Станислав Богданов
«Я понял: чтобы добиться более высокого профессионального уровня мне необходимо поехать в Россию»
Станислав, вы — из цирковой династии. Как родители повлияли на выбор вашей профессии?
С самого раннего возраста я смотрел, как выступает в воздушном полёте мой отец Николай Богданов, и уже в то время очень хотел, когда вырасту, также работать в полёте.
Почти всё детство я провёл в цирках за границей. Постоянные переезды по городам и странам, гастроли в шапито. С детьми других артистов проводили всё время где-то на территории цирка.
Почему вы решили вернуться в Россию и пойти в цирк Никулина?
Примерно в 13-14 лет, работая с отцом в итальянском цирке, я начал понимать: чтобы добиться более высокого профессионального уровня мне необходимо поехать в Россию.
Вы решили создать свой номер «Воздушный полёт». Как проходила подготовка к нему?
После нескольких лет работы в номере под руководством Владимира Гарамова, когда мне исполнилось 18, решил, что хотел бы сделать собственный воздушный полёт. Обратился к руководству цирка Никулина, но в тот момент в меня не совсем поверили и, чтобы доказать серьёзность своих намерений, самостоятельно закупил весь реквизит, страховочную сетку, уговорил несколько ребят присоединиться ко мне, и мы поехали в Казань на репетиционный период. Там снимали комнату на окраине города за свой счёт. Репетиции проходили по ночам, с открытием метро утром возвращались домой. После месяца репетиций закончились деньги, и мы записали на видео результаты, которых удалось достичь, и я поехал в Москву показать материал руководству цирка Никулина. После некоторых раздумий нам всё-таки дали шанс, взяли в штат цирка и дали испытательный срок — три месяца репетиций в Москве. После репетиционного периода с режиссёром Еленой Польди 1 сентября 2008 года состоялся выпуск нашего номера, и нас сразу отправили на первые гастроли в Гомель.
После плодотворной работы с режиссёром Русланом Ганеевым вы участвовали в фестивалях в Париже и Монте-Карло. Чем они запомнились?
В 2011 году нам предложили поехать на фестиваль «Цирк завтрашнего дня» в Париже. Для участия было запланировано сделать новую постановку номера с режиссёром Русланом Ганеевым, но по ряду причин не получилось успеть в установленный срок, решили отказаться от участия в фестивале.
Позже нас повторно пригласили на фестиваль в Париж в 2016 году, на который мы успешно съездили и получили серебряные медали.
В фестивале в Монте-Карло мы участвовали в 2018 году и получили «Бронзового клоуна».
Как со временем развивался номер?
В 2008 году, когда мы только начинали, в нашем номере было всего четыре человека. Номер потихоньку эволюционировал, добавлялись новые артисты, трюки, реквизит и вот сейчас нас уже 12 человек.
Три года назад в юбилейной программе Московского цирка Никулина «Почти серьёзно» состоялся выпуск перекрёстного полёта «Берегите клоунов». Как удалось разработать и смонтировать конструкции для номера?
За три месяца до премьеры программы «Почти серьёзно» главный режиссёр нашего цирка Евгений Шевцов поставил задачу: нужно придумать такой аппарат, который будет после номера скрываться под куполом. Мы с Владимиром Тарасовым, техническим директором цирка, начали обсуждать варианты, как всё это можно реализовать.
Для воплощения этой идеи мы решили обратиться к моим давним друзьям — братьям Вадиму и Виталию Бастригиным, которые имеют большой опыт в организации масштабных воздушных шоу. Они помогли разработать, изготовили и смонтировали весь аппарат. Получилась большая сложная конструкция, которая управляется электрическими лебёдками и спускается из-под купола цирка для исполнения номера. Можно сказать, что и для нас, и для них это был эксперимент, и самое главное, что у нас не было права на ошибку из-за очень ограниченного времени до премьеры. По ходу работ было много трудностей и непредвиденных обстоятельств, в один момент даже были мысли, что может не получиться всё сделать в срок. В том числе после первых репетиций на аппарате было до конца непонятно, сможем ли мы приспособиться к новым ощущениям из-за большого люфта конструкции, но решения нашлись достаточно быстро, и всё получилось.
Позже для программы цирка Никулина «Акварель» вы подготовили «Трехпараллельный полёт», для которого на страховочной сетке была нарисована картина Марка Шагала. Как осуществлялась эта идея?
Во время работы в программе «Почти серьёзно» я начал разрабатывать с конструктором и изготавливать новый реквизит для будущего варианта нашего номера. В какой то момент возник вопрос: какого цвета делать новую сетку для номера. Спросил об этом нашего режиссёра Е. Шевцова, на что получил ответ, что пока у него не родилась идея для нашей новой постановки. А время уже начинало поджимать.
Однажды поздно вечером мне, наконец, пишет Евгений Шевцов: «Придумали. Это очень сложно, но очень круто! Но если всё получился, то будет бомба!» Когда он рассказал, чего хочет, я начал подбирать правильный материал для сетки, важно было, чтобы ячейка была небольшая, иначе рисунок не будет просматриваться. В итоге взяли несколько образцов материала и отправили художнику, что бы тот смог подобрать нужный состав красок, которые бы не стёрлись быстро. Несколько ночей художники провели в цирке, рисуя эту картину Шагала на сетке, результат получился отличным!
Отдельное спасибо хочется сказать руководству цирка Никулина за то, что верят в нас и дают воплощать самые смелые идеи.
Вы реализовали проект «Уличный полёт». В чём особенности этого номера?
Где-то в 2012 году директор немецкого цирка «Флик-фляк» Бэнно Кастэйн собирался делать новое шоу. Он позвонил и сказал, что задумал возродить старую идею из цирка «Архаос», где воздушный полёт был сконструирован на специальном автоприцепе и пригласил нас принять участие в этом проекте. Обстоятельства сложились так, что идея не была воплощена в тот момент, и я задумал в будущем всё же реализовать эту задумку самостоятельно в России.
Вместе с опытно-конструкторским бюро «Автоматика» под руководством Александра Горчакова мы начали разрабатывать чертежи. Важно было, чтобы аппарат для выступлений на открытом воздухе получился по параметрам и размерам таким же, как в стационарном цирке, что повлекло многие сложности в дальнейшем при изготовлении, так как конструкция получилась очень внушительных размеров.
В 2020 году, когда в пандемию запретили выступления и даже тренировки в цирке, нам очень пригодился новый реквизит. Пока был запрет, мы тренировались недалеко от Москвы на базе у Владимира Дерябкина.
Позже нам удалось выступить на байк-шоу Ночных волков в Севастополе. Получился уникальный проект. Президент байкерского клуба Александр Хирург захотел, чтобы мы смонтировали нашу конструкцию на крыше — 25 метров над землёй. Это, наверное, был один из самых сложных и необычных для нас проектов. Всё было в новинку — выступление на новой конструкции плюс то, что это всё нужно было поставить на самый верх, нужно было заново привыкать. На такой большой высоте был сильный ветер, и необходимо было подстраиваться, так как это всё мешало. И, конечно же, никуда не деться от банального страха. Одно дело, когда выступаешь годами в цирке на примерно одинаковой высоте и в привычном пространстве, и совсем другое, когда высота в три раза больше, сильный ветер, много пространства вокруг. К тому же конструкция не такая устойчивая, как кажется на первый взгляд, и поначалу казалось, что может не получиться. Сначала было очень много сложностей с монтажом, потом шли репетиции и прогоны, на которых мы никак не могли нормально и чисто сделать свои трюки. Но выступление в самый главный день при стотысячной аудитории прошло лучше, чем можно было мечтать, и мы наделали там много шума. Все новости и обзоры мероприятия говорили только о нас. В 2023 году мы снова выступили на байк-шоу, но уже в Волгограде, шоу было посвящено 80-летию Сталинградской битвы.
Вы выступаете в разных цирках мира. Что особенно запомнилось в выступлениях за границей?
Везде бывают разные ситуации. Например, когда мы приехали на гастроли в знаменитый немецкий цирк «Кроне», оказались в довольно необычных условиях. Там программы сменяют одна другую без репетиционных дней, то есть вечером заканчивает одна большая программа — утром уже генеральный прогон в костюмах новой программы и два шоу в этот же день. Вечером накануне сначала мы ждали, пока всю подвеску снимут артисты заканчивающей программы. Где то после полуночи мы только начали монтировать свой аппарат, примерно в пять-шесть утра удалось немного порепетировать, а в девять уже генеральный прогон! На наше удивление мы отработали и прогон, и два шоу в этот день по полной и без падений.