искусства им М. Н. Румянцева (Карандаша). Как считаете, основы цирковой подготовки вам дала учёба в училище или, всё же, атмосфера цирка с раннего детства?

Основы цирковой подготовки, конечно, мне дала атмосфера цирка с раннего детства. Я каждый день наблюдал как все репетируют, и дети всегда повторяют за родителями. Но не все на моем курсе были дети артистов. Многие были подготовлены, кто-то был из спорта, кто-то самоучки из цирковых студий и т. д. Были и те, кто просто пришёл поступать и ничего не умели, но было огромное желание и это тоже немало важно! Естественно, выбор был на тех, кто уже хоть как-то подготовлен. Было три этапа и с каждого из них кто-то отсеивался. Лучше, конечно, быть уже чуточку подготовленным и иметь понимание куда ты идёшь и для чего! У меня из однокурсников по пальцам можно перечислить тех, кто после выпуска стал работать в цирке. Вопрос: «Для чего нужно было тогда сюда поступать если вы дальше не собирались идти в цирк?!»

Вы, как и ваш папа, прошли все этапы цирковой карьеры. Начинали униформистом, потом были артистом, администратором, главным администратором, заместителем директора, а потом уже стали директором цирка. А можно ли сразу начать работу на манеже? Насколько в работе артиста важны эти этапы?

Цирковая отрасль сама по себе уникальна и трудна. В работе артиста не все проходят эти этапы, так как они не совсем необходимы для артиста. Поверхностно знать можно, но углубляться не стоит, ведь задача артиста совсем иная. А вот для руководителя будет неплохо было б знать азы, включая все тонкости этого дела, так как он отвечает за всё, что происходит в цирке.

В вашей семье каждый получил образование в сфере экономики и управления. Почему вы выбрали именно это направление?

Раньше, наверное, было модно быть экономистом или юристом. Я выбрал сначала экономику и управление на предприятии, так как знал, что мне это пригодиться в жизни и после подкрепил юридическими знаниями. В итоге всё это идеально подошло для моей нынешней должности и думаю, в дальнейшем тоже.

Сейчас вы директор цирка. Позволяет ли такая ответственная деятельность совмещать эту должность с работой на манеже?

Я занимаю должность только директора, я уже не артист. Так как артисты должны путешествовать из города в город, из страны в страну, а это проблематично для директора. Можно выступать, как артист, в этом же цирке, где и руководишь, тогда будет проще. Вообще это практикуется. В нашей компании – Росгосцирк, такие случаи были, но правда недолго. Пришлось выбирать либо руководить, либо выступать, так как обычно должность была в одном месте, а выступать приходилось в других регионах.

Как полагаете, в каком возрасте стоит задуматься о карьере артиста цирка? Дайте свой совет подрастающему поколению будущих артистов: как добиться профессионализма в исполнении?

Я думаю, нужно уже с детства заниматься физической подготовкой своего организма, даже если потом этот человек передумает поступать в цирковое училище или работать в цирке, ему всё равно это в жизни пригодиться. Спорт, в меру, ещё никому не вредил. Я уже с детства знал, что буду директором и шёл к своей цели. Когда я был маленьким, родители работали в Ростовской дирекции цирков на сцене под руководством Г.И. Полуяна, он всегда, когда меня видел говорил, вот директор пришел (Моя замена растёт) и все смеялись.

Главное иметь желание, силу воли, преодолевать трудности и стремиться к своей мечте, и тогда всё получится!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *